Ольга Болотнова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Один-много»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Тема : «Один – много»
Цель: уточнить представление детей о понятиях «один», «много»; продолжить формировать опыт самостоятельного преодоления затруднений в игровой ситуации.
Задачи (по образовательным областям)
Познавательное развитие
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе „Один-много“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Один, много, ни одного. Занятия по ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
•Закрепление умения определять, где один предмет, а где много.
•Развитие внимания, мыслительных операций (анализ, сравнение) .
•Развитие познавательной мотивации
•Формирование первичных представлений о свойствах предметов (большой – маленький) .
Социально-коммуникативное развитие
•Развитие навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками
•Формирование умения работать коллективно
Речевое развитие
•Развитие навыка диалогической речи
Виды деятельности:
Игровая деятельность, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Материал и оборудование :
1. Демонстрационный материал : деревья, пеньки, ромашки из картона, божьи коровки разного размера, для белочки, картинка с загадкой, письмо от белочки, картинка паровозика, корзинка, поднос с листьями, шишками, грибочками, нарисованными и вырезанными из бумаги; нарисованные рельсы, ковер - полянка, мольберт, стол, магниты, угощение от белочки.
2. Раздаточный материал : божьи коровки разного размера, шишки, грибочки, листочки.
3. Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись «Песенка паровозика».
Предварительная работа :
Знакомство детей с временем года «Осень», рассматривание иллюстраций с насекомыми, видами транспорта, цветами. Беседа о том, что растет в лесу, кто живет в лесу.
Ход НОД
1. Введение в игровую деятельность
Дети проходят и встают около воспитателя.
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята! Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это. Конечно же, это письмо. А от кого оно вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка:
Рыжий маленький зверек
По деревьям прыг да скок
Он живет не на земле
А на дереве в дупле.
Дети отвечают, что это белочка
Воспитатель:
-Правильно. А как вы догадались, что это белочка?
Дети говорят, что белки бывают рыжими, живут на деревьях, любят орешки.
-А как вы думаете, кому написано письмо?
Воспитатель читает надпись на конверте: «Детский сад «Лесная сказка».
Воспитатель:
-Это наша группа? Дети отвечают утвердительно.
-Откроем конверт и посмотрим, что здесь написано. Только одно слово – «помогите». А что у нее случилось не понятно.
-Ребята поможем белочке? Дети соглашаются с воспитателем.
- А где живет белочка? Дети говорят, что белочка живет в лесу.
- Правильно, молодцы белочка живет в лесу.
- Как вы думаете, на чем можно доехать до леса? Дети перечисляют виды транспорта: маршрутка, лошадь, машина и т. д.
- А на поезде можно? Вот на нем-то мы и поедем!
2. Актуализация знаний
Воспитатель:
-Вас сколько? Дети отвечают, что их много.
-А вагончиков у поезда сколько? Дети говорят, что вагончиков у поезда тоже много.
-Вас много и вы будете вагончиками.
-Сколько воспитателей с вами? Дети отвечают, что воспитатель один.
- А к чему цепляется первый вагончик? Дети объясняют, что вагончик цепляется за паровозик.
- Правильно – к паровозику.
-Тогда я буду кем? Ответ детей: «Вы будете – паровозиком».
- Молодцы! Первый вагончик цепляется за паровозик, а потом все остальные вагончики цепляются друг за другом.
- Все готовы? Тогда поехали! (дети шагают по музыку по нарисованным рельсам)
Воспитатель:
-Ребята, куда мы приехали? Дети отвечают, что они приехали в лес.
-А как вы догадались, что это лес? Ответ детей: «Потому, что вокруг растут деревья».
-Посмотрите, кто это сидит на пенечке? Дети говорят, что на пенечке сидит божья коровка.
-Сколько божьих коровок? Дети отвечают, что божья коровка одна.
-Давайте посмотрим внимательно. Может здесь еще кто-то спрятался? (за пенечком в листве спрятались маленькие божьи коровки)
Дети говорят воспитателю, что они увидели божьих коровок.
- Ребята, я вижу впереди что-то интересное. Давайте посмотрим что это?
Дети соглашаются.
Физкультминутка «Путешествие».
Мы веселые ребята,
Мы ребята дошколята. (Дети улыбаются)
Мы отправимся в дорогу
И узнаем очень много. (Дети шагают на месте)
Мы сейчас вперед пойдем (дети показывают рукой вперед)
На вопрос ответ найдем.
3. Затруднение в игровой ситуации
Воспитатель:
- Ребята, куда мы пришли? Ответ детей: «На поляну с цветами».
- Как называются эти цветы? Ответ детей: «Ромашки».
- Правильно, ромашки.
- Сколько ромашек на полянке? Дети отвечают, что на полянке много ромашек.
Дидактическая игра «Божьи коровки».
Воспитатель:
- Ребята, божьи коровки много летали, везде побывали, очень устали. Но не знают, где им отдохнуть. Что же делать божьим коровкам? Предложения детей : полетят домой, посидеть отдохнуть и т. д.
- Где же им посидеть? Ответ детей: «На полянке, на ромашках».
