Приложение МААМ

Конспект НОД по лепке на тему «Саратовская глиняная игрушка» в старшей группе

екатерина короткова
Конспект НОД по лепке на тему «Саратовская глиняная игрушка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по лепке : «Изготовление Саратовской глиняной игрушки» в старшей группе.

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры через образ традиционной саратовской глиняной игрушки.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать знания дошкольников об истории возникновения саратовской глиняной игрушки.

Рассмотреть значение глиняной игрушки в русских обрядовых традициях.

Публикация «Конспект НОД по лепке на тему „Саратовская глиняная игрушка“ в старшей группе» размещена в разделах

Формировать знания о разнообразии и назначении глиняной игрушки.

Учить изготавливать простейшие игрушки своими руками.

Развивающие:

Развивать интерес к устному народному творчеству и рукоделию.

Содействовать развитию творческих способностей.

Обогащать чувственный опыт ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с глиной, двигательного опыта рук;

Развивать зрительно-моторную координацию.

Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной игрушке и бережное отношение к культуре своего народа.

Воспитывать интерес к ручному труду.

Воспитывать стремление помогать своим товарищам.

Вызвать положительный настрой в работе с глиной.

Предварительная работа: беседа о саратовской игрушке, виртуальная экскурсия в саратовский музей, создание выставки «Глиняные чудеса», создание альбома с иллюстрациями саратовской игрушки.

Оборудование: глина, доска, штампики, емкости с водой, влажные салфетки, стеки, игрушка дед Андрон, сенсорный мешочек с игрушками из разных материалов, картина А. Б. Лоховского «Волга».

Ход нод

1. Организационный момент. «Расскажу я вам друзья,

Про старинный град Саратов,

Про седую старину,

Про историю одну…

Есть близ города селенье,

Там в народе увлеченье -

Глины добычу ведут,

И ее с водою мнут…

У изделий на главах,

Размещаются во лбах;

Что ни звездочка – то ямка;

В ямке вычурная—рамка.»

-Ребята, к нам сегодня пришел в гости наш добрый знакомый мастер глинолеп дед Андрон. Недавно он ходил на берег Волги, туда, где на откосах есть залежи глины. (Показ картины А. Б. Лаховского) Саратовская область богата на глины. Здесь встречаются глины разных оттенков : серо-белые, голубоватые, темно и светло коричневые, желтые, черные, красные и другие. Они использовались в лепке игрушек.

2. Основная часть.

-Ребята, давайте вспомним какая глина на ощупь? (холодная, гладкая, тяжелая)

Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка».

У деда Андрона в руках мешочек с разными игрушками. Я буду вызывать по одному, а вам нужно на ощупь определить, из какого материала сделана игрушка и объяснить свой ответ. (Игрушки из пластмассы, стекла, металла, дерева, резины, глины)

Посмотрите, эту игрушку из глины вылепил дед Андрон и решил нас научить. Послушайте загадку и скажите, фигуру какого животного мы сегодня будем лепить из глины.

Вместо носа — пятачок,

Вместо хвостика — крючок

Голос мой визглив и звонок

Я весёлый… (поросенок)

-Правильно, ребята. Это поросенок. Основной формой Саратовской глиняной игрушки были фигуры животных.

3. Физминутнутка. «Поросенок пятачок»

Поросенок пятачок отлежал себе бочок,

Встал на ножки, потянулся, (потянулись)

А потом присел, прогнулся, (имитируем движения)

И на ножках поскакал, и руками помахал (имитируем движения)

А потом опять прилег, но уже на левый бок.

(сложили ручки, положили под подбородок)

3. Показ приемов лепки воспитателем.

Перед лепкой глину надо хорошо перемять в руках. После этого пропадает её крупитчатость, и она становится эластичной, как пластилин.

Делаем заготовку

Отделите от перемятого комка часть глины и скатайте глиняную «сардельку».

Из этой «сардельки» мы будем лепить игрушку «Хрюшку».

Вытягиваем ножку

Из глиняной сардельки тремя пальцами руки, запустив их в тело «сардельки», вытягиваем ножку хрюшки, без всякой её дальнейшей обработки.

Вытягиваем все ножки

Затем вытягиваем остальные три ножки, примерно одинаковой величины и объёма.

Обрабатываем ножки

Ножки подравниваем по длине и по объёму. Если на какой-то ножке не хватает глины, то пальцем притягиваем её из других мест, а если лишняя, то наоборот, стягиваем.

Лепим нос

Из торцевой части заготовки тремя пальцами вытягиваем нос.

Протягиванием сухого пальца по изделию, выравниваем его поверхность.

В куске глины начали просматриваться контуры будущего животного.

Заглаживаем изделие

Смачиваем подушечку пальца водой и, круговыми движениями, с лёгким надавливанием, водим по изделию, убирая с заготовки все неровности, трещинки и бугорки.

Подушечкой пальца, после смачивания водой, обязательно провести по краю ёмкости, чтобы снять лишнюю с пальца воду. Можно просто стряхнуть лишнюю влагу, иначе при заглаживании будет грязь.

Лепим заготовки для ушей

Чтобы уши были одинаковой величины, надо скатать из оставшейся глины два одинаковых шарика. В шаре лучше всего просматривается объём.

Формуем уши

Глиняные шарики расплющиваются. Уши формуются в виде листочка.

Хвостик скатывается из кусочка глины и изгибается с обжатием на столе, чтоб не было трещин.

Уши присоединяем к голове, а хвостик к туловищу

Уши прилепляем на сметанку к голове (сметанкой у игрушечников называется жидкая глина).

Чтобы уши крепче держались, надо места присоединения поцарапать шилом, а потом их помазать жидкой глиной.

Наклон ушей, их приподнятость задают характер.

Занимаемся хвостиком

Хвостик хоть и маленький, но он, так же как и уши, влияет на характер животного.

Ямчатое декорирование

После лепки и небольшой подсушки (чтоб немного захрясло) на тело игрушки, при помощи штампиков, наносится ямчатый рисунок.

Штампиками могут быть любые твёрдые тела с чётким геометрическим рисунком (круг, овал, треугольник, звёздочка и тому подобное).

Штампиком оттискиваем глаза

От правильного расположения глаз, их величины и чёткости зависит восприятие игрушки в целом.

У этой хрюшки глаз оттиснут стерженьком от авторучки, а реснички – заострённой палочкой.

Декорируем всю голову

В начале надо положить ямчатый декор на голову.

Декор головы подскажет плотность и насыщенность рисунка на туловище.

Следите за соразмерностью величины изделия с величиной применяемых штампиков.

Подбираем общий рисунок

Подбор геометрических рисунков очень важен, от них зависит характер и красочность будущего изделия.

Не перенасыщайте изделие штампиковыми оттисками. Всё должно быть в меру.

4. Пальчиковая гимнастика. «Пять поросят»

(Поставить ладонь левой руки ребром на стол, как закрытую калитку. Пальцы правой руки - поросята. Ладонь лежит на столе, пальцы округлые.)

Пять весёлых поросят за калиткою стоят.

Поросята эти ждут, что им кушать принесут.

(Просунуть пальцы правой руки между пальцами левой (в «щёлочки»)

Пять весёлых поросят снизу в щёлочки глядят.

Бегают туда - сюда: «Где же вкусная еда?»

(Шевелить пальцами правой руки)

Пять весёлых поросят в дверь копытцами стучат, (Стучать пальцами правой руки по ладони левой (калитке).

Вдруг открылась эта дверь:

(Ладонь левой руки немного отвести назад (калитка открывается).

«Можно выбежать теперь!» (Пальцы правой руки (поросята) бегают по столу.)

Пять весёлых поросят громко, радостно визжат:

«Вот корыто, да, да, да, А в нём вкусная еда!» (Левая рука - корытце. Перевернуть ладонь на тыльную сторону, рука «ковшом». Пальцами правой руки (поросята) скрести по ладони левой (корытцу).

Пять весёлых поросят очень сильно есть хотят

И в корыто в тот же миг с головой, с ногами - прыг!

(Хлопок с замахом правой рукой по ладони левой)

5. Выполнение работы детьми.

6. Индивидуальная помощь воспитателем.

7. Рефлексия.

-Ребята, сегодня мы встречали у себя в гостях нашего доброго знакомого деда Андрона. С его замечательными глиняными игрушками, научились у него приемам лепки Саратовской игрушки из глины и приемам ямчатого декорирования штампиками.

Одинаково декорированные изделия обязательно имеют отличия.

Двух одинаковых изделий при ручной лепке не бывает

-А сейчас мы устроим выставку ваших игрушек. Рассмотрите их, выберите самую понравившуюся игрушку и объясни свой выбор.

Список использованной литературы:

Пётр Петрович Африкантов «Технология изготовления Саратовской глиняной игрушки». Методическое пособие.

Публикации по теме:

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Фотоотчёт об ООД по лепке на тему «Зимние забавы» в старшей группеФотоотчёт об ООД по лепке на тему «Зимние забавы» в старшей группе Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Зима прекрасное время года, как и каждое по-своему. Но только зимой.

Конспект НОД по лепке с использованием природного материала в старшей группе на тему «Ёжик»Конспект НОД по лепке с использованием природного материала в старшей группе на тему «Ёжик» Лепка в старшей группе на тему "Ёжики" (С использованием природного материала)Цель занятия: Учить создавать поделки из природного материала.

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Моя любимая игрушка»Конспект НОД по лепке в старшей группе «Моя любимая игрушка» Цель: - продолжать учить детей лепить игрушки, передавать форму, цвет и соотношение частей, передавая характерные особенности внешнего.

Конспект ООД по лепке в средней группе на тему «Кошка» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе Задачи: 1. Закреплять у детей представление о членах семьи,.

Конспект по аппликации на тему «Новогодняя игрушка» в средней группеКонспект по аппликации на тему «Новогодняя игрушка» в средней группе Конспект по аппликации на тему «Новогодняя игрушка» в средней группе №11 «Волшебники» Задачи: Учить детей наклеивать разные фигуры на основу.

Конспект занятия по лепке для старшей группы на тему «Дикие животные»Конспект занятия по лепке для старшей группы на тему «Дикие животные» Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Лепка тема : «Дикие животные» Цель: познакомить.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

План-конспект занятия по лепке в старшей логопедической группе на тему «Зимние забавы» Тема НОД: «Зимние забавы» Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель:.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества.Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по лепке на тему «Саратовская глиняная игрушка» в старшей группе
Опубликовано: 25 июля 2023 в 12:44
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по лепке на тему «Саратовская глиняная игрушка» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем екатерина короткова (УИ 824246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД