Лилия Хлопчур
Конспект НОД по развитию речи для детей 3–4 лет «Про торопливую ящерицу и колючки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Про торопливую ящерицу и колючки»
Цель: расширение и уточнение знаний о ящерице.
Задачи:
- обогащение словаря, развитие связной речи, грамматического строя;
- знакомство со звуком [й];
- тренировка воображения, памяти, внимания, восприятия определенных качеств предметов;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей 3–4 лет „Про торопливую ящерицу и колючки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ящерицы
- Темочки
- совершенствование возможностей мышц артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, умения быстро принимать и изменять пальчиковые положения, активизация контроля за тактильными ощущениями и мышечной чувствительностью.
Материалы: Ёжик, Лисенок; набор колючих и неколючих предметов (небольшие пластмассовые и деревянные детали конструкторов, маленький каучуковый мячик, ластик; массажная щетка для волос, массажная рукавица или массажный коврик с жесткими зубчиками, ершик, жесткая щетка (можно зубную, сухой плод каштана, веточка ели); картинка с изображением ящерицы, артикуляционная карточка «Молоток»; листы с иллюстрациями, зеркала.
Ход НОД
1. Введение в игровую ситуацию
В. : Однажды Ёжик забрел далеко-далеко в лесную чащу и на узенькой тропинке под елочкой кое-кого повстречал. (Воспитатель показывает картинку с ящерицей.) Как называется этот зверек?
С помощью воспитателя дети составляют рассказ-описание ящерицы : какого цвета ее кожа, какие лапки, хвост, туловище, голова, глаза, чем питается ящерица (насекомыми, как передвигается, как в случае опасности умеет отбрасывать хвост.
Ящерица очень спешила, и поэтому, увидев Ёжика, не успела остановиться и врезалась в него. «Ой-ой-ой!»- закричала ящерица, уколовшись об Ёжика, и отпрыгнула в сторону елки. Там она снова закричала. Почему, как вы думаете? (Потому что снова укололась о ветки ели). Но на этом неудачи ящерицы не закончились.
- Дальше проведите пальцем по направлению, указанному стрелками, и расскажите, обо что еще укололась ящерица.
«Почему меня всё вокруг колет?» - спросила ящерица, горестно потирая бока. «Тебя не всё колет, - объяснил Ёжик. - А только колючие предметы». Но ящерица не знала, как отличить колючее от неколючего, не дотрагиваясь до него. А вы, ребята, можете различать колючее и неколючее?
2. Мотивационная игра
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, где заранее разложены вперемешку колючие и неколючие предметы, и предлагает детям самостоятельно разложить предметы на две соответствующие кучки. Предварительно уточняется значение слова «колючий» (значит, можно уколоться). В конце колючие предметы остаются для дальнейшего использования, остальные убираются.
- Чем еще можно уколоться, гуляя на улице? (Ветками шиповника, колючками розы, найденными острыми предметами - булавками, кнопками, иголками и т. д.)
- Как можно избежать царапин и уколов, полученных от острых и колючих предметов? (Их не надо трогать, надо обходить.)
3. Затруднение в игровой ситуации
Звуковая работа
- На прошлом занятии вы узнали, что есть звук [Й']. А сегодня вы узнаете, что есть звуки, очень похожие на звук [Й'], - это [Й'][А], [Й'][0], [Й'][У], [Й'][Э].
Эти звуки слышатся в именах детей : Яна, Яша, Ярослав; Юра, Юля; Елена, Ева, Егор. Они также есть в «колючих» словах: ёжик, ерш, ель, копье, ежевика. И еще во многих других словах.
- Добавьте один из этих звуков в конце слова:
Баю - баюшки - ба. Целый день сижу и шью.
Не ложися на кра. Я одела всю семь.
Ваня, Петя, Стас и я - Все мы верные друзь.
- Назовите «колючие» картинки, четко выговаривая звуки [Й'][А], [Й'][0], [Й'][Э]. (Ежевика, Ёрш, копьЁ, Ёж, Ель.)
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
- Доскажите слова:
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица
Музыкальная. (юла)
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них –
Очень тихий. (ёжик)
Физминутка "В гости к ёжику"
В гости к ёжику пойдем,
Много шишек соберем.
И больших, и маленьких
Для ребят удаленьких!
5. Самостоятельное применение полученных знаний
Артикуляционная разминка
Воспитатель показывает артикуляционную картинку «Молоток».
- Как называется этот инструмент?
- Ответьте мне, пожалуйста, можно ли уколоться молотком? Почему?
- Для чего нужен молоток?
- Сейчас мы поработаем языками, как молотком. Для этого надо улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом «Т-Т-Т-Т-Т».
Упражнение выполняется долго, пока не устанет язык. Важно следить, чтобы во время выполнения упражнения рот оставался открытым, а нижняя челюсть была неподвижна. Во время выполнения упражнения воспитатель может продекламировать стихотворение из сборника И. Д. Агеевой:
Непослушный молоток
Бьет и вкось, и вкривь, и в бок.
Пусть болит моя рука –
Я упрямей молотка.
Я не зря, друзья, устал –
Молоток послушным стал.
6. Рефлексия.