МААМ-картинки

Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности»

Надежда Руденская
Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта

учителя – логопеда

Руденской Надежды Сергеевны

Тема: «Развитие лексико-грамматического строя

речи у детей с ОНР

посредством игровой деятельности».

Актуальность.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими людьми.

Публикация «Обобщение опыта „Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности“» размещена в разделах

Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием, речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи - аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка мало понятной. Для детей с ОНР нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.

Широкая распространённость лексико - грамматичесих нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять этой проблеме должное внимание. Исходя из выше изложенного, я считаю эту тему интересной и актуальной на сегодняшний день.

Цель: повысить свой профессиональный уровень, в процессе изучения материала по данной теме совершенствовать свои умения и навыки в развитии лексико-грамматического строя детей с ОНР посредством игровой деятельности и систематизировать работу по реализации изучаемых методов и приемов работы.

Задачи:

1. Теоретическое рассмотрение проблемы освоения детьми падежного управления;

2. Подготовка и целенаправленное использование дидактического материала по теме (дидактические игрушки, настольно-печатные игры, словесные игры и упражнения) на индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях;

3. Обобщение собственного опыта коррекционной деятельности.

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

1. Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

3 - 4 года:

• Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

• Использовать в речи простые предлоги (в, на, под, за, около).

• Упражнять в употреблении в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок - утята).

• Упражнять в употреблении форму множественного числа существительных в Р. п. (Нет чего? ленточек, матрешек, книг, яблок и т. д.).

• Получать из нераспространенных простых предложений – распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.

4 – 5 лет:

• Упражнения на словоизменения и словообразование

• Употребление местоимений мой, моя;

• Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными

суффиксами;

• Употребление существительