Татьяна Гаврилова
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе в форме квест-игры «Спасение Маши» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе в форме квест - игры «Спасение Маши» для старшей группы
Цель: закрепление элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Обучающие:
Закрепить представления о геометрических фигурах, умение видеть и находить на картинке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе в форме квест-игры „Спасение Маши“ для старшей группы» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Закрепить навыки счёта в пределах 10, знание цифр и чисел от 1 до 10, называть соседние с ним числа.
Закрепить пространственные представления ( знания пространственных отношений: слева, справа, сзади, спереди; умение ориентироваться в пространстве) и временные представления ( уточнять понимание слов значений: вчера, сегодня, завтра; расширять представление о деятельности взрослых и детей в разное время суток; умение последовательно называть дни недели).
Формировать представление о понятии целое и часть.
Формировать предпосылки финансовой грамотности.
Сформировать представление о непосредственном сравнении двух сосудов по объёму (вместимости, умение с помощью переливания определять, каком сосуде больше жидкости, а каком меньше.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, способность к самоконтролю, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к математике; умение договариваться, помогать друг другу;
Продолжать формировать такие качества, как скромность и коллективизм.
Оборудование:
Проектор, ноутбук, большой экран, письмо от медведя, план-карта, колокольчик, плакат с изображением Геометрического леса (деревья, грибы и др. из геометрических фигур); река из материала, кубики с цифрами, кочки с изображенными на них цифрами 2,5,6,8, кошелёк, монетки, золотой ключик, магнитная доска, ёжики игрушки 2 шт., торт игрушка, дощечки для моста, два сосуда с водой ; два стакана (емкости для измерения, две тарелочки, фишки чёрная и белая, «живая» и «мертвая» вода, коробка-посылка, презентация «Благодарность от Мишки» .
Подготовительная работа:
Просмотр мультфильмов «Маша и медведь»,чтение литературы о лесе и его обитателях, выполнение заданий на развитие пространственной ориентации, закрепление количественного счета в пределах 10, упражнения на закрепление временных отношений, разучивание стихов о цифрах, решали логические задачи, играли в дидактические игры «Неделя», «Живые числа», «Назови соседей»
Методы и приё мы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, технических средств.
Ход занятия:
Вводная часть
Организационный момент.
(Воспитатель звенит в колокольчиком) :
Воспитатель:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошек сдувают хорошее настроение гостям).
Воспитатель: Ребята, сегодня на адрес детского сада пришло электронное письмо, адресовано оно ребятам старшей группы «Радуга». Давай те скорее посмотрим от кого оно? Кто это отправил нам письмо?
(1 слайд)
Узнали, ребята? Конечно, это Мишка из мультфильма «Маша и медведь» наверно у него что-то случилась, давай те поскорее прочитаем, что он нам написал?
(2 слайд)
Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь. С Машей случилась беда! Маша гуляла по лесу. Увидела большой муравейник и решила исследовать его. Подняла с земли ветку и ткнула в муравейник. Увидел это, волшебник, хозяин леса, рассердился и заколдовал Машу, окаменела она. Долго думал я как расколдовать Машу, много книжек умных пересмотрел, но ничего у меня не получилось. Узнал про мою беду, мудрый Филин решил помочь мне. Рассказал, что Машу можно расколдовать только при помощи живой воды. Волшебник спрятал её в замке сказочной, математической страны. Но чтоб добраться до неё, надо пройти 6 препятствий, за каждое пройденое препятствие вы будете получать монетку. Монетки вы сможете обменять на ключ от замка, где хранится живая вода. Отправите мне живую воду и тогда я смогу расколдовать Машу. А в помощь я вам отправил план - карту математической страны, которая поможет вам отыскать замок с живой водой.
Ваш Миша.
Воспитатель: Ребята, поможем Мишке?
Дети: Да
Воспитатель: Да ребята, конечно Маша поступила не правильно. Но мы не можем её оставить в беде и постараемся помочь.
Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Мишке. Я предлагаю поиграть вам в игру. Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
- Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)
- Солнце светит днём. А луна….(ночью)
- Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)
- Какой сегодня день недели? (пятница)
- Какой день недели был вчера? (четверг)
- Как называется первый рабочий день? (Понедельник)
- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)
- Молодцы, теперь я уверена, что мы с вами готовы преодолевать препятствия….
Давайте внимательно посмотрим на карту. (3 слайд)
Какие же препятствия нам встретятся?
С начало нам надо пройти Геометрический лес, потом перебраться через реку по мосту, затем через болото Знаний, через долину Головоломок и оказаться в замке сказочной страны.
Отправляемся в путь….
И первый пункт на карте это Геометрический лес.
Будьте внимательны здесь волшебник расставила ловушки.
Геометрический лес
Мы попали в загадочный геометрический лес (картинка с лесом). Посмотрите пожалуйста из каких фигур состоит наш лес. (прямоугольник, треугольник, круг, овал). Давайте посчитаем:
- сколько солнышек;
- сколько грибов под высокой елкой;
- сколько грибов под низкой елкой;
- сколько елочек;
- сколько березок;
- что находится по центру;
- что находится справа вверху;
- что находится слева внизу и. т. д.
- что здесь лишнее? (это проделки волшебника)
Ну молодцы! За то, что мы справились мы получаем монетку и положим её в наш кошелёк. Отправляемся дальше. И на пути у нас река.
Мост через реку Отчаяния
Посмотрите волшебник и здесь наколдовал. Мост через реку завалил камнями. Как это можно исправить?
Воспитатель: Правильно, расчистить мост от камней и выложить числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Возьмите по камешку (кубики с цифрой) и найдите ему место в числовом ряду. Давайте посчитаем правильно мы выложили камни?
Дети считают.
Воспитатель: Отлично, теперь назовите соседей числа 5, 2, 8,1,4.
Молодцы и с этим заданием мы справились и за это получаем ещё одну монетку.
Так как путешествие долгое нам необходимо размяться.
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
Продолжаем путешествие. Следующий пункт на карте болото знаний.
Болото знаний
Здесь волшебник заколдовал кочки. Не на каждую кочку можно наступить. Что бы узнать на какие кочки можно наступать нужно решить задачи.
1) Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А ну-ка, скажите скорей:
Сколько овечек теперь? (2).
2. Пять веселых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать –
Сколько осталось поросят(4)
3. Пять пушистых кошек
Улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько кошек вместе стало? (6)
4. Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет счесть,
Сколько будет два и пять? (7)
Теперь в колонну по одному переходим через болото и наступаем только на цифры 2, 4, 6 и 7.
Воспитатель: Ой, ребята. Посмотрите, кто это сидит и фыркает?
Дети: Ёжики.
Воспитатель: Правильно ёжики, а фыркают они потому, что поругались. Они нашли яблоко и не могут его поделить. Ёжиков два, а яблоко одно. Как же быть, как можно помочь ежам?
Дети: Разделить на две части.
Воспитатель: Правильно разделить на две части. Давай те же разделим его. (разрезаем яблоко на две части).
Ребята посмотрите, на сколько частей мы разделила яблоко? Равны ли части? Что больше: целое яблоко или половина?».
Дети: Целое
Воспитатель: Молодцы.
Все перебрались через болото и ёжикам помогли. Мы справились и опять получаем монетку. Следующий пункт на карте долина головоломок.
Долина головоломок
Дидактическая игра «Выполни задание»
Пальчиковая гимнастика
Тра –та –та, тра – та –та раду снегу детвора.
Тра-та-та, тра-та-та лепим мы снеговика.
Ком на ком поставим,
глазки подведем,
нос морковкой вставим,
шапочку найдем, вот какой снеговичок, снежный белый толстячок!
Математическая разминка.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети в кругу по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Какое время года сейчас?
2. За каким временем года наступает зима?
3. Какое время года наступит после зимы?
4. Сколько месяцев длится зима?
5. Назовите зимние месяцы?
6. Сколько дней в неделе? (7)
7. Сколько пальцев на одной руке? (5)
8. Сколько пальцев на двух руках? (10)
9. Сколько в неделе выходных дней? (2)
10. Какое число больше 4, но меньше 6? Меньше 5, но больше?
Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.
Материал: На столе части круга с цветами спектра. Семь частей. На каждой части изображены соответствующие числа точками.
Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:
понедельник – красный – 1точка,
вторник – оранжевый – 2 точки,
среда – желтый – 3 точки,
четверг – зеленый – 4 точки,
пятница – голубой – 5 точек,
суббота – синий – 6 точек,
воскресенье – фиолетовый – 7 точек.
Дети берут по одной карточке.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»
Дети выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите свой день недели!»
Называют свой день недели.
Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);
- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
- воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
- суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете ещё одну монетку.
