Ольга Деринговская
Конспект НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша «Путешествие в страну Математики» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП
на тему «Путешествие в страну Математики»
(для детей 4-5 лет)
Подготовила воспитатель:
Деринговская Ольга Владимировна
МДОУ №70
г. Ярославль 2021г.
Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, используя логические блоки Дьенеша. Выявление уровня освоения материала по ФЭМП для детей 4-5 лет.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша „Путешествие в страну Математики“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Задачи:
1. Образовательные
• Продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, продолжать формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров, разного цвета, разной формы.
• Формировать представления о символическом изображении предметов (блоки Дьенеша) и совершенствовать уровень накопленных практических навыков через работу с карточками-символами, научиться классифицировать блоки по двум признакам : цвет-форма, форма-размер.
• Познакомить детей с цифрой пять.
2. Развивающие
• Развивать зрительное, слуховое внимание, восприятие, память, воображение.
• Развивать логическое мышление и умение анализировать, разгадывая схемы и выделяя свойства блоков Дьенеша.
• Активизировать словарь детей ( название сенсорных эталонов: цвет, форма, величина).
• Развивать диалогическую форму речи.
3. Воспитательные
• Воспитывать стремление детей активно вступать в общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками.
• Воспитывать чувство взаимопомощи, желание передавать радость другим.
• Воспитывать самостоятельность при выполнении учебной задачи.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Педагогические технологии: Личностно-ориентированные: создавать условия, чтобы ребенок имел возможность использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него; педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры.
Здоровьесберегающие: смена двигательной активности, чередование различных видов деятельности, динамическая пауза (физкультминутка).
Развивающее обучение: ребёнок – полноценный субъект деятельности, субъект своего развития (активно-деятельностный тип обучения, соблюдение меры трудности и преодоление препятствий («зона ближайшего развития», принцип сотрудничества.
Игровые технологии: использование занимательного игрового материала (технология «блоки Дьенеша).
Предварительная работа: - дидактические игры с блоками Дьенеша
- дидактические игры и упражнения «Форма и цвет», «Большой и маленький», «Толстый и тонкий»
- заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Веселый счет»
Планируемый результат: Дети имеют представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форма, цвет, размер; умеют классифицировать блоки Дьенеша по двум признакам, опираясь на разгадывание карточек-символов; узнают цифру пять.
Ход занятия:
Дети заходят в группу. Воспитатель
обращает внимание детей на гостей
- Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель сообщает детям, что принес для них волшебный клубочек, демонстрирует клубочек, просит детей подойти и встать в круг.
-Ребята, я очень рада видеть вас здоровыми, веселыми и в хорошем настроении. Давайте подарим друг другу еще немного хорошего настроения. А в этом нам поможет волшебный клубочек, мы будем передавать его по кругу и желать друг другу добра, счастья, здоровья, удачи, хороших друзей, улыбок и т. д.
Заинтересовавшись волшебным клубочком, дети подходят к воспитателю, встают в круг и передавая клубочек по кругу говорят друг другу добрые пожелания.
Педагог сообщает детям, что в детский сад было доставлено много писем и одно из них для детей данной группы.
-Ребята, я случайно перепутала письма и теперь не знаю какое из них ваше (на столе педагог раскладывает конверты разной формы, размера и цвета). Что же делать?
Дети заинтересованы и хотят скорее отыскать свое письмо, готовы выполнять задания педагога.
-У меня есть карточки-символы, расшифровав которые, мы сможем отыскать ваше письмо.
( Выкладываются карточка-символы: квадрат, большой, желтого цвета).
-Давайте проговорим, как должно выглядеть письмо.
Дети разгадывают с помощью карточек- символов, как должно выглядеть письмо. Озвучивают ответ (квадрат, большой, желтый).
-Давайте подойдем к столу и найдем письмо. Почему вы считаете, что это ваше письмо? Объясните свой выбор.
Дети находят на столе нужное письмо среди прочих и объясняют свой выбор.
-Молодцы ребята, вы совершенно верно нашли письмо, давайте я вам его прочитаю.
«Здравствуйте, ребята. Пишут Вам друзья из страны математики - цифры 1, 2, 3 и 4. Мы хотели пригласить Вас в гости и познакомить с нашей подружкой. Она очень добрая, но очень стеснительная. Когда она узнала, что вы придете, почему-то испугалась и спряталась, теперь мы нигде не можем её найти! Ребята, помогите, пожалуйста, отыскать нашу подружку. Ваши друзья-цифры 1, 2, 3 и 4».
Дети слушают педагога.
-Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь? Тогда не будем терять время, садимся скорее в наши ракеты и отправляемся в страну математики.
Педагог с детьми произносят слова и выполняют движения по показу:
Раз, два, три, четыре,
Космонавтом стать хочу!
Раз, два, три, четыре,
На ракете полечу!
Четыре, три, два, один, ноль:
Пуск!
-Ребята, вот мы и добрались до страны математики и нас встречают наши друзья цифры. Давайте с ними поздороваемся! (цифры 1,2,3,4 вывешены на магнитной доске)
Дети здороваются с цифрами, называя их.
