Екатерина Кравченко
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
4 Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Городецкая
роспись»
1. Тема «Городецкая роспись»
2. Возраст: подготовительная группа.
3. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическая,
социально – коммуникативная, познавательная.
4. Цель: изобразить узор городецкой росписи.
5. Задачи:
- образовательные:
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Городецкая роспись“» размещена в разделах
1) закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные
гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи;
2) закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.
- обучающие:
1) учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой
росписи, располагая его на листе бумаги;
2) развивать чувство композиции.
- воспитательные:
1) воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое
восприятие; самостоятельность, творческие способности.
6. Предварительная работа: знакомство с легендой городецкой росписи,
рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, словарная
работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.
7. Оборудование: образцы предметов с разной композицией узоров;
изображения с городецкой росписью, бумага, гуашь, кисти, стакан с водой.
I этап: организационный.
Дети сидят на рабочих местах.
Воспитатель: - У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая
легенда и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега
здесь высокие, овражистые, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные,
высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и
почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то
Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-
Купалой, в других - Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23
на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание
злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и
пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую
ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали
веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту
приплывет, оттуда и суженый будет.
И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях,
действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за
таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту
единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий
одну зарю от другой. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни
утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре;
другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили,
что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим
цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной.
Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок
папоротника – это ведь цветок счастья.
Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился
старинный промысел. Он берет свое начало из старины, с украшений прялок.
Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы
быта, прялки, детскую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы
Городецкие мастера. На больших вещах - это обычно сценки из городской и
сельской жизни. Сценки были веселые праздничные: застолья, катанья,
гулянья. И везде нарядные барышни и кавалеры. А между картинками –
цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы
они не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными
лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это
в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот
лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то
алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер
хотел удержать при себе необыкновенный цветок – цветок счастья.
Характерные мотивы: пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки.
Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.
Воспитатель: - Дети, обратите внимание, какие красивые расписные
предметы: разделочные доски, конь – качалка, шкатулка. Все эти предметы
расписаны городецкой росписью. Послушайте стихотворение:
Ох, Россия, ты Россия
Славы не убавилось,
Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась
Воспитатель: - Мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью.
Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они
располагаются в гирлянде. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам
загадки:
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, внимательно на все предметы и
скажите, что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных
гирлянд?
Дети: - Конь, птица, петух.
Воспитатель: - Теперь подумайте, что делает нарядными и живыми
городецкие узоры?
Дети: - Оживки.
Воспитатель: -Да это белая и чёрная оживки. Обратите свое внимание на то,
как по – разному, можно расположить гирлянды. Гирлянды могут
располагаться и снизу, и сверху, и посередине, но везде в центре гирлянды
располагается большой цветок – розан, справа и слева от розана рисуются
цветы среднего размера – ромашки, купавки.
Воспитатель: - А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем
использовать для рисования городецкой гирлянды?
Дети: - Розовый с красным, голубой с синим.
Воспитатель: - Цветов немного, но смешенные между собой они дают
дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишневый. Яркие цвета,
положенные на желтый фон, создают радостное настроение, а силуэты коней,
всадников, птиц, цветов, отделанные обильными мазками, делают
изображение как бы объемным. Это замечательно, что есть русские умельцы,
в которых до сих пор живет мечта о цветке счастья. Замечательно и то, что
они делятся этим цветком счастья с нами, радуют нас своими работами,
поднимают нам настроение, украшают быт.
Воспитатель: - А для оживок, какие возьмёте цвета?
Дети: - Белый и черный.
Воспитатель: - Перед тем, как мы приступим к городецкой росписи, нам надо
размять наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика.
Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, - (Прищипывают большой и указательный
пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны - (Раскрыли ладошки)
На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются! (Показывают раскрывающийся бутон).
Воспитатель: - Перед вами краски, кисти и лист бумаги. Мы будем рисовать
гирлянду из узоров городецкой росписи.
Воспитатель: - Возьмем кисть и нанесем краску синего или красного цвета,
можете разбавить белым цветом, получится голубой или розовый. Я решила
выбрать синий цвет. Рисуем круг без помощи карандаша, сразу, несколькими
мазками.
Воспитатель: - Теперь рисуем лепестки.
Воспитатель: - Аналогичные круги рисуем красным цветом и рисуем
лепестки.
Воспитатель: - Снова берем синий цвет и рисуем маленькие круги.
Воспитатель: - Коричневым цветом рисуем сердцевину цветов.
Воспитатель: - Коричневой краской украшаем наши цветы. Вы можете
украсить так, как увидели на расписанных предметах или на изображениях, а
можете сделать, как я.
Воспитатель: - Я вот так
сделала оживку на цветах. Сначала кончиком кисти начинаем рисовать, затем
утолщаем линию благодаря нажиму на кисть и снова уходим в кончик кисти.
Воспитатель: - Приступаем к обрисовке листьев.
Воспитатель: - Вот такие листья у меня получились. Рисуем листья двумя
мазками.
Воспитатель: - Приступаем к оживке листьев. Делаем это коричневой
краской. Плавной линией обводим контур листа с одной стороны, делаем
«реснички» листу.
Воспитатель: - Вот такие листы у нас получились. Но выглядит темновато,
правда? Надо бы разбавить белым цветом.
Воспитатель: - Нам осталось заполнить синие круги. Делаем розетку белой
краской и тонкой кистью.
Воспитатель: - Вот и готова наша городецкая роспись. Какая же красота у вас
у всех получилась! Вы молодцы!
III этап. Подведение итогов.
Воспитатель: - Кто скажет, что мы сегодня узнали нового?
Почему роспись называется городецкой?
Давайте повесим ваши работы на выставку.