ИННА ЛУЦЕНКО
Конспект НОД по познавательному развитию «Лес — большой дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие экологического мышления детей
Задачи: Формировать представления у детей о лесе, как общем «доме» для растений и животных; показать многоэтажность леса и особенности каждого этажа, учитывая природные данные поселившихся на них животных и растений; упражнять в классификации растений (трава, цветы, кустарники, деревья, животных (звери, птицы); упражнять детей в составлении композиции леса с использованием природного материала (листьев различных деревьев и кустарников).
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Лес — большой дом“» размещена в разделах
Развивать познавательную активность, мышление, память, творчество, речь. Способствовать снятию напряжения.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Интеграция: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Развивающая среда : картинки с изображением различных домов и леса, мольберт, кубики – растения с изображением травы, цветов, кустарников, деревьев, один кубик – лесной «подвал»; кубики – животные и изображением крота, зайца, медведя, белки, ястреба; атрибуты для театра: декорации деревьев, кустарников, шапочки-маски крота, белки, медведя; тонированный лист ватмана, листья деревьев, клей; клубок, костюм старичка Лесовичка.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций леса, растений, животных, рассматривание экологических знаков, беседы с детьми, чтение рассказа М. Пришвин «Этажи леса», стихотворений о лесе, загадывание загадок о животных, просмотр презентаций «Детская энциклопедия о животных», «Лес», «Правила поведения в лесу», подготовка атрибутов и драматизация сказки «Лесная сказка», сбор природного материала.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? (Ответы детей). У меня для вас есть интересная игра, хотите поиграть?
Игра «Найди лишнюю картинку»
(На мольберте выставлены несколько картинок с изображением различных домов и картинка леса. Воспитатель предлагает детям посмотреть и сказать, есть ли среди картинок лишняя или нет) (Дети высказывают свое мнение)
Воспитатель: Сколько разных мнений. А чтобы узнать, кто же прав, я предлагаю отправиться в лес и все узнать.
Воспитатель: Сегодня нашим помощником будет волшебный клубочек, который точно укажет нам дорогу в лес. Ребята, как вы думаете, что мы должны взять с собой в путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: А еще нам нужны зоркие глаза, чтобы все видеть вокруг и замечать красоту леса. Мы возьмем с собой ушки, чтобы слышать все звуки леса, нам понадобятся и добрые, заботливые руки, чтобы творить добро и помогать природе. А еще мы возьмем с собой хорошее настроение, чтобы в пути было веселее. Все готовы? Тогда в путь.
Дети идут под веселую песню «Кукушка» («Зеленая опушка идем по холодку.)
Чтение стихотворения детьми
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Ты нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
(Погореловский)
Детей встречает старичок Лесовичок.
Лесовичок: Кто такие и зачем,
В лес мой сказочный пришли?
Если с лесом вы в ладу,
Вас за это похвалю.
Если рушить и ломать,
То пути вам не видать!
Воспитатель и дети: Здравствуйте, старичок Лесовичок.
Воспитатель: Мы – добрые гости леса. Наши ребята знают правила поведения в лесу.
Лесовичок: Ну не знаю. Говорите вы хорошо, складно. Да такие ли вы на самом деле? Сейчас проверим. Скажите, что это у меня? (Лесовичок показывает экологические знаки) (Ответы детей)
- А что они означают?
Лесовичок раздает знаки. Дети объясняют значение каждого знака.
Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву,
- Нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
Воспитатель: Наши ребята знают лесные правила
Лесные правила. (Дети читают стихи).
1. Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
2. Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
3. Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки - не стрелять,
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
4. Топать, хлопать, палкой бить
Ты в лесу- всего лишь гость.
Здесь хозяин- дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
5. Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок.
Если я и ты, и вы вместе все сорвём цветы.
Опустеет вся планета и не будет красоты!
Лесовичок: Давненько я не встречал таких гостей, которые с добром в лес приходят. Вот и вам я говорю: «Добро пожаловать ко мне в гости!». У леса много секретов и тем, кто его любит и бережет, он их откроет. Хотите их узнать? (Ответы детей)
Лесовичок: Вот и первый секрет - РАСТЕНИЯ
- Что растет в лесу? (Ответы детей)
- Назовите их (Ответы детей)
- Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?
-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.
- Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели).
- Много в лесу деревьев.
- Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен. Помогайте.
Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.
- Чем отличается береза от ели, ель от сосны? (Ответы детей)
-Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)
- Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина и др.)
- Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)
- Ребята, вот как много растений леса мы назвали.
Лесовичок: Все эти растения растут в определенном порядке. Ведь в лесу, как в любом доме есть свой «порядок», свои этажи.
Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).
- Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.
- Третий - кусты и молодые деревца
- А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.
Выстраивание этажей леса с использованием кубиков – растений
Лесовичок: Вот какой дом у нас получился! Этот секрет мы раскрыли не до конца. Но в этом доме чего-то не хватает, ребята. Как вы думаете, чего? (Ответы детей).
Лесовичок: Конечно, оказывается, и в лесу, как и в обычном доме, есть еще один этаж – подвал. Как вы думаете, что находится в «подвале» леса? (Ответы детей)
- Правильно, тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
Дети достраивают из кубиков еще один этаж.
Воспитатель: Старичок Лесовичок, поиграем с ребятами в игру.
Лесовичок: Ребята, закройте глаза, а я превращу вас в любое растение леса, и создадим живую картинку. Попробуйте почувствовать себя настоящим лесным растением. А когда я превращу вас снова в девочек и мальчиков, вы расскажите, что почувствовали, будучи цветами, деревьями, травкой.
Игра «Лесные превращения»
По окончании игры дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, лес кажется на первый взгляд пустым – одни растения вокруг.
Лесовичок: Да, лес не сразу и не всем открывает свои тайны и секреты. Но стоит только прислушаться, присмотреться, то понимаешь, что он полон жизни. Слышите?
Слушание «Голоса леса»
Лесовичок: Ребята, кто живет в лесу? (Ответы детей)
Лесовичок: Каких лесных птиц, зверей вы знаете? (Ответы детей)
- Что интересного вы можете о них рассказать? Как называется их дом? (Ответы детей)
/Дети берут картинки с изображением животных и рассказывают о них, 2-3 предложения/
Лесовичок: Ребята, а вы знаете, что у каждого зверя, птицы в лесу есть свой дом, своя квартира. Поищем квартиру каждого из этих животных и построим пирамидку рядом с домом-пирамидой растений.
-Кто живет в лесном подвале? (Ответы детей)
- Посмотрите, в лесу каждый из жильцов имеет свою квартиру, на том этаже, где ему предназначено природой. Посмотрите, есть этажи, на этажах свои жильцы. На что похожи наши постройки? (ответы детей).
Воспитатель: Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая с этажа на этаж, из дома в дом. Ребята, а если бы так случилось, что какой-нибудь зверь или птица вздумали нарушить этот порядок в лесу: поменялись бы своими квартирами. Что бы тогда произошло? (Ответы детей)
Лесовичок: Мы можем все это увидеть. Приглашаю вас в театр посмотреть «Лесную сказку»
«Лесная сказка»
Воспитатель: Жили-были в одном лесу белка, крот. Объявил как-то раз медведь по всему лесу:
Медведь: Внимание, внимание все желающие могут обменяться своими квартирами!
Воспитатель: Услышали это белка и крот и обрадовались.
Белка: Устала я прыгать по деревьям.
Крот: Надоело мне под землей. Давай меняться?
Белка: Давай.
Воспитатель: Прошло три дня. Встретились как-то белка и крот на лесной полянке. И говорит белка кроту.
Белка: Крот, не могу я в твоём доме жить, мне тесно, дышать нечем, ничего не видно. Ямки рыть не умею, все лапки в кровь изранила.
Крот: А я до твоего дома так и не добрался. Карабкался, карабкался, сколько шишек набил. Голодный, солнце в глаза светит, совсем ослеп.
Белка: Давай обратно меняться? Мой домик на дереве такой удобный.
Крот: А я хочу в свою норку. Я могу жить только в земле.
Воспитатель: И решили они жить по-старому, каждый в своем домике. Вот такая история. Ребята, почему у них ничего не получилось у белки и крота? Где должны жить все лесные обитатели? (Ответы детей)
Воспитатель: Можно ли лес назвать домом? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, лес – это многоэтажный дом, в котором живет много разных жильцов. Они приспособлены к жизни только в своей квартире и все они нужны друг другу.
Воспитатель: Скажите, ребята, была ли картинка, где изображен лес, лишняя? (Ответы детей)
Воспитатель: Ну, что, ребята, пора попрощаться с Лесовичком.
Воспитатель: Мы много сегодня путешествовали, многое узнали и конечно, устали. Давайте отдохнем немного.
Аутотренинг «Путешествие на облаке»
Дети ложатся на коврик.
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где тебе будет хорошо.
Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (Пауза 30 секунд)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад. Слезай с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Воспитатель: А теперь пришло время возвращаться. Возьмем с собой маленькую частичку леса. Но мы не будем ничего отламывать, срывать, ведь мы гости леса, а не хозяева и, уходя из леса, мы оставим его таким, каким увидели впервые. Мы запомним все, что видели и слышали. Клубочек поможет нам вернуться в детский сад.
Дети идут под музыку
Воспитатель: Вот, ребята, мы и пришли. Чтобы сегодняшнее путешествие не забылось, создадим картину леса из листьев. Здесь есть все необходимое для нашей картины.
Коллективная работа «Лес»
Рефлексия
-О чем мы сегодня говорили?
- Где побывали?
-Что запомнилось больше всего?
-Что больше всего понравилось делать?