Надежда Руденская
Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта
учителя – логопеда
Руденской Надежды Сергеевны
Тема: «Развитие лексико-грамматического строя
речи у детей с ОНР
посредством игровой деятельности».
Актуальность.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими людьми.
Публикация «Обобщение опыта „Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием, речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи - аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка мало понятной. Для детей с ОНР нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.
Широкая распространённость лексико - грамматичесих нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять этой проблеме должное внимание. Исходя из выше изложенного, я считаю эту тему интересной и актуальной на сегодняшний день.
Цель: повысить свой профессиональный уровень, в процессе изучения материала по данной теме совершенствовать свои умения и навыки в развитии лексико-грамматического строя детей с ОНР посредством игровой деятельности и систематизировать работу по реализации изучаемых методов и приемов работы.
Задачи:
1. Теоретическое рассмотрение проблемы освоения детьми падежного управления;
2. Подготовка и целенаправленное использование дидактического материала по теме (дидактические игрушки, настольно-печатные игры, словесные игры и упражнения) на индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях;
3. Обобщение собственного опыта коррекционной деятельности.
Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
1. Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
3 - 4 года:
• Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
• Использовать в речи простые предлоги (в, на, под, за, около).
• Упражнять в употреблении в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок - утята).
• Упражнять в употреблении форму множественного числа существительных в Р. п. (Нет чего? ленточек, матрешек, книг, яблок и т. д.).
• Получать из нераспространенных простых предложений – распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.
4 – 5 лет:
• Упражнения на словоизменения и словообразование
• Употребление местоимений мой, моя;
• Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
• Употребление существительных в ед. и мн. числе;
• Употребление существительных с глаголами ед. и мн. числа
настоящего времени;
• Употребление в речи простых предлогов на, в, под, за, у, к, с, по, над;
• Употребление наиболее доступных антонимов (большой – маленький, высокий – низкий, короткий – длинный и т. д.)
• Составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.
5 – 6 лет:
• Отработка падежных окончаний существительных ед. ч. ;
• Преобразование существительных в И. п. ед. ч. во мн. ч. ;
• Согласование глаголов с существительными ед. ч и мн. ч. (яблоко – растет, яблоки - растут) ;
• Согласование числительных два и пять с существительными;
• Образование глаголов движения с приставками;
• Употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле;
• Образование сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный).
• Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
6 – 7 лет:
• Закрепление употребления падежных окончаний существительных в ед. ч. и мн. ч. ;
• Согласование существительных с числительными;
• Образование названия детенышей;
• Образование притяжательных, относительных прилагательных;
• Закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов путем сложения (пароход, самолет и т. д.).
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе с дошкольниками через игру очевидно. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
Дидактические игры по грамматике одновременно являются упражнениями по закреплению лексико-грамматического материала, уже освоенного детьми.
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:
1) игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.,
2) настольные печатные игры
3) словесные игры.
Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.
Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста многие игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.
Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др.
Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном её назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу : быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. В младшем возрасте, кроме дидактических игр по формированию грамматического строя речи, следует использовать игры-драматизации, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект.
С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.
Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки, учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении, «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий, «Скажи наоборот» (образование антонимов, «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.
Литература и методические рекомендации:
1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логопедические игры и задания»
2. Васильева С. А., Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников».
3. В. В. Гербова “Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе” под редакцией Т. В. Волосовец “Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”.
4. Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова “Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников”.
5. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми».
6. “Программа воспитания в детском саду” под ред. Васильева.
7. “Программа воспитания” под ред. Парамонова.
8. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи”.
9. Лозбякова М. И. «Учимся правильно и четко говорить».
10. Тимонин Е. И., Туюлайнен Е. А. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи.
11. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”.