-Ребята, пока мы летели, я подумала, раз эта таинственная жительница страны математики испугалась нашего прихода и спряталась, то давайте мы сделаем для нее что-то приятное, может тогда она захочет с нами познакомиться. А цифры нам подскажут, что эта девочка любит. Спросим совета у цифры 1.
Воспитатель или один из детей берет конверт с заданием, который закреплен у цифры 1, в конверте картинка с изображением бус.
Игра «Чудесный мешочек».
На столе лежит лист с нарисованной веревочкой, куда дети будут накладывать бусины (геометрические фигуры-блоки).
-У меня есть чудесный мешочек с бусинами, чтобы достать бусину нужно определить ее форму и размер на ощупь.
Дети по очереди опускаю руку в чудесный мешочек, называют выбранную фигуру (форма и величина) и выкладывают на нить, нарисованную на листе на столе). В зависимости от количества детей игра проводится два-три раза.
-Молодцы ребята, мы сделали очень красивые бусы. А сейчас посмотрите на доску, кажется, цифра 2 тоже хочет нам что-то предложить.
В конверте под цифрой 2 картинка с цветочными клумбами.
-Ребята, какие красивые цветы на этой картинке! Я думаю, что все любят цветы, но сейчас еще прохладно и цветы на наших клумбах не растут. А давайте попробуем сделать для нашей таинственной жительницы страны математики маленькое чудо, посадим цветы на клумбы.
Игра «клумбы» (клумбы-обручи, цветы-блоки Дьенеша). Педагог выкладывает на клумбы карточки-символы (цвет-форма, величина-форма, толщина-форма) и предлагает детям «посадить» цветы.
Дети разгадывают символы и «засаживают» клумбы-обручи соответствующими цветами-блоками. Дети рассказывают, какие цветы они «сажают» и почему. Любуются красивыми клумбами.
-Молодцы, ребята! Вы здорово поработали и, наверное, устали.
Проведение физкультминутки:
Мы у клумбы прогулялись
И немножко запыхались
(шаг на месте)
Встанем, глубоко вдохнем
Упражнения начнем.
Руки вверх, затем вперед,
Снова вверх, опять вперед.
Чудеса у нас на свете
Стали маленькими дети.
(Дети приседают)
А потом все дружно встали
И большими сразу стали.
(поднимаемся, тянем руки вверх)
Девочки потопали,
Мальчики похлопали
(девочки хлопают, затем мальчики топают)
Хорошо мы погуляли!
(шаг на месте)
Вы, ребята, не устали?
Дети выполняют физические упражнения по показу воспитателя.
-Ребята, давайте посмотрим. Что нам предлагает сделать цифра три.
В конверте у цифры три лежат раскраски-открытки с цветами. Детям предлагается их раскрасить. Воспитатель уточняет, что таинственная незнакомка любит только цветы с пятью лепестками, их и надо раскрасить.
Дети садятся за столы и раскрашивают цветы с пятью лепестками, затем выкладывают готовые работы на одном из столов группы (выставка).
-Ребята, у вас получились очень красивые открытки! Но, посмотрите цифра 4 тоже хочет нам помочь.
В конверте у цифры 4 загадка про таинственную незнакомку:
За окном сидели птички,
Голубь, дрозд и три синички.
Спросим мы учеников
И прилежных учениц:
Кто ответить нам готов,
Сколько за окошком птиц?»
Педагог прикрепляет на доску птиц, произносит текст загадки. Дети отгадывают загадку.
-Молодцы ребята, оказывается мы ищем в стране математики цифру пять. Давайте сейчас вспомним стихотворения про цифры, которые мы с вами учили на занятиях, а затем я прочитаю строчки о цифре пять.
Дети с воспитателем рассказывают стихотворение Маршака «Веселый счет» :
Вот один иль единица - очень тонкая, как спица,
А вот это - цифра два, полюбуйтесь какова:
Изогнула двойка шею, волочится хвост за нею,
Тройка - третий из значков, состоит из двух крючков,
За тремя идет четыре, острый локоть оттопыря,
А потом пошла плясать по дорожке цифра пять,
Руку вправо протянула, ножку круто изогнула.
-Ребята, оказывается цифра пять любит потанцевать, давайте включим музыку.
Педагог включает музыку, появляется цифра пять (воспитатель держит ее в руках). Цифра пять здоровается с детьми, хвалит их за проделанную работу и подарки для нее.
-Ребята, у нас сегодня было замечательное приключение, но пора возвращаться в детский сад, садитесь в ракеты:
Раз, два, три, четыре,
Космонавтом стать хочу!
Раз, два, три, четыре,
На ракете полечу!
Пять, четыре, три, два, один, ноль:
Пуск!
Дети произносят слова и выполняют движения по показу педагога, затем садятся на стулья.
-Ребята, мы сегодня смогли помочь нашим друзьям отыскать цифру пять. Как мы это сделали?
Вам было интересно?
Что вам понравилось?
Какое у вас теперь настроение?
Дети высказываются по поводу проделанной работы, своего эмоционального состояния и т. д.
-Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами, вы такие молодцы и столько всего знаете!