Воспитатель: Ребята, вот и выполнили все задания волшебника. Посмотрите мы добрались до волшебного замка. Помните Мишка говорил сколько нам надо монет, чтобы обменять на ключ, который поможет открыть нам замок? Правильно 6.
Давай те посчитаем хватит ли нам монет, чтобы обменять их на ключ от замка?
Дети считают.
Упражнение на решение проблемной ситуации «Живая или мертвая вода».
Приглашаю детей к столу, на котором стоят два кувшина с водой, два одинаковых стакана, фишки черного и белого цвета, две тарелочки.
Рассказываю, что Филин дал подсказку, для спасения Маши, нужно выбрать сосуд, в котором воды больше, т. к. там волшебная «живая вода», а где меньше – «мертвая». Поэтому очень важно не ошибиться. Только как же нам измерить, в каком сосуде воды больше?
Дети обсуждают и высказывают свое мнение, как это можно сделать. (Показываю опытным путем непригодность некоторых способов (на глаз сравнить нельзя, так как сосуды не прозрачные и ничего не видно, на вес одинаковые). Вместе с воспитателем дети решают: надо измерять жидкость условной меркой - стаканом и сравнить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставятся емкости (в тарелочки, куда будет сливаться измеренная вода. Измеряется жидкость из двух сосудов.
Ребята делятся на две группы. Одна группа измеряет жидкость из кувшина с синим кружком, вторая группа – из кувшина с красным кружком цвета. Дети откладывают два ряда фишек (синие и красные, сравнивают их. Первая группа, измерявшая из кувшина с красной меткой, отложила 5 фишек красного цвета. Вторая группа, измерявшая жидкость из кувшина с синей меткой цвета, отложила 4 фишки синего цвета. Сравнивая количество отложенных фишек, выясняют, что вода из кувшина с красной меткой «живая», а синего - «мертвая».
На сосуды, из которых измерялась жидкость, клеятся соответствующие наклейки-картинки (белая и чёрная фишка, изображающие «живую» и «мертвую» воду соответственно.
Сосуд с живой водой отправляем в посылке к Мишке.
Хвалю детей и говорю, что теперь Мишка сможет расколдовать Машу.
Воспитатель: Ребята, все задания выполнены, и мы возвращаемся из сказочной страны. А чтобы нам вернуться в группу нужно посчитать в обратном порядке от 1 до 10 только в обратном порядке от 10 до 1, готовы?
Давайте все вместе 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.
Вот мы и в группе.
8. «Благодарность ребятам от Мишки и Маши».
Подвожу ребят к экрану, на котором с помощью проектора и ноутбука идет слайд «Благодарность Мишки».(слайд5)
На экране изображен Мишка и Маша, которые благодарят ребят:
«Дорогие ребята. Примите мою благодарность, за то, что смогли пройти все задания и найти «живую» воду, с помощью которой я расколдовал Машу. А я обещаю вам, что больше никогда Маша не будет причинять вред жителям леса. В благодарность за это я отправил вам угощения из моих лесных запасов.
Желаю вам оставаться такими же умными, смелыми и находчивыми. Всего вам доброго».
9. Рефлексия.
Собираю детей около себя.
- Воспитатель: «Где вы сегодня побывали?»
- Дети: «В математической стране»
Воспитатель: «Кому смогли помочь?»
- Дети: «Мишки достать живую воду, чтобы он расколдовал Машу»
- Воспитатель: «На что обменяли ключ?»
«Как вы думаете, почему вам удалось помочь Мишки и спасти заколдованную Машу?»
-Дети: «Правильно выполняли задания, использовали свои знания…»
Что больше всего понравилось?
Что вызвало трудности?
Поощряю, хвалю детей за их активность, инициативность, за их хорошую работу на занятии.
Список используемой литературы:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Учебно-метидическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. – 91 с.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа авт. -сост. Н. В. Лободина. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2019. – 339с.
3. Медведева И. Н. У сказки тихий голосок/ И. Н. Медведева// Начальная школа. - 2001. - №7
4. Метлина Л. С. Математика в детском саду : пособие для воспитателей деского сада / Л. С. Метлина. – М., 1984
5. Петерсон Л. Г. Игралочка. – М. ,1997
6. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. О. С. Ушаковой. 3-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2017 -208 с. (Развиваем речь)
7. Смолякова О. К. Математика для дошкольников. – М., 1998
8. Шаехова Р. К. Ступеньки к творчеству. - Казань: Мастер Лайн, 2000. – 76с.