Куценко Наталья
Конспект НОД по ФЭМП в разновозрастной группе «В стране геометрических фигур»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД П. КОНЫШЕВКА»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в разновозрастной группе (старшая подгруппа) на тему:
«В стране геометрических фигур»
Подготовила: воспитатель
разновозрастной группы
МКДОУ «Детский сад п. Конышевка»
Куценко Наталья Александровна
п. Конышевка -2020г.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в разновозрастной группе „В стране геометрических фигур“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Цель: обобщить, уточнить знания о геометрических фигурах, продолжать учить видеть геометрические фигуры в форме окружающих предметов.
Задачи:
образовательные:
- уточнить и обобщить знания детей о геометрических фигурах, о свойствах геометрических фигур.
- тренировать в порядковом и количественном счете;
развивающие:
- расширять и активизировать словарь за счет слов-названий геометрических фигур, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения,
- развивать зрительное и слуховое восприятие, образное и логическое мышление;
- совершенствовать навыки связной речи;
- развивать мелкую моторику;
воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать культуру поведения в общественных местах, умение работать и играть в коллективе.
Материал:
Раздаточный: билеты с изображением геометрических фигур для обозначения мест в автобусе, медали с изображением геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, раздаточный материал (разрезные геометрические фигуры для дидактической игры.
Демонстрационный : изображения «Город геометрических фигур», изображение «Геометрический лес», геометрические фигуры из картона (треугольник и квадрат, восьмиугольник, карточки «Узнай геометрическую фигуру и предметы, которые на нее похожи»
Словарная работа:
Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.
Предварительная работа:
- беседа о правилах поведения в автобусе
- сюжетно-ролевая игра «Автобус»
- дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме», «Ассоциации»
Методы и приемы:
Наглядные: показ схемы города геометрических фигур и геометрического леса, медали с изображением геометрических фигур, карточки «Четвертый лишний», шаблон треугольника, квадрата, восьмиугольника, разрезные геометрические фигуры для дидактической игры, карточки «Узнай геометрическую фигуру и назови предметы, которые на нее похожи».
Словесные: вопросы к детям, отгадывание загадок, описание геометрических фигур, словесная игра «Сколько у тебя?», рассказывание детьми стихотворений о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, рассказывание сказки «Треугольник и Квадрат».
Игровые: дидактические игры, специально организованная проблемная ситуация, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Ход:
Воспитатель: Ребята, мы часто с вами путешествуем, побывали во многих местах. А сегодня мы с вами отправимся в страну геометрических фигур. Хотите там побывать?
Воспитатель: Мы поедем на автобусе. Для этого надо купить билеты. Билет получите, если правильно ответите на мои вопросы.
1. Словесная игра «Сколько у тебя?»
- Сколько у тебя носов?
- Один.
- Сколько у тебя глаз?
- Два.
- Сколько пальцев у тебя на одной руке?
- Пять.
- Сколько у тебя волос?
- Много.
- Сколько у тебя крыльев?
- Ни одного.
Воспитатель: Теперь посмотрите на свои билеты внимательно. На каждом билете есть геометрическая фигура. Эти стулья-места в автобусе. Каждый из вас сядет на тот стул, на котором такая же геометрическая фигура, как на билете.
Все нашли свои места? Поехали.
(звучит музыка)
2. «Пальчиковая гимнастика»
Вот мы с вами и приехали. Но для начала мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.
Будем пальчики считать -
1, 2, 3, 4, 5 -
И фигуры называть.
Вот квадрат, а вот кружок,
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник.
Их не трудно сосчитать -
Их по счету ровно пять. (Поочередно загибаем пальчики)
3. «В городе геометрических фигур»
- Дети, ответьте на вопрос: Сколько домов вы видите? (Пять). Покажите мне дом, который похож на квадрат? Какой он стоит по счету? (Второй). Сколько у него окошек? (три). Воспитатель вешает этому ребенку фигуру с изображением квадрата.
Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:
Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.
-Покажите мне дом, который похож на круг? Какой он стоит по счету? (Пятый). Сколько у этого домика окошек? (два). Воспитатель вешает этому ребенку фигуру с изображением круга.
Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.
Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.
- Покажите мне дом, который похож на прямоугольник? Какой он стоит по счету? (Первый). Сколько у этого домика окошек? (Два). Воспитатель вешает этому ребенку фигуру с изображением прямоугольника.
Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.
- Покажите мне дом, который похож на овал? Какой он стоит по счету? (Третий). Сколько у этого домика окошек? (четыре). Воспитатель вешает этому ребенку фигуру с изображением овала.
Вот овальный огуречик,
Из него и человечек.
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.
Наш овал нам сделать просто:
Круг растянем – больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.
-Покажите мне дом, который похож на треугольник? Какой он стоит по счету? (Четвертый). Сколько у него окошек? (четыре). Воспитатель вешает этому ребенку фигуру с изображением треугольника.
Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».
Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.
-Ребята, а скажите мне, пожалуйста, к какому из домиков ведет самая длинная дорожка? (К квадратному). А самая короткая? (К круглому).
-Посмотрите, ребята, некоторые из вас превратились в геометрические фигуры.
4. «В Геометрическом лесу»
- Из города мы с вами попадаем в лес, в котором растут необычные деревья. Давайте их с вами рассмотрим. Ребята, на что они похожи? Правильно, на геометрические фигуры.
- Покажите мне дерево, которое похоже на круг? На квадрат? На овал? На прямоугольник? На треугольник? Каким стоит по счету каждое из деревьев?
(Дети отвечают).
5. Загадки о геометрических фигурах
Воспитатель: Сейчас остальные из вас тоже превратятся в геометрические фигуры. Для этого надо отгадать загадку о геометрической фигуре.
1) На тарелке, как венок,
Как веселый колобок,
И на мяч похож наш друг,
Угадайте, это (круг)
2) Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (квадрат)
3) Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны.
Ну, пожалуй, и довольно.
Что ты видишь (треугольник)
4) Если б взял бы я кружок,
С двух сторон немного сжал,
Отвечай скорее точно,
Получился бы (овал)
5) Похож на книжку, на тетрадку,
На большую шоколадку.
Аккуратный, словно школьник,
Как окно (прямоугольник)
(Когда ребенок отгадывает загадку, воспитатель надевает ему на грудь геометрическую фигуру)
6. Физкультминутка
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
7. Игра с детьми «Четвертый лишний» (Воспитатель показывает карточки с изображением геометрических фигур, одна из которых «лишняя» по цвету или по форме. Нужно назвать лишнюю фигуру).
8. Игра в ассоциации «Узнай фигуру и назови предметы, которые на нее похожи»
9. Сказка «Треугольник и Квадрат»
Жили-были два брата,
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
"Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: "Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: "Брат!
Я же старше, я – Квадрат!”
И сказал еще нежней:
"Неизвестно, кто нужней!”
Но настала ночь, и к брату.
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься – без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел – нет Квадрата.
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
10. Дидактическая игра: «Собери домик из геометрических фигур», «Собери человечка из геометрических фигур» (дети делятся на две группы : одна собирает домик, а вторая человечка).
11. Итог занятия.
Воспитатель:
- Вот мы и побывали в стране геометрических фигур.
Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в автобусе.
(звучит музыка).
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня превращались в геометрические фигуры, узнали, чем они отличаются и чем похожи; выбирать из четырех фигур одну лишнюю.
Все старались, молодцы!