Людмила Ельчинова
Конспект НОД по формированию элементарных математических способностей с ИКТ «Приключение Колобка или счет до 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Приключение Колобка или счет до 5
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №59 «Ягодка».
Конспект
НОД по формированию элементарных математических способностей с использованием компьютерных технологий
«Приключение Колобка
или счет до 5»
Подготовила воспитатель : Ельчинова Л. Н.
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
• закреплять цифры и числовой ряд в пределах 5;
• продолжать учить откладывать нужное количество предметов;
• соотносить количество предметов с цифрой;
• учить сравнивать объемные и плоскостные фигуры круг и шар между собой;
• учить отвечать на вопрос предложением;
• учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
• закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник;
• закрепить знание по охране безопасности жизни детей на улице и дома.
Коррекционно-развивающие:
• развивать мелкую и общую моторику через работу с компьютерной мышкой, игры с мячом и кругом, и использование лечебной физкультуры;
• развивать внимание, память, мышление через обучение счетным операциям и дидактическим играм;
• развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
Коррекционно-воспитывающая.
• закрепить правила ОБЖ;
• воспитывать нравственные качества личности детей, сопереживание, ответственность и заботу о родных людях.
Оборудование.
Демонстрационный материал :
• ТСО.
Раздаточный материал :
• в коробочке – колесо от машины и пирамидки, тарелка игрушечная, колечко, мячик, яблоко, апельсин;
• цифры от 1 до 5;
• наборное полотно из 2-х полосок;
• прямоугольники по 4 штуки.
Спортивный инвентарь:
• мяч, обруч, круг.
Технические средства обучения:
• Мультимедиа,
• ноутбук,
• компьютерная мышка,
• презентация «Колобок».
Словарь: круглый, катится, шар, круг, объемный, плоский, лишний, больше, меньше.
Методические приемы: разминочные загадки, имитация, сравнение, игра, показ образца, зрительная гимнастики, беседы, интерактивные игры.
Ход занятия.
Организационный момент. Ребята сегодня я вам расскажу и покажу сказку. Отгадайте про кого.
Круглый бок, румяный бок,
Живет в сказке …
Дети: Колобок.
Слайд 1.
Педагог: Правильно ребята, это колобок.
Жили-были старик со старухой.
Слайд 2.
Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка старуха по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок».
Слайд 3.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. А потом замесила муку на сметане. Стала стряпать Колобок. Положила его в печь да изжарила в масле.
Слайд 4.
А когда поджарился и подрумянился колобок, старуха на окошко студить его положила.
Слайд 5.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился – с окна на стол, со стола на пол, по полу к двери, прыг через порог – да в сени. Из сеней на крыльцо, с крыльца во двор.
Слайд 6.
Со двора за ворота.
Слайд 7.
А потом все дальше и дальше.
Ребята, а скажите мне, почему говорят, что колобок катился?
Дети: Потому что он круглый.
Педагог: Правильно, он круглый, как шар или мячик. Посмотрите, как они хорошо катятся. Педагог катит мяч детям по столу. Ловите. Если его не поймать он может далеко укатиться. А на какую геометрическую фигуру похож колобок?
Дети: На круг.
Педагог: Правильно, посмотрите, он похож на круг.
Слайд 8.
Посмотрите, это круг.
Много есть кругов вокруг!
Солнце круглое и мяч,
Круглый обруч и калач.
Колобок глядит вокруг,
Надо ж, я похож на круг.
Ребята, Колобок похож на круг только тогда, когда мы его будем рисовать, а на самом деле он объемный и похож на шар, а круг плоский. И круг катится не так хорошо как шар, он может упасть. Педагог катит круг. Мячик катится и останавливается, а круг катится и падает. Возьмите мяч и покатайте его друг другу. Хорошо катается?
Дети: Да.
Педагог: А теперь покатайте круг. Хорошо катится?
Дети: Нет.
Педагог: Посмотрите, это обруч, он похож на круг или на шар?
Дети: На круг.
Педагог: Почему вы думаете, что он похож на круг?
Дети: Потому что когда его покатишь, он упадет.
Посмотрите, у вас в коробочках лежат предметы, одни похожи на круг, а другие на шар. Выберите предметы, которые похожи на круг и положите их на стол. (елочная игрушка, круглая деталь из метал. конструктора, диск, мяч, колесо, яблоко, апельсин)
Вы правильно справились с заданием, а теперь помогите Колобку выбрать предметы похожие на круг.
Колобок похож на геометрическую фигуру «КРУГ», а какие еще геометрические фигуры мы с вами знаем.
Дети: Квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.
Игра «Большой – маленький».
Молодцы, а сейчас давайте продолжим нашу сказку. Покатился колобок в лес и встретил там …
Дети: Зайца.
Слайд 9.
Педагог: Правильно. Зайца. Но заяц был не большой, а маленький … (зайчонок) И стали они с зайчонком в игру играть. Давайте и мы с вами с ними поиграем.
Большой … (медведь, а маленький … (медвежонок)
Большая … (лиса, а маленькая … (лисичка)
Большой … (ёж, а маленький … (ежонок)
Большая … (белка, а маленькая … (белочка)
Большой … (волк, а маленький … (волчонок)
Большой … (дом, а маленький … (домик)
Физкультминутка (имитация движения животных).
