Ирина Лавришина
Конспект НОД по грамоте «Путешествие к морю» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи НОД:
повторять с детьми пройденные звуки, упражнять в интонационном выде-лении звука в слове;
закрепить знания детей о протяженности слов;
закреплять умение находить слова с заданным звуком;
упражнять в умении подбирать слова-друзья к заданному слову;
различать на слух твердые и мягкие согласные звуки;
определять первый звук в слове;
поощрять желание импровизировать.
Предварительная работа:
работа со звуками;
проведение игр «Короткое - длинное», «Назови братца».
Материалы для НОД:
карточки-билеты;
Публикация «Конспект НОД по грамоте „Путешествие к морю“ (средняя группа)» размещена в разделах
картинки, в названии которых слышатся звуки [ж], [ш],[з];
карандаши;
игрушки.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на корабле в страну «Игралия». Однако, чтобы отправиться в плавание надо выполнить задание: я вам раздам билеты, на картинках которых изображены предметы. Угадайте и скажите, чья песенка (ветра – ш-ш-ш; воды – с-с-с; мотора – р-р-р) живет в картинке.
(Дети отгадывают, произносят слова, выделяя звук).
Воспитатель:
- Молодцы! Вы достойны быть пассажирами на корабле. Итак, поплыли! Пока мы будем плыть, я вам загадаю загадки. Вы определите, какое слово-отгадка короткое, какое – длинное.
Бьют его, а он не плачет
Только выше, выше скачет (мяч)
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг к дружке, а всего одна игрушка (матрешка)
Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая (морковь)
Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а … (лук)
Отлежал в земле живот, лежебока рыжий … (кот)
Воспитатель сообщает детям, что они приплыли в город «Отгадайка». подводит к мольберту и выставляет картины с изображением: груши, ландыша, шара, куклы, кошки, шапки, гриба. По мере их появления дети называют изображенные предметы.
Воспитатель:
- Подумайте и назовите картинки, в названии которых живет и слышится звук «ш». (Если ребенок правильно называет картинку. Воспитатель дает ему фишку. Одновременно откладывает картинку в сторону, и просит детей еще раз проговорить слово, интонационно выделив звук «ш»).
Дети садятся в корабль и плывут дальше. Во время плавания проводится игра «Назови звук». (Взрослый бросает мяч, произнося слово, выделяя в нем один звук, ребенок не повторяя его, называет выделенный звук и перебрасывает мяч).
Воспитатель:
- Мы с вами приплыли в город «Появлялка». Мы поиграем в игру «Что изменилось?» На столе лежат игрушки, в названии которых слышится звук «Ж» (жираф, ежик, ножницы). (Ребята называют их).
- Я сейчас накрою игрушку салфеткой, поменяю их местами, а вы затем скажите, что изменилось. (Воспитатель меняет местами игрушки и добавляет новую).
- Что изменилось? Какая игрушка новая? Скажите её название, интонационно выделив звук: в каком месте стоит звук «Ж»? (в начале, конце, середине слова). Придумайте слова, в которых живет песенка жука – ж-ж-ж.
Воспитатель предлагает продолжить путешествие по стране «Игралия». Проводится игра «Звуки перепутались».
Ой! Кричат вокруг хозяйки, в огород забрались майки
(зайки)
Здесь хорошее местечко, протекает мимо печка
(речка)
Слезы льются у Оксанки, у неё сломались бланки
(санки)
Мышка спряталась под горку и грызет тихонько норку
(корку)
Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли шапки
(лапки)
Дети исправляют ошибки в словах. За каждый правильный ответ дети получают фишки.
Воспитатель:
- Ребята, мы приплыли в город «Нарисуйка». В этом городе надо найти иллюстрации, в названии которых живет песенка комара «З» и раскрасить красиво любым карандашом.
- Пока мы были в городе «Нарисуйка», нам на корабль почтовый голубь прислал письмо. Вот оно: «Здравствуйте, ребятишки! Пишут вам звери из Зоопарка. Мы ждет вас в гости, приплывай скорее». Итак, мы плывем в Зоопарк. Во время плавания проведем интересную игру «Назови братца» (Взрослый бросаем мяч, произносит твердый согласный звук, ребенок называет его мягкую пару, перебрасывая мяч).
Воспитатель:
- Посмотрите, вас встречают животные и птицы из Зоопарка (игрушки). Рассмотрите животных и назовите первый звук в названиях, интонационно выделяя звук голосом. (Если ребенок справляется с заданием, получает право изобразить данного зверя или птицу).
- Теперь, нам надо возвращаться домой.