Щербакова Валентина
Конспект интегрированного занятия «Животный и растительный мир Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Конспект интегрированного занятия
образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Подготовительная группа
конспекта занятия
«Животный и растительный мир Севера»
Составители:
Щербакова В. А.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Животный и растительный мир Севера“» размещена в разделах
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Цели:
-продолжать знакомить детей с животным и растительным миром Севера;
- учить различать животных и растения по внешнему виду;
- расширять знания о жизни животных и птиц в условиях суровых условиях холодной зимы;
- закреплять названия, повадки животных;
- учить детей восхищаться родной природой, воспитывать интерес и бережное отношение к природе
-развивать любознательность и стремление изучать природу своего края.
Предварительная работа: фотовыставка «Животный и растительный мир Севера», рассматривание иллюстраций «Щедрые дары Севера», беседы о птицах и растениях Севера.
Материал:
Карта «Животный и растительный мир Земли»; Красная книга ЯНАО.
Изображения птиц (куропатки, глухаря, гуся, утки, разрезанные на три части, каждое изображение в отдельном конверте;
Мягкие игрушки: медведь.
Мультимедийная презентация
Мультимедийная презентация «Времена года» для релаксации
Гербарий «Растения ЯНАО»
Демонстрационный материал «Деревья»
Музыкальное сопровождение:
фрагмент шумового эффекта «пурга» из сборника «Звуки окружающего мира» Т. Э. Тютюнникова;
Музыка И. Корнилов «Ямал»
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы начали знакомство с Севером и его обитателями животными. Мы летали в гости к северному медведю - Умке. А сегодня…
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь
Воспитатель: А сегодня Умка прилетел к нам! (педагог вносит игрушку медведя)
Умка здоровается с детьми.
Воспитатель: Умка, Сегодня мы с ребятами хотим поговорить о птицах и растениях Севера. Мы надеемся на твою помощь.
Воспитатель: Ребята, Умка любит играть и предлагает нам новую интересную игру. Хотите, поиграть? Игра называется «Сложи картинку». Вам надо достать из конверта фрагменты картинки и сложить ее.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие птицы изображены на картинках.
Дети отвечают: Куропатка, глухарь, гусь, утка.
Рассказ воспитателя о птицах ЯНАО с показом мультимедийной презентации
- Куропатка (1 - 2 слайд из презентации)
Воспитатель: На территории Ямало-Ненецкого автономного округа обитают лишь 2 вида куропаток – тундряная (слайд 2) и белая (слайд 3). Куропатки - это небольшие птицы, длина тела составляет 35 – 38 см., вес 400 – 700 грамм. Окрас куропатки меняется в зависимости от времени года. Зимой куропатки белые, летом пестрые.
- Глухарь (3 слайд из презентации)
Воспитатель: Глухарь - Крупная птица отряда курообразных, семейства фазановых. Свое название птица получила из-за того, что во время брачного периода самцы теряют бдительность и становятся легкой добычей охотников. Обычно весь день птицы проводят на земле.
- Гусь (4слайд из презентации)
Воспитатель: Крупный гусь, размером немного меньше домашнего (вес 2,1 – 4,5 кг., размах крыльев 147 – 180 см. В ЯНАО на гнездовании около 500 – 600 пар серых гусей. Для устройства гнезд выбирают наиболее тихие, труднодоступные места.
- Утка (5 слайд из презентации)
Воспитатель: Небольшая северная утка. По образу жизни схожи с другими речными утками. В период миграции (перелета) держится группами и стаями. Гнезда устраивают в сухих местах.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с заданиями. А теперь давайте поиграем с солнышком. Как необычна природа на Севере, так и игры северян отличаются от знакомых нам игр.
Физкультминутка. Подвижная игра «Северное солнце»
Правила игры.
Дети стоят по кругу. Выбирают считалкой водящего - Солнце. Солнце приседает. Дети ходят по кругу, взявшись за руки со словами «Солнце. Солнце. Солнце». Солнце встает. Ребята, которые за Солнцем могут двигаться, те, кто перед Солнцем должны замереть. На кого Солнце указало лучиком, приседает. Выигрывают ребята, которых солнышко не заметило в движении. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами вспомним, какие растения Севера мы знаем?
Ответы детей.
Воспитатель: Растительный мир Севера беден, но все же, есть здесь даже цветы: полярный мак, разноцветные камнеломки. А еще у нас растут грибы и ягоды, лишайники, карликовые деревца, больше похожие на кустарники, например карликовая береза. Но и это еще не все. Сейчас я расскажу вам о Северной аптеке, а поможет мне вот эта, аптечная коробка, которую принес с собой Умка.
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы должные ее отгадать.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем!
Ответ детей: Лес
(6 слайд из презентации)
Воспитатель: Ребята! А какие растения растут в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сейчас на экране будут появляться картинки. Вы должны ответить называния этих растений, которые растут у нас на севере в лесу.
- Рябина (7 слайд из презентации)
- Брусника (8 слайд из презентации)
- Гриб подосиновик (9 слайд из презентации)
- Голубика (10 слайд из презентации)
- Княженика (11 слайд из презентации)
- Береза (12 слайд из презентации)
- Кедр (13 слайд из презентации)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как называется лес, где растут ели? (еловым, а сосны? (сосновым). Как называется лес. Где растут и ели и сосны? (хвойным). Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще, какой бывает лес? (смешанным). Почему? (Потому, что растут разные деревья - рябины, сосны, березы, сосны, ели и т. д.). Как называется лес, где растут одни березы? (березняком).
Воспитатель: В Северном лесу есть лекарственные растения и для животных, больные звери сами находят себе нужные лекарства. Например, олени питаются ягелем, в нем много витаминов, во время войны, когда не было ваты, его использовали для перевязки раненых солдат, ведь ягель мягкий как губка. А свои болота жители Севера называют ягодными. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, болота хранят свое богатство – ягоды. На болоте растет вкусная и полезная ягода – клюква.
(14 слайд из презентации)
Дыхательное упражнение с элементами движения «Ветер»
Ой, ветер северный подул «В-в-в»,
Все листья с черники сдул…«Ф-ф-ф»,
Полетели, закружились
И на землю опустились
Воспитатель: Ребята я хочу показать Умке, что вы хорошо знаете растения Севера и предлагаю поиграть в игру «Найди листок».
Игра «Найди листок». Воспитатель предлагает детям изображения растительного мира Севера (рябины, березы, брусники и т. д.) и листья этих растений. Дети должны найти, чей лист.
Воспитатель: Молодцы, а теперь поиграем в игру – превращение. Звучит музыка, и дети изображают по команде воспитателя, во что он должны превратиться – в пургу, северное сияние, представителей животного мира Севера (играют вместе с воспитателем).
Воспитатель: Удивительна природа севера – холодная и ласковая. Она всегда придет на помощь человеку и животным. Она как добрая кормилица накормит, а северная аптека вылечит. Но не следует забывать, что только при бережном отношении она будет нашим другом. Нам пора прощаться с Умкой, он улетает к себе, но мы с ним еще обязательно встретимся.
А сейчас у нас релаксационная минутка.
Дети ложатся на коврик или сидя на стульях,
просматривают презентацию «Времена года»