Галина Стецкая
Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет «День рождения звука «Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Познакомить детей со звуком “л”.
- Учить детей составлять звуковую схему слова и звуковой анализ слова.
- Закреплять соотношение «звук – буква», умение вслушиваться в звучание слова, интонационно выделять первый звук в слове, делить слова на слоги, выделять ударение.
- Развивать общую и мелкую моторику, внимание, память.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход:
Темочки:
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель читает стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро доверчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
1. В: (к детям) : Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку. Сегодня нам пришло приглашение из города Звукоград, нас приглашают на день рождения звука «Л». Принимаем предложение? Чтобы попасть на день рождения, нужно выполнить задание: Свое имя нужно разделить на слоги с помощью хлопков в ладоши. (Дети выполняют).
2. В: Вот мы и попали в Звукоград, в этом городе есть разные улицы, вот улица “Певцов” (к детям) : “Какие звуки здесь живут?”
Дети отвечают: Здесь живут гласные звуки (а, о, у, э, и, я, е).
В: Вот улица “Громкая” и «Тихая». Как вы думаете, на «Громкой» улице какие звуки живут? (Ответы детей : Здесь живут звонкие согласные).
В: Какие звуки живут на “Тихой” улице? (Здесь живут глухие согласные.)
В: А ещё в Звукограде есть улица «Твердая», где живут твердые согласные звуки, и «Мягкая», где живут мягкие согласные звуки. Ну, вот мы с вами и познакомились с улицами этого замечательного города. (Предлагаю детям присесть на свои места.)
3. В: А где же наш именинник? (показывает букву «Л»). Посмотрите, звук «Л» обозначен на доске буквой «эЛ».
Алфавит продолжит наш
Буква «Л» - лесной шалаш.
В. Давайте рассмотрим, из чего состоит буква «эЛ». На что похожа буква «эЛ»? (Ответы детей). (Дети «прописывают» букву в воздухе.)
- Скажите, звук «Л» какой: гласный или согласный, звонкий или глухой? Может быть твердым, например: лампочка, может быть мягким: лягушка.
4. В: На дне рождения все веселятся и играют. Я тоже предлагаю вам поиграть с фишками, которые лежат у вас в конвертах. Нужно составить схему слова, а какого вы узнаете, если отгадаете загадку:
Посмотрите-ка, какая -
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Ответы детей.)
В: В ваших конвертах лежат фишки синего, зеленого и красного цвета. Скажите, какие звуки мы обозначаем фишками синего цвета? ( Дети: синим цветом мы обозначаем согласные твердые звуки.)
В: А зеленым цветом? ( Дети: согласные мягкие звуки.)
В: Возьмите карточку с четырьмя клетками и приготовьтесь к составлению схемы. Кто хочет поработать у доски?
В: - Какой первый звук в слове «лиса»? (Ответы детей : «ль», он согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом).
- Какой второй звук? (Ответы детей : «и», он гласный, обозначаем красным цветом).
- Какой третий звук? (Ответы детей : «с», он согласный твердый, обозначаем синим цветом).
- Какой четвертый звук? (Ответы детей : «а», он гласный, обозначаем красным цветом).
Анализ слова «лиса» :
В:- Сколько всего звуков в слове «лиса»? (четыре)
- Сколько согласных звуков? (два)
- Сколько гласных звуков? (два)
- Сколько в слове «лиса» слогов? (два)
- На какой слог падает ударение? (на второй)
5. Дидактическая игра “Твёрдый - мягкий”. ( Картинки: слон, лось, ложка, лошадь, лыжи, лужа, лук, лопата, луна, лупа, лампа, лейка, листок, пила, лев).
На столе лежат картинки. Выберите картинки, где в словах первый звук «л». (Дети выбирают картинки и встают снова в круг.) Определите, какой звук «Л» : твердый или мягкий.
6. В: Давайте устроим небольшую разминку. Предлагаю поиграть в игру “Доскажите словечко”.
1. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса. Кто же это… (лиса)
2. На скамейке у ворот Лена слезы горько… (льет)
3. У себя в саду Андрейка поливал цветы из… (лейки)
4. Лейся, дождь, веселый, мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать босиком по… (лужам)
7. В: А сейчас пришло время сказки. Присаживайтесь на свои места. Сказка называется “Лисенок и лягушонок”. Ребята, нужно внимательно слушать сказку и запомнить слова со звуком [л, л'].
«В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит, лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
- Зеленее всех зеленок – лупоглазый ля-гу-шо-нок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
В: Назовите слова со звуком «л,ль», которые вы запомнили.
8. В: В день рождения обычно дарят подарки. Давайте и мы слепим из пластилина букву “Л”, и подарим нашим гостям.
9. В: Мы еще раз поздравляем звук “Л” с Днем Рождения, и нам пора возвращаться домой. А чтобы вернуться домой, нужно всем вместе проговорить чистоговорку:
Ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу – стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
10. В: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие в Звукоград? Что вам больше всего понравилось? Какие задания для вас были трудными? А какие задания были самые интересные?