Давайте встанем в круг,
У нас славная осанка.
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Поиграл колобок с зайчонком и покатился дальше и встретил …
Дети: Волка.
Слайд 10.
Педагог: Правильно волка. Но в лесу он встретил не большого волка, а маленького … (волчонка). Волчонок, спросил у Колобка, знает ли колобок цифры, колобок ответил, что плохо. Ребята, а вы знаете цифры?
Дети: Да.
Педагог: Тогда смотрите на карточки и быстро называйте цифры, которые увидите.
Помогите колобку выложить числовой ряд. Дети выкладывают числовой ряд на столе самостоятельно, затем проверяют правильность на экране.
Слайд 11.
Волчонок очень умный и хозяйственный, поэтому он знает все цифры и умеет решать задачи. Давайте и мы вместе с волчонком будем решать задачи.
У богатого волчонка
Было кваса три бочонка.
Тут ещё один бочонок
Прикатил домой волчонок.
Вместе складывать их стал –
Сколько бочек насчитал.
Дети: Четыре.
Педагог: Сколько бочонков было у волчонка?
Дети: Три.
Педагог: Положите столько же прямоугольников на верхнюю полоску, сколько было бочонков у волчонка.
Сколько бочонков прикатил еще волчонок?
Дети: Один.
Педагог: Положите столько же прямоугольников на нижнюю полоску, сколько добавил бочонков волчок.
Педагог: Сколько стало бочонков у волчонка?
Дети: Четыре.
Педагог: Бочонков стало больше или меньше?
Дети: Больше.
Педагог: Давайте вспомним нашу задачу. У волчонка было три бочонка, он прикатил еще один бочонок, и стало четыре бочонка. Как у нас получилось четыре?
Дети: Мы к трем добавили один, и получилось четыре.
Мы с волчонком играли и решали задачи, а ночью ему очень скучно и он воет на луну. Давайте представим, что мы волчата, нам грустно и поэтому мы воем на луну.
И. П. Ноги на ширине плеч наклониться и коснуться пальцами рук пола. На раз сделать вдох через нос, на два присесть, поднять голову вверх и выдохнуть с произношением звука «У». Повторить 4 – 5 раз.
Поиграли, отдохнули, а теперь пора продолжить нашу сказку, поиграл Колобок с волчонком и покатился дальше и встретил в лесу … (медведя).
Слайд 12.
Правильно, только не большого, а маленького … (медвежонка). Ребята, посмотрите внимательно, в каком настроение наш медвежонок?
Дети: В грустном.
Педагог: Наш медвежонок грустный, потому что не может справиться с заданием. Поможем ему.
Дети: Да.
Педагог: Только прежде чем помочь медвежонку нам надо приготовить свои пальчики для игры на компьютере.
Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».
(Дети поочередно соединяют пальцы рук с большим пальцем).
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому,
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог.
Слайд 13, 14, 15. Игра «Четвертый лишний»
Перед медвежонком и колобком сложная задача. Им надо найти лишнюю фигуру. (Дети по очереди выполняют задание на компьютере).Если навести курсор на лишний предмет, то лишний предмет исчезнет.
Помогли медвежонку, и покатился колобок дальше мимо болота, а там
скачут зеленые попрыгушки,
не рты, а ловушки,
попадут в ловушки
и комар и мушки.
Кто знает, что это за попрыгушки?
Дети: Лягушки. (По щелчку мыши на экране появляются лягушки) Слайд 16. Потому что они зеленые, умеют прыгать, у них большой рот, и они ловят насекомых.
Педагог: Остановился Колобок на берегу болота и стал наблюдать за ними. Давайте и мы вместе с ним понаблюдаем за лягушками.
Слайд 17,18,19,20,21,22.
(Дети наблюдают за перемещением лягушек на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику). Пока мы наблюдали за лягушками, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. А теперь давайте дадим отдохнуть глазкам, поморгайте ими (3 сек, а теперь закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.
Покатился наш колобок дальше и встретил … (лису). Слайд 23. И предложила лиса поиграть.
(Детям предлагается посчитать предметы и соотнести их количество с цифрой).
Поиграл Колобок с лисой и покатился домой к бабушке и дедушке.
Слайд 23.
Сегодня наша сказка со счастливым концом. Никто даже и не собирался, есть Колобка. В лесу ему попались добрые животные, которые с ним играли. Но мы с вами знаем и другую сказку, где хитрая лиса съела Колобка. А все потому, что он без разрешения и один ушел из дома от бабушки и дедушки.
Ребята, скажите, можно уходить из дома одному?
Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?
Можно ли брать у незнакомых людей угощения?
Можно ли с незнакомыми куда-нибудь уходить или уезжать?
Какие правила безопасности жизни нарушил Колобок?
Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Итог занятия.
Ребята, вам понравилась сказка?
Мы сегодня вместе с Колобком научились сравнивать предметы похожие на шар и на круг, решать задачи, закрепили цифры и числовой ряд, соотносили цифру с количеством предметов. Помогли медвежонку найти недостающий предмет, поиграли с зайчонком в игру противоположности. Мы закрепили правила безопасности жизни. А теперь нам пора прощаться с Колобком. Давайте скажем ему и гостям «До свидания».