- Но они боятся, что им всем не хватит ромашек. Божьи коровки хотят, чтобы вы помогли им узнать – хватит им ромашек или нет? Поможете божьим коровкам? Дети соглашаются помочь божьим коровкам.
- Как же им помочь? Дети говорят, что божьи коровки сами прилетят, что их надо посадить на ромашки и т. д.
4. Открытие нового знания
Воспитатель:
- Как узнать хватит божьим коровкам ромашек или нет? Дети перечисляют возможные варианты, потом предлагают посадить на каждую ромашку по одной божьей коровке.
- Посадите на каждую ромашку по одной божьей коровке.
- Сколько больших божьих коровок? Ответ детей: «Одна»
- Сколько маленьких божьих коровок? Ответ детей: «Много».
-Сколько всего божьих коровок? Дети говорят, что божьих коровок много.
- Сколько на полянке больших ромашек? Ответ детей: «Одна».
- Сколько маленьких ромашек? Ответ детей: «Много».
- Ребята, а на какую ромашку нужно посадить большую божью коровку? Дети говорят, что большая божья коровка должна сидеть на большой ромашке.
-А я хочу посадить божью коровку на маленькую ромашку. Получится у меня это? Почему?
Ответ детей: не получится, ромашка сломается, божья коровка упадет.
-Правильно, с маленькой ромашки большая божья коровка упадет или ромашка сломается.
-Божьи коровки благодарят вас за помощь.
- А нам пора двигаться дальше, первый вагончик цепляется за паровозик, остальные вагончики друг за друга и поехали (звучит музыка) .
5. Введение нового знания в систему.
Игра: «В гостях у белочки».
Детей встречает белочка
Белочка:
- Вы получили мое письмо? Дети отвечают, что получили.
- А почему же вы так долго ехали? Ответ детей: «Мы помогали, божьим коровкам».
- Как же вы им помогли? Ответ детей: «Мы помогали им сесть на ромашки».
Воспитатель:
- Белочка, а что у тебя случилось? Мы прочитали письмо, но там только одно слово - помогите. Мы ничего не поняли.
Белочка:
- Я собирала запасы на зиму, но уронила корзину и все, что было в ней, рассыпала.
- Ребята вы мне поможете собрать мои запасы? Дети соглашаются помочь белочке.
Воспитатель:
- Как вы думаете, что было у белочки в корзине? Ответ детей: «Грибы, ягоды».
Белочка:
-У меня есть волшебная картинка, на которой среди разных предметов нарисовано то, что мне нужно (показывает волшебную картинку) .
Воспитатель:
- Что собирала белочка в корзину? Ответ детей: «Грибы».
- Сколько рассыпалось грибочков? Ответ детей: «Много».
- Возьмите каждый по одному грибочку.
- У всех по одному грибочку? Ответ детей: «Да».
Воспитатель уточняет у каждого ребенка, сколько грибочков он взял. В случае если кто-то из детей взял несколько грибочков, то воспитатель задает вопрос: «Что сделать, чтобы у каждого было по одному грибочку?»
Воспитатель предлагает сложить (приклеить) грибочки в корзину.
Воспитатель (обращается к каждому ребенку) :
- Сколько грибочков ты (положил) приклеил в корзину? Ответы детей.
- Сколько грибочков находится в корзине? Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, потому что нас много. Каждый приклеил по одному грибочку, и их стало много.
Белочка:
- Какие вы молодцы, ребята помогли собрать мои грибочки в корзину.
- Вы, устали наверно? Ответы детей. А поиграть хотите? Ответы детей.
-Давайте поиграем, отдохнем и наберемся сил.
Игра: «Сдуй меня»
Белочка:
- Кто скажет, какое сейчас время года? Ответы детей.
- А что происходит с листьями на деревьях осенью? Ответы детей.
- Да листья опадают, а когда дует ветер, листья красиво кружатся и падают на землю.
- А сколько листочков на деревьях? Ответ детей: «Много».
- Сколько листочков у меня? Ответ детей: «Один».
- Представьте, что вы красивые осенние листочки, а я ветер и буду дуть на вас. Вы покружитесь и плавно опуститесь на землю. (Дети играют)
- Теперь вы будете ветром, а я листочком. (Игра повторяется 3-4 раза) .
- Ну, что отдохнули, набрались сил? (ответ детей)
Белочка благодарит детей за помощь и угощает их грибочками из своих запасов.
Воспитатель:
- Пора нам возвращаться в детский сад. Первый вагончик цепляется за паровозик, а потом все остальные вагончики цепляются друг за друга (звучит музыка) .
Дети встают друг за другом и возвращаются в группу по нарисованным рельсам.
6. Итог занятия.
Воспитатель подводит итог совместно с детьми.
- Где мы сегодня побывали? Ответы детей.
- А что мы там делали? Ответы детей.
- Почему нам удалось помочь белочке и божьим коровкам? (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает им: «Мы действовали вместе, дружно») .
- А вместе нас сколько? Ответы детей.
Воспитатель:
- Наше путешествие закончилось. Я хочу всем сказать спасибо.