Елена Ерилкина
Конспект НОД по математике по программе Петерсон «Таблицы» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Таблицы»
Цель: сформировать представление о таблице.
Задачи:
1. Образовательная: формировать представление о строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице; тренировать счётные умения, умение определять и называть форму, цвет и размер плоских геометрических фигур; закрепить умение находить известные детям геометрические тела по осязательно воспринимаемому образу, соотносить цифру с количеством; формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения, самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает».
Публикация «Конспект НОД по математике по программе Петерсон „Таблицы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
2. Развивающая: тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие и коммуникативные способности, инициативность.
3. Воспитательная: побуждать обучающихся к сотворчеству и сопереживанию.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и физическое развитие.
Формы организации: подгруппа, пары, индивидуальная, самостоятельная.
Активизация словаря: таблица, столбец, строка.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Ёжик», физминутки, правил игры «Да-нет-ка», знакомство с камешками Марблс.
Развивающая предметно – пространственная среда: игрушки (лиса, зайцы, коробка, мольберт с таблицей, геометрические фигуры, цифры 0 – 8, геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед, призма, камешки Марблс, картинки с лисой, ёжик в корзинке, шарики су-джок, записи (звуки фырканья ежа, плач зайчат, физминутка, магнитофон.
Используемые технологии (методы и приемы, игры):
проблемно-поисковая, игровая, системно-деятельностный подход, ТРИЗ, Су-Джок, камешки Марблс, ситуация успеха.
Планируемый результат: обучающиеся получили представление о таблице и удовольствие от проделанной работы.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть.
1. Создание проблемной ситуации. Игра «Да-нет-ка»
З. : мотивировать детей на включение в игровую деятельность, тренировать мыслительные операции.
(Раздаётся плач)
-Что это?
-Кто-то плачет.
-Кто бы это мог быть? (варианты детей)
Появляется Лиса (игрушка)
-Кто это ко мне пожаловал?
-Лисичка, расскажи нам, кто это у тебя под платком плачет?
-Угадайте! (играют в «Да-нет-ку», узнают, что там зайчата)
-Я с удовольствием отпущу зайчиков, если вы выполните все мой задания!
- Ну что, ребята, спасем зайчат? (да)
2. Разминка.
З. : актуализировать счёт до 8, место каждого числа в числовом ряду.
- Перед любой работой надо размяться. Расставьте цифры по порядку. (или следующий за)
- Молодцы, получайте своего первого зайца.
Основная часть.
Знакомство с новым материалом.
3. Игра «Рассели фигуры»
З. : актуализировать представление детей о таблице и её строении, тренировать счётные навыки – анализ, сравнение, развивать внимание.
- Посмотрите, ребята, новый дом. Внимательно его рассмотрим. (Обсуждают особенности дома).
-Около дома геометрические фигуры. Они построили себе дом, но не знают, как расселиться. Надо им помочь. Как мы это сделаем? (заселяют по своему желанию).
-Теперь фигуры хотят пойти погулять. (Обучающиеся берут по фигуре и гуляют с ними).
Затруднение в игровой ситуации
-Фигуры решили вернуться домой! (Дети не могут вернуть фигуры в свои домики)
-Почему вы не можете вернуть фигуры домой?
-Забыли, где они живут.
-Значит, как нам надо расселить фигуры?
-Чтобы запомнить, кто где живёт.
Открытие нового знания или умения
- Придумайте сами. (Варианты).
-Чем отличаются жильцы друг от друга?
-Цветом и формой.
-Разделим их на группы по цвету (дети образуют группы красных, синих и зелёных фигур).
- Куда поселим красные фигуры? (Варианты). Давайте поселим их на верхнюю строчку (затем расселяют зелёные и синие).
-Теперь откроем кладовую и посмотрим обозначения. О чём они нам говорят?
-Что на строчках живут фигуры разного цвета. А теперь заглянем на чердак. О чём говорят фигуры, нарисованные наверху?
-Что в каждом столбике живут одинаковые фигуры.
Обучающиеся разбирают свои фигуры и по очереди расставляют их согласно обозначениям, проговаривая : «Моя фигура живёт на …строке, в …столбике.
-Возьмите свои фигуры и покажите их лисичке. А теперь верните их в свои домики
-Молодцы, справились с заданием! Получите второго зайку!
Закрепление ранее изученного материала.
4. Игра «Соотнеси цифру с количеством»[/i]
З. : тренировать умение соотносит цифру с количеством.
- В нашем лесу сейчас много грибов. Почему? (Осень). Возьмите по одной цифре и принесите с полянки столько же грибов (цифры по количеству детей) Если кто-то затрудняется, нужно использовать 1 правило математики.
-Спроси у того, кто знает. (Дети работают самостоятельно, затем все вместе проверяют результаты, помогают друг другу)
- Ну, вот мы и справились. Лисичка, отдай нам ещё одного зайку. (3)
5. Музыкальная пауза (звучит музыка, ребята включаются в игру «Самолёт»)
З. : организовать активный отдых детей.
6. Игра «Найди на ощупь»
З. : тренировать умение на ощупь определять форму геометрических тел.
- Я нашла какую-то коробку. Что в ней, Лисичка?
-Собирала я грибочки и смотрите, что нашла! (Показывает корзину, накрытую платком). Помогите разобраться, а я вам за это зайца отдам!
- Кто хочет помочь? (В мешочке шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед).
- Молодцы, ребята! Вы спасли ещё одного зайчика! (4)
7. Игра «Где мой паспорт».
З. : закрепить умение соотносить геометрические фигуры с их паспортами.
-Что это? (На столе лежат карточки с символами, характеризующими геометрические фигуры и сами фигуры)
-Карточки с символами и фигуры.
-Что же здесь нужно сделать?
-Подобрать карточки к фигурам. (Обучающиеся по очереди озвучивают свою карточку и берут фигуру)
- За это мы получаем пятого зайчика!
8. Массаж шариками су-джок. [/i]
З. : повысить сопротивляемость организма в период сезонных заболеваний.
Раздаётся фырканье ежа.
-Ребята, кто это?
-Ёжик. (Под ёлкой корзинка с ёжиком и шариками ежатами).
-А вы умеете разговаривать на языке ежей? Попробуем вместе! (Имитация)
-Ежата всё время плачут, не спят, как вы думаете почему (Варианты)
-Мама-ежиха просит помочь ей уложить малышей. Как мы это можем сделать? (Вместе делают массаж, поглаживают, качают ёжат и осторожно кладут в корзину).
Слова-сопровождение (интернет-ресурсы):
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
Очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
На ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
9. Камешки Марблс
З. : тренировать умение соблюдать ритм.
-Наша Лисичка необыкновенная модница и очень любит бусы. Соберите их, соблюдая ритм. (Обучающиеся, разбившись на пары, разлаживают камешки на нарисованные нити).
-Вот наш шестой зайка!
Заключительная часть.
Закрепление нового материала.
Пока мы выполняли задания лисички, фигуры снова сбежали из дома. Отнесём их назад! Какие фигуры живут на первой строке? (2,3). В первом столбце (2,3?
Оценка результатов
З. : провести рефлексию деятельности на занятии.
-Ребята, мы спасли всех зайчиков. Теперь вспомним, за какое задание мы получили каждого! (Обучающиеся при помощи воспитателя и освобождённых игрушек восстанавливают цепочку решённых в ходе НОД задач).
-Мы справились с задачей? Похлопаем друг другу! (Аплодисменты). А теперь отнесём зайчат нашим друзьям, расскажем о своих приключениях и покажем, как собирать бусы для Лисички из камешков Марблс.