Плюсенко Марина
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Счет до шести. Число шесть»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести, соотносить цифру 6 с количеством;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3. Закрепить счётные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Счет до шести, Число шесть“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: игрушечные; обезьянка и белка, изображение банана и ореха с изображением 2, 3, 4, 5, 6 предметов; карточки с цифрами 1 – 8.
Раздаточный: по 7 прямоугольников жёлтого цвета и кругов коричневого цвета, карточки с цифрой 6 по одной на каждого.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
-Ребята, ходили ли вы с родителями в зоопарк?
-Дети говорят: да.
-Каких зверей вы видели?
-Дети перечисляют.
-Посетителям можно кормить зверей.
-Дети отвечают: нет.
-С разрешением служителей зоопарка мы покормим зверей.
-На чём можно добраться до зоопарка?
Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается автобус.
2. Актуализация знаний.
Игра «Билет на автобус».
1. Актуализировать представления о числе 5 и о понятии «столько же»;
2. Закрепить умение считать в пределах пяти, различать левую и правую сторону,
3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, развивать опыт самоконтроля.
- Что нужно сделать прежде, чем сядем в автобус? (Купить билет.)
- Где покупают билеты? (В кассе.)
- Как называется человек, который продаёт билеты? (Кассир)
- Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько и детей.)
Дети подходят к столу – кассе, на котором находятся карточки – билеты с нарисованными на них предметами. Карточек, на которых нарисовано 5 предметов, столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 2, 3, 4, 5, 6 предметами. Карточки лежат в перемешку.
Воспитатель говорит, что билетом на автобус будет служить карточка, на которой нарисовано 5 предметов. Дети самостоятельно «покупают билеты». Воспитатель – контролёр проверяет билеты около автобуса.
Если билет куплен правильно, то контролёр просит сказать, и в каком количестве нарисовано на билете. Ответ должен звучать так:
«У меня нарисовано 5 груш, (слив, апельсин, лимонов и т. д.)
Контролёр забирает билет.
Если на карточке, которую выбрал ребёнок, не 5 предметов, то воспитатель просит ребёнка – пассажира пересчитать предметы. В этом случае ребёнок видит свою ошибку при счёте, относит карточку на стол и выбирает ту, на которой 5 предметов.
Все пассажиры на местах, билеты проверены – можно ехать.
- Посмотрите на право (налево). Дети поворачивают головы направо (налево). Приехали в зоопарк.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою 2 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
3. Затруднение игровой ситуации.
Игра «Покормим зверушек».
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, счёта до шести;
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Дети садятся за столы. На середине каждого стола вперемешку лежат жёлтые прямоугольники и коричневые круги по 7 на каждого ребёнка.
- Мы пришли в зоопарк. На какой фрукт похожи жёлтые прямоугольники и коричневые круги?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель показывает изображение банана и ореха.
Обезьянку нужно угостить 5 бананами.
Дети отсчитывают 5 жёлтых прямоугольника и кладут перед собой.
Бельчонок попросил столько же орехов.
Дети под жёлтыми прямоугольниками выкладывают коричневые круги. - Сколько орешков вы выложили? (Пять).
- Почему выложили 5 коричневых круга? (Потому что каждый банан имеет пару – орешек; либо: бананов 5 ,орехов – тоже 5, а 5 и 5 – поровну).
Вдруг обезьянка захотела ещё один банан. Дети берут один жёлтый прямоугольник и кладут его рядом с остальными.
- Сколько теперь бананов?
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого банана: один, два, три, четыре, пять…. После этого некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счёта до 6. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
- Смогли ли вы сосчитать бананы? (Нет).
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как считать дальше).
4. Открытие нового знания.
Игра «Покормим зверушек» (продолжение).
1. Закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе 6, умение считать до 6.
2. Сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество бананов? (Надо узнать, как считать дальше).
- Кто знает, какое число следует при счёте за числом 5?
Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Многие дети уже умеют считать до 6, поэтому называют число 6. Воспитатель хвалит детей.
- Молодцы! Вы нам очень помогли!
Теперь все посчитайте до 6. Дети считают хором: один банан, два, три, четыре, пять, шесть.
Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать – «спросить у того, кто знает». Затем должны обратиться с вопросом к воспитателю, который рассказывает им, что при счёте за числом 5 идёт число 6.
Воспитатель подводит итог: при счёте после 5 идёт 6.
- Как получилось 6 бананов? (Было пять, добавили ещё один, и получилось 6.)
-Чего теперь больше? (Больше бананов.)
- Как сделать поровну?
Дети должны дать два варианта уравнения: либо убрать один банан, либо добавить один орех. Воспитатель предлагает добавить орех.
- Сколько теперь бананов и орехов?
Делается вывод: 6 и 6 – поровну.
5. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Приглашение в цирк»
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 6.
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление. Воспитатель кладёт на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 и карточки с цифрой 6 по количеству детей.
Воспитатель говорит детям, что зверушки хотят пригласить нас в цирк, дать пригласительные билеты, но забыли, как пишется цифра 6, чтобы написать место на билете. Выберите на столе карточку, показать зверушкам место 6. Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 6.
Детям предоставляется самостоятельность. Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 6, воспитатель задаё т детям вопросы:
- Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.)
- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число 6.)
6. Преодоление затруднения.
Игра «Приглашение в цирк» (продолжение).
Дидактические задачи:
1. Познакомить детей с цифрой 6, сформировать у них умение распознавать цифру 6 среди других цифр и соотносить её с количеством.
2. Закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.
- Что нужно сделать, если чего –то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо спросить у кого – либо).
После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 6.
Воспитатель делает вывод: число 6 записывается с помощью цифры 6.
Дети выбирают нужные карточки на столе и показывают зверушкам.
7. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Поход в магазин».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Воспитатель предлагает детям представить, что они пошли в магазин за покупками: бананов и орехов. Дети ходят по группе, изображая покупку бананов и орехов. Хотите отнести домой?
После ответов детей воспитатель рассказывает, что у детей нет с собой сумки.
- Как вы донесёте бананы и орешки? (В ладошке).
Игра «Вкусные бананы и орешки»
Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов, считать по названному числу, развивать речь.
Дети садятся за столы, и воспитатель предлагает им съесть вот столько (1) бананов. Дети должны взять в руку один жёлтый прямоугольник.
- Съешьте вот столько (6) бананов.
- Почему вы не можете выполнить просьбу? (Потому, что бананов осталось 5, а нужно 6).
- Съешьте вот столько (6) орешков.
Дети берут 6 орешков, пересчитывая их по одной.
- Сколько бананов у вас осталось? (5).
8. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где сегодня были?
- Что интересного сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, о том что они сделали доброе дело, покормили зверушек и помогли написать место на билете, потому что научились считать до шести и узнали, как записывается это число.