Ольга Сорокина
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Ваши права, дети!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Ваши права, дети!
Цель: Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию „Ваши права, дети!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Материал: Письмо, волшебный сундук, детские портреты и рисунки символы, вырезанное из бумаги сердце, букварь, свидетельство о рождении, конверт, игрушечные тигрица с детенышем и домик.
Ход занятия:
В. : Мы с вами уже познакомились с разными правами, а сегодня мы все их вспомним. Для нас ребята приготовили стихотворение, сейчас они нам его расскажут.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
В. : Спасибо. Ребята, вы помните мы ходили на почту, смотрели как работают почтальоны и другие сотрудники почты. Я сегодня сходила на почту, и представляете нам пришла посылка и письмо. Это пишет нам наш маленький друг Лоло. Хотите услышать о его новых приключениях? Давайте прочитаем.
Здравствуйте ребята! Очень соскучился, но приехать не смог. Но мне очень хотелось рассказать вам одну интересную историю, поэтому я вам решил написать.
Однажды маленький человечек купил себе в магазине новую шляпу. Но шляпа была большая, что в ней он мог уместиться весь. День был жаркий. Маленький человечек дотащил шляпу почти до самого дома и уселся под ней отдохнуть. В это время мимо проходил какой-то гражданин. Он увидел шляпу, осмотрелся вокруг и быстро надел ее себе на голову, а вместе с ней и маленького человечка. Потом пошел дальше. Шел он между тем на собрание, которое организовали большие люди города. «Дорогие граждане! – сказал большой человек. – В последнее время в нашем городе происходят беспорядки, виной которым - некий маленький человечек. Он все время говорит о своих правах, а завтра захочет сесть нам на голову и будет доказывать, что он маленький и ему все можно!» тут гражданина что-то стукнуло по голове. Удивленный гражданин снял шляпу, и все ахнули: на голове у него сидел маленький человечек! «Прошу прощения, - вежливо сказал маленький человечек. – Я бы никогда не оказался здесь, если бы уважаемый выступающий не надел меня вместе с моей шляпой. И если я случайно сел вам на голову, вы имеете право потребовать, чтобы я ее покинул. Ведь большие люди имеют такие же права, как и маленькие. Никто не имеет права садиться вам на голову!»
Речь маленького человечка так понравилась собравшимся, что они долго передавали его в шляпе из рук в руки, говоря при этом: «Вы слышали, как он здорово сказал? Никто не имеет право садиться нам на голову!» Так на руках горожан маленький человечек в своей шляпе добрался до дома.
В. : Вам понравилось то, что сказал маленький человечек?
Д. : да, он правильно сказал что : «… большие люди имеют такие же права, как и маленькие», «Никто не имеет права садиться вам на голову!»
В. : Согласны вы с тем, что все люди – большие, и маленькие, имеют равные права?
Д. : Да, согласны.
В. : Кто из знакомых вам людей имеет такие же права, как вы?
Д. : Мама, папа, братик, сестренка…
В. : Сегодня мы еще раз вспомним, что это за права. Но сначала давайте сделаем небольшую разминку.
Все будет хорошо.
Дети встают в круг, берутся за руки, делают два-три глубоких вдоха.
Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения:
В небе солнышко взошло--- поднимают руки – вдох.
И всем улыбнулось. --- опускают руки – выдох.
Нам вдруг стало хорошо--- поднимают руки – вдох.
И больше не взгрустнулось--- опускают руки – выдох.
В. : Да и зачем грустить, если впереди столько всего интересного.
У меня в руках волшебный сундучок, который прислал нам маленький человечек – Лоло. Давайте посмотрим, что в нем.
Н. : Я тоже хочу с вами, и мне интересно.
В. : Конечно Незнайка, и ты тоже с нами.
(По очереди достают из сундука предметы, символизирующие знакомые им права человека. Каждое право кратко обсуждается.)
В. : (показывает свидетельство о рождении)
Н. : Зачем это он нам бумажку прислал? У нас что своих мало?
В. : Это документ, а что это за документ?
Д. : Этот документ называется - Свидетельство о рождении.
В. : О каком праве он вам напоминает?
Д. : свидетельство о рождении напоминает нам, о праве на имя.
В. : Как вы изобразили это право?
Д. : Мы изобразили в кругу ребенка, который держит флаг, на нем написано «ИМЯ»
В. : Что означает иметь право на имя?
Д. : У каждого человека есть имя, человек имеет право на то, чтобы его называли по имени.
В. : Как вы должны обращаться друг к другу?
Н. : Я знаю! Я буду называть вас «малявками» вы же еще маленькие, или нет я лучше каждому придумаю прозвище…
В. : Подожди Незнайка ты не прав. Ребята, так как же мы должны обращаться друг к другу?
Д. : Мы должны называть друг друга по имени
В. : Как следует обращаться к взрослым людям?
Д. : К взрослым людям следует обращаться на «ВЫ» и по имени отчеству
(Воспитатель достает из сундука следующий предмет)
В. : О чем вам напомнил конверт?
Д. : Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать друг за другом.
Н. : Ну, а если интересно, можно немножко, хоть одним глазком?
В. : Ребята, можно?
Д. : Нет, нельзя.
В. : А почему нельзя читать чужие письма?
Д. : Личное, не культурно, у каждого есть право на секрет.
(Воспитатель достает из сундука следующий предмет)
В. : Какое право может обозначать сердечко?
Н. : Я знаю! Каждый должен быть врачом и лечить сердце…
В. : Прав ли Незнайка?
Д. : Нет, сердечко обозначает - Право на любовь и заботу.
В. : Что значит забота?
Д. : Ухаживают, любят, переживают…
В. : Кто о вас заботится?
Д. : Родители, воспитатели, няня…
В. : О ком заботитесь вы?
Д. : О родителях, друзьях,.
Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и подарить кому-то теплоту своего сердца.
Дети становятся в круг и под спокойную, тихую музыку выполняют упражнение «Согрей птичку» : складывают ладони, представляя, что держат в руках птицу. Чтобы ее согреть, дышат на ладони, прижимают к груди и т. д. Затем выпускают на волю.
Сейчас вы почувствовали, как любовь согрела вас? Вам очень приятно чувствовать внутри доброту?
Д. : Мы почувствовали любовь в сердце, и она нас согрела.
(Воспитатель достает из сундука следующий предмет)
В. : Давайте посмотрим, что еще лежит в посылке? Как вы думаете, почему в сундуке лежит домик?
Н. : Ура! Я сейчас буду играть!
В. : Подожди Незнайка, сейчас Ребята, расскажут тебе, какое право обозначает домик.
Д. : Домик - право на имущество.
В. : Что означает право на имущество?
Д. : У каждого человека есть личные вещи, дом, нельзя брать чужое
В. : Почему нельзя брать чужое?
Д. : Вещи личные, надо сначала спросить.
В. : Как люди должны относиться к своему дому?
Д. : Бережно, следить за чистотой…
(Воспитатель достает из сундука следующий предмет)
В. : (педагог показывает букварь) Узнаете эту книгу?
Д. : Да, это букварь.
Н. : Я тоже угадал эту книгу!
В. : Молодец, Незнайка. О каком праве детей она напоминает?
Н. : Ой, а я не знаю.
Д. : О праве на учебу
В. : Почему это право необходимо?
Д. : Чтобы быть умными, образованными.
(Воспитатель достает из сундука следующий предмет)
В. : (педагог показывает тигрицу с тигренком) Почему маленький человечек положил в сундучок этих зверюшек? О каком праве вы вспомнили, глядя на них?
Д. : О праве быть вместе с мамой!
В. : Вот мы и вспомнили права, а прямо сейчас вы узнаете секрет нарисованных вами портретов.
(Раздает детям портреты, рисунки-символы прав, которые дети выполнили на предыдущих занятиях, клей.) Наклейте все рисунки-символы рядом с вашими портретами.
(Дети выполняют задание)
В. : Посмотрите вы все такие разные – и в жизни и на рисунках. Но каждому из вас принадлежат одинаковые права. Давайте положим ваши рисунки в кружок. Посмотрите, на что похож этот круг?
Д. : На цветок, на солнышко.
В. : Солнышко как будто светит всем людям. Каждый из вас – солнечный лучик, который может отдать свое тепло другим людям, согреть кого-то.
А что же наш маленький человечек? Однажды он исчез из города. И никто его больше не видел. Может, он ходит по своей огромной стране? Или отправился в другие страны? А может, он просто вырос? Почему бы и нет? Ведь у людей, которые знают свои права и чувствуют себя свободными, распрямляют плечи, появляется красивая осанка, они становятся выше. Маленькие люди постепенно превращаются в больших.
(Дети встают, выпрямляются)
В. : Вот так и идите по жизни – с гордой осанкой и улыбкой на лице. В счастливый путь!