Елена Рассказчикова
Конспект НОД по краеведению в старшей инклюзивной группе «Растительный и животный мир Ивановской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе родного края.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о растительном и животном мире Ивановской области, о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе своей малой родины, понимание необходимости сохранения ее целостности, умение вести себя в лесу.
Публикация «Конспект НОД по краеведению в старшей инклюзивной группе „Растительный и животный мир Ивановской области“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Инклюзивное образование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: мультимедийная система, презентация «Растительный и животный мир Ивановской области», дидактическая игра «В гости к Лесовичку», игрушка старичок Лесовичок.
Предварительная работа: рассматривание картинок растительного и животного мира Ивановской области, просмотр фильмов о животных, загадывание загадок, дидактические игры, наблюдения на прогулочном участке, чтение произведений о природе.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Круг приветствия).
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра.
— ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А сейчас на стульчики сначала сядут девочки, а потом мальчики.
(Дети сели на стульчики).
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Дети: Россия.
- Назовите столицу нашей страны.
-Дети: город Москва.
Воспитатель:
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Живем мы в радостном краю
И знать его должны мы,
Страну Российскую свою,
Свой светлый край любимый.
- Россия – большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной. Ребята, родина это не только Россия – страна, в которой мы живем. У каждого из нас есть еще и малая Родина – это тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.
- Как называется наш родной город, наша малая Родина? (г. Иваново).
-Наш город Иваново – это областной центр. Как будет называться наша область? (Ивановская область).
- Наша Ивановская область богата различными природными ресурсами. У нас есть: леса, поля, луга, реки, озера, болота, памятники природа. Сейчас о некоторых памятниках природы мы и расскажем. (Об 1-2х памятниках природы могут рассказать сами дети).
Показ презентации.
Это Валдайское озеро расположено неподалеку от города Иваново. На берегу озера, длина которого примерно равна 650 метрам, а ширина — 500 метрам, стоит небольшая деревня Бяково. Как и многие другие озера Ивановской области, Валдайское озеро имеет ледниковое происхождение и пополняется в основном за счет таяния снега и дождей. Особенностями озера являются, во-первых, большая глубина — до 13 метров, во-вторых, многообразие встречающихся в нем водорослей — их насчитывается около 300 видов. Валдайское озеро официально признано памятником природы.
Болото Большое-Долгое.
Расположенное примерно в 20 км к северо-западу от города Гаврилов Посад торфяное болото считается одним из самых ягодных мест Ивановской области. Здесь в изобилии растут клюква, черника, голубика и брусника. Болото имеет статус природного памятника — на нем и в его окрестностях встречаются редкие виды деревьев: так называемая приземистая береза и черниковидная ива.
Сосневский минеральный источник.
Самый известный в регионе минеральный источник находится в черте города Иваново. Его воды начали использовать для лечения различных заболеваний еще в начале прошлого века. Сейчас эти воды применяют для компрессов и ванн.
Заволжский заказник.
Расположен в лесной местности на правобережье Волги. Здесь сохранилась популяция бурых медведей, которые давно стали редкостью в других районах Ивановской области. Из других лесных животных и птиц в заказнике обитают лось, куница, кабан, лиса, тетерев, глухарь, рябчик. Вблизи небольших рек встречается ондатра, и находятся колонии бобров.
Сосновый бор «Высоково».
Бор, считающийся ботаническим памятником природы, находится у небольшой речки Ёлнать. В нем растут высокие корабельные сосны, диаметр ствола которых обычно не больше 65–70 см. Возраст самых старых сосен — около 120 лет. В подлеске бора много рябины, черемухи и малины.
- Это только некоторые памятники природы Ивановской области. Природу нужно беречь и охранять.
-Ребята, посмотрите что это? (Воспитатель обращает внимание на дубовый листок). Посмотрим. Да это приглашение в гости от старичка Лесовичка. Старичок Лесовичок с нами хочет поиграть и приглашает к себе в лес. Вставайте в круг.
Физкультурная минутка.
Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем. (Дети идут по кругу.)
Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг! (Разводят руки широко в стороны.)
Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер (Поочередно выставляют руки.)
Расстилается ковер (Наклоняют туловище вперед, руки разведены в стороны.)
И направо и налево (Касаются левой ступни правой рукой, потом наоборот.)
К небу ручки протянули, (Поднимают руки вверх.)
Позвоночник растянули. (Потягиваются). (Включаю запись «Звуки леса»).
Отдохнуть мы все успели и на место снова сели (Дети садятся.)
- Вот мы и на месте. Вот и старичок Лесовичок.
Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. Знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Дети поднимают зеленую или красную сигнальную карточку)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне;
- громко орать, визжать;
- всех пугать и т. д.
Лесовичок: Правильно. Я вижу правила поведения в лесу, вы знаете. А знаете ли, что растет в лесу и обитателей леса? Сейчас проверим.
(Дети называют деревья, растения, ягоды, грибы, животные, птицы, насекомые).
Лесовичок: Молодцы! Назовите деревья, которые растут в лесу.
(Дети называют деревья.)
- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные).
Дид. упражнение: «Найди хвойное дерево». (Дети выбирают картинки хвойных деревьев, называют их).
- Назовите хвойные деревья, которые растут в Ивановской области.
(Ель, сосна, лиственница, пихта).
Лесовичок: Молодцы! Все хвойные деревья нашли.
Дид. Упражнение: «Чей листок?» (Дети на картинке с изображением листьев дерева определяют название самого дерева).
Лесовичок: С этим заданием тоже справились.
-Ребята, скажите, какие леса растут в Ивановской области? (Смешанные. Сосновые, березовые рощи).
Лесовичок: Следующее задание: Отгадайте мои загадки. (Слайды с загадками и отгадками).
1. Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
2. Всем года она считает,
Но птенцов своих бросает.
А послушать просто врушка
Эта пестрая.
3. Всю ночь летает
Мышей добывает,
А станет светло
Летит спать в дупло.
4. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа
Целый день долбить стволы.
5. Птичка с юга прилетела,
У окна на ветку села,
Чтобы с нами рядом жить,
Что ей надо срочно свить?
6. В старом дереве меня
Дятел выдолбил шутя,
Прилетай, любая птица,
Чтоб с семьей расположиться.
Дидактическая игра «Жилье зверей».
- Как называются эти домики и кому они принадлежат?
(Дети называют название жилища и говорят, кто в них живет).
7. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
- Как называется дом у муравьев?
- Из чего строятся муравейники?
8. Он живет на кружевах,
Он на мух наводит страх,
И хотя не осьминог,
Но имеет восемь ног.
- Как называется жилье паука?
- Для чего пауку нужна паутина?
Лесовичок: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. На прощание я хочу вас угостить некоторыми «дарами леса». Приходите ко мне в гости в лес еще. (Отдает угощение).
Дети и ведущий возвращаются в детский сад.
Итог:
Воспитатель: Понравилось вам играть со старичком Лесовичком? Что особенно понравилось? Было трудно или легко? Что узнали нового сегодня на занятии?