Тамара Владимировна Еремеева
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в Арктику»
Цель: в игровой форме уточнить и расширять представления детей об Арктике как об одном из материков земли, о жизни животных.
Задачи:
Обучающие: формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок.
Развитие связной речи : упражнять излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.
Развивающие : развивать познавательные способности через использование современных информационных технологий.
Воспитательные: воспитывать доброе и деятельное отношение к охране природы, дать детям представления о Красной книге.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в Арктику“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
Техническое: проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, аудио-запись-шум океана, шум пурги, метели, слайды. (Арктика, что это такое).
Раздаточный материал: восковые мелки, бумага, картинки для составления синквейна.
Игры – элементы сюжетной игры, выразительное движение, Д/игра «Кто назовет больше слов».
Ход НОД.
- Ребята, давайте мы отправимся в путешествие. А вот куда, узнаете, когда соберете картинки из этого конверта. Дети собирают картинки на карте – Арктика.
- Кто знает, как называется эта часть земли? Правильно, это Арктика. (Слайд)
- Сегодня мы совершим путешествие на Северный полярный круг и побываем в Арктике. Но на чем мы туда можем добраться? (Ответы детей).
- Предлагаю отправиться, на самолете. Как называются люди, которые управляют самолетом? (Летчики).
- Летчики – это командир корабля, штурман, радист и бортпроводница, стюардесса. Как мы можем выбрать летчиков и бортпроводницу?
Варианты детей - один из вариантов используется. Пассажиры занимают свои места. Стюардесса помогает.
Приветствие стюардессы:
- Наш экипаж приветствует вас на борту самолета ТУ-134. Самолет совершит путешествие на побережье Северного Ледовитого океана. –t0 за бортом - 200. Мы летим на высоте 10 тысяч километров. Желаю вам приятного полета. Для вашей безопасности пристегните ремни. Во время полета ходить по салону нельзя. Будьте взаимовежливы.
Командир: - Самолет к взлету готов. Все приборы в порядке. Включаю зажигание, набираю скорость 100-150, 200-250, отрыв, летим.
Штурман: - Высота полета 10 тысяч километров. Ветер северный, держим курс на острова Арктики. Видимость хорошая.
Радист: - Принял радиограмму, летим севернее через океан. Надвигается грозовой фронт. Высота 5 тысяч километров.
Стюардесса разносит книжки – желательно об Арктике.
Командир: - Подлетаем к аэропорту. Товарищ радист пошлите радиограмму, готова ли посадочная полоса.
Радист: - Радиограмму принял. Посадочная полоса готова.
Командир: - Начинаю снижение. Ш-ш-ш-ш-ш.
Стюардесса: - Наш самолет прибыл на Северный Полюс. t0-40. Доброго вам пути.
- Ребята мы прилетели. Давайте осмотримся вокруг. Предлагаю взять фотоаппараты, и что увидите интересного, зафиксируйте. Воспитатель подводит детей к экрану.
- Что за остров – Арктика? (Слайд)
- Россия самая большая страна по территории. Арктика это крайний север России. Край удивительный, неизведанный. Арктика царство льдов и снега. Арктика суровая и снежная, температура воздуха может достигать до 500. Зимой не увидишь солнца, и поэтому наступает полярная ночь. Лето здесь короткое и холодное. (Слайд).
- Кругом снег и льдины. Льдом покрыта вся земля Арктики. По Северно-Ледовитому океану плавают айсберги. Посмотрите на глобус. Это белая шапка и есть Арктика.
Аудиозапись шум пурги-метели
- Кто знает, что это за звуки? (Ответы детей). Правильно, это метель. В Арктике шумит пурга – она сильнее метели. Послушайте, как ведет себя пурга? (ответы детей)
- Давайте поиграем – вы превратитесь в снежки и если услышите слово «завывает» – произносите звук – «У-у-у-у», а если услышите слово «заносит» - соберетесь в группу и пойдете в одну сторону, «бушует» – разлетаются в разные стороны, кружась (все это делается под звуки пурги). Молодцы.
- Весной в Арктике можно увидеть полярное сияние. (Слайд)
Когда оно сияет и крутится в узор
И красотою своею притягивает взор.
То крутится в спирали, то тянется дугой,
Сверкает и играет цветом небосклон.
Бывает лишь зимою, когда полярная ночь
А день такой короткий, уходит быстро прочь.
К. Крипатовский
Слайд
- Скажите, северное сияние что делает? (Светится, сияет, переливается, блестит, сверкает).
- Давайте нарисуем северное сияние (Коллективное рисование на бумаге восковыми мелками, карандашами).
- В Арктике все белым бело, кругом лежит снег. Неужели здесь нет совсем жизни? (Ответы детей, воспитатель дополняет ответы детей и рассказывает интересные факты.)
Слайд
Белый медведь. Самый известный обитатель Арктики. Это самый крупный хищник на земле. Чем он питается? (Рыбой). На кого охотится? (Тюленей, моржей - детенышей). Он очень умный, может долго сидеть и караулить тюленя, закрыв лапой свой черный нос. Медведи хорошие пловцы, они умеют задерживать дыхание в воде на долгое время. Давайте и мы потренируемся (дыхательное упражнение).
Цель: учить дышать через нос, способствовать укреплению здоровья детей.
Холодно, кругом снега,
Зиму радостно встречаем –
Свежий воздух мы вдыхаем
Руки дружно опускаем.
Медленно все выдыхаем.
Морж – большое животное, под кожей у него толстый слой жира для того, чтобы не замерзнуть в ледяной воде. Моржи живут стаями.
Полярная сова - самая свирепая и крупная птица в Арктике. Это безжалостный хищник, с белым оперением. Она зорко видит. Чтобы наши глазки хорошо видели, сделаем гимнастику для глаз.
Цель: способствовать расслаблению и укреплению глазных мышц. Снятию зрительного напряжения.
Чтобы глазки не устали,
Быстро ими поморгали,
Влево смотрим, вправо смотрим,
Поднимаем вверх глаза,
Вниз посмотрим и закроем.
1, 2, 3, 4, 5 - будем глазки открывать.
- А это кто? Тюлень – это хищное животное. Вместо ног у него ласты. Он очень быстро плавает. На берегу становятся ленивыми.
Релаксация (сопровождается аудиозаписью – шум океана 2-3 минуты)
- Ложитесь на ковер по кругу в форме солнца. Возьмитесь за руки поднимите вверх. Это лучи солнца. Они теплые и прекрасные. В Арктике так редко появляется солнышко! Теперь каждый свои руки положит вдоль тела. Закрывайте глазки, представьте, что вы тюлени. Вы отдыхаете на берегу океана. Слышите, как шумит океан? Очень хорошо и спокойно лежать и нежиться под лучами солнца. Вы ощущаете приятное тепло солнышка. Вы вдыхаете свежий воздух, медленно и ровно, лень даже шевельнутся. 1-2-3-4-5 пора глазки открывать. Потянемся, как следует. Теперь вы бодрые и отдохнувшие.
- Вот какие интересные животные живут в Арктике. (Слайд)
- Но как мы узнали, что на нашей планете есть такое место как Арктика. Правильно, об этом мы узнали благодаря путешественникам, ученым. (Слайд)
- Ученые изучают повадки животных, не только на суше, но и под водой. Пользуются специальной аппаратурой. (Слайд)
- Охота и рыболовство привели к исчезновению многих животных. Редкими животными стали белый медведь, морж. Именно поэтому они занесены в Красную книгу. Вспомним что это за книга.
- Правильно, в эту книгу записаны те животные, которых очень мало осталось.
- Ребята, Арктика – это удивительное место. Мы, люди должны беречь природу и заботиться о братьях наших меньших. А нам уже пора возвращаться в детский сад.
Командир корабля объявляет, что самолет к полету готов.
Штурман: – Видимость хорошая, держим курс в детский сад.
Радист запрашивает готов ли аэропорт принять самолет.
Стюардесса приветствует пассажиров на борту самолета ТУ-134. - Наш самолет летит в детский сад. Для вашей безопасности пристегните ремни. Приятного вам полета.
- Пока наш самолет летит в детский сад, мы с вами составим говорящее письмо о самом большом животном Арктики. Это кто? (Белый медведь).
Физминутка
На Севере белый мишутка живет (шагают)
Но только как бурый он мед не сосет (показывают отрицание пальцем)
Наш Умка пытается рыбу ловить (зачерпывающие движения правой и левой рукой)
Чтоб вкусно покушать (поглаживание по животику)
И жить не тужить!
Игра с использованием технологии синквейн «Белый медведь».
Цель. Формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок.
- Давайте составим говорящее письмо о самом большом обитателе Арктики. Это кто?
1. Ребенок выбирает картинку.
2. Вспомните, какой он? Большой, выносливый, заботливый, умный, любопытный. (Выкладываются соответствующие карточки)
3. Что умеет делать белый медведь? Ходить, плавать, играть, охотиться, стоять.
4. А теперь давайте придумаем со словом белый медведь предложение (Подбирается соответствующая картинка)
5. Что вы представляется или чувствуете когда слышите слово «белый медведь»? Умка, хищник, Арктика.
После обсуждения воспитатель просит озвучить письмо.
1. Медведь.
Большой, сильный.
Ходит, плавает, стоит.
Я видела белого медведя в зоопарке.
Умка.
2. Медведь.
Умный, грозный.
Играет, ест, защищает.
Первый раз я его увидел на картинке.
Хищник.
3. Медведь.
Белый, выносливый.
Плавает, охотится, маскируется.
Это красивое животное.
Арктика.
- Молодцы, как интересно вы рассказывали. Пока мы составляли говорящее письмо, мы прилетели обратно в детский сад.
Командир – Самолет приземлился. Прилетел в детский сад. Ждет он с нетерпеньем ребят.
Рефлексия:
- Как замечательно мы погуляли. Где мы с вами побывали?
- Что вы сегодня расскажете близким?
- Нарисуйте, пожалуйста, дома с родителями животных Арктики, а из ваших рисунков мы сделаем свою книгу об Арктике.
- Вы сегодня се были большие молодцы! Спасибо вам!