Татьяна Фоменко
Конспект НОД по лепке в старшей группе компенсирующей направленности «Лепка из глины по мотивам дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по лепке
в старшей группе компенсирующей направленности
«Лепка из глины по мотивам дымковской игрушки»
Подготовила: Т. В. Фоменко МБ ДОУ «Детский сад № 49»
г. Биробиджан 2020 г.
.
Программные задачи:
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Группы компенсирующей направленности
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка из глины
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
Познавательное развитие:Закреплять представления о процессе создания народной дымковской игрушки, особенностях её росписи.
Художественно-эстетическое развитие:Учить лепить народную игрушку по замыслу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части способом примазывания. Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки. Продолжать формировать умение работать с глиной. Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.
Речевое развитие:Продолжать развивать умение задавать и отвечать на вопросы полным ответом. Ввести в активный словарь детей слова подмастерье, шликер, мастерская.
Социально-коммуникативное развитие:Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев
Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–Коммуникативное развитие», «Художественное творчество».
Методические приемы: использование ИКТ, наглядный материал, беседа, вопросы.
Материал и оборудование: презентация «Дымковская игрушка», звуки народных мелодий, картинки дымковских игрушек, свистульки, дымковские игрушки, глина, детали незаконченных игрушек, стеки, доска, влажные салфетки, вода для смачивания рук, шликер (жидкая глина, фартуки и нарукавники.
Индивидуальная работа:(Люба, Снежана)Учить детей соединять детали способом примазывания. Воспитывать уверенность в своем решении, развивать творчество.
Ход НОД
Вводная часть.
Воспитатель в народном костюме вместе с детьми заходят в зал, приветствуют гостей.
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно!
Дети: Здравствуй друг! Здравствуй друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
В этой группе все друзья! Я, ты, он, она!
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая я сегодня красивая, нарядная. Что я надела?
Дети: Вы сегодня одеты в русский костюм, на голове кокошник.
Воспитатель: Правильно ребята! И я не просто так его сегодня надела, я вам принесла игрушку, но игрушку не простую. Отгадаете загадку, узнаете игрушку :
«У детей в ладошках птички
С виду птички-невелички
Только птицы не порхают,
В небеса не улетают.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек-те свистят,
Всех в округе веселят».
Дети: (ответы)
Воспитатель:Правильно это свистулька.
Достает из сумочки свистульку. Показывает ее детям. Играет на ней.
«0й, свистулечка какая,
Глиняная птичка,
Необычная, смешная
Птичка невеличка».
Воспитатель:А кто придумал свистульки? Вы знаете?
( ответ: народ).
Воспитатель:Если свистульку придумал народ, то как её назовём?
(народная)
Я вам сегодня принесла свистульки. Хотите на них поиграть?
Воспитатель раздаёт детям свистульки, звучат народные напевы, дети подыгрывают (на подносе свистульки, после игры дети их убирают на место).
Воспитатель: Ребята, а чем моя свистулька отличается от вашей?
Дети: (Она расписана, на ней нарисованы узоры. Это Дымковская народная игрушка.)
Сегодня я вам расскажу откуда появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки?
Я приглашаю вас в музей народной игрушки. (Дети подходят к столам)
Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в небольшом музее, где представлены экспонаты дымковских игрушек. И я сегодня буду вашим экскурсоводом. Слушайте мой рассказ.
Издавна Русь славилась своими чудо – мастерами, которые умеют превращать природные материалы в удивительные творения. Какие природные материалы вы знаете? (дерево, глина, камень). А вы знаете, что можно сделать из глины? (кирпичи, посуда, игрушки). Посмотрите какие красивые игрушки можно сделать из глины. Кто помнит, как они называются (Дымковские). И названия этих игрушек им дало село, в которой их придумали и делали. Это село Дымково, которое находится на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова.
Показ презентации.
Слайд 1
Вначале были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой.
Слайд 2
Весной игрушки продавали на ярмарках.
Слайд 3
Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки. Там работают настоящие мастера. Делают игрушки из глины.
Слайд 4
сушат их,
Слайд 5
затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой.
Слайд 6
Раньше игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски.
Посмотрите, какие красивые, яркие и удивительные игрушки получаются у мастеров. Цвета на дымковской игрушке очень яркие. Красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые. А узор очень простой. Назовите элементы узоров дымковской игрушки? (круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки)
Дымковская игрушка очень нарядная.
Какая отличительная особенность у дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка белоснежная).
Вы назвали все игрушки и ответили на все вопросы. Интересно, а с закрытыми глазами вы сможете их угадать?
Д/игра «Назови игрушку с закрытыми глазами»
Основная часть
Воспитатель:А сейчас я вас приглашаю в настоящую мастерскую. Где вас ждут мастера.
Посмотрите, мастера для вас оставили письмо. Читает письмо. «Дорогие ребята, нам срочно нужно уехать на конкурс народных игрушек. Но некоторые игрушки мы не успели доделать. Просим вас нам помочь. С уважением Мастера.» Ребята, поможем мастерам? (Да)
Тогда надевайте фартуки.
Обратите внимание, что в мастерской разные заготовки из которых можно сделать различные игрушки. Какие игрушки можно из них сделать? (Из одних можно сделать и лошадку и козлика и барашка, а которые поменьше можно сделать кошечку или собачку. а из этих может получиться птичка). Вы выбирайте, что вам будет интереснее всего сделать, подумайте, вспомните этапы работы и приступайте к заданию.
Пальчиковая гимнастика
«Руки хорошо потрём,
До тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала,
Чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
Слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
Нам поделочку слепите».
Дети выполняют работу.
Уточнение, помощь педагога при затруднении.
Педагог подбадривает детей, поощряет их выбор.
Заключительная часть.
Дети выставляют изделия на общий стол.
Воспитатель: «Какие вы молодцы ребята! Сколько замечательных игрушек вы слепили. Саша, как называется твоя игрушка? А у тебя, Рита? Здесь и кони, и котята, и собачки и козлики!
- А Вам нравятся игрушки? Скажите, а ваши игрушки уже можно назвать дымковскими? Почему? (Сначала нужно их высушить, обжечь в печи, разукрасить). Ребята,а вы знаете, что раньше на Руси, дети которые учились у мастера, назывались – подмастерья?Но не всех детей брали в обучение мастера- это были самые старательные, умелые, терпеливые, внимательные. Сегодня я хочу взять вас к себе в подмастерье? Согласны? И дарю вам свистульки.
Пора нам возвращаться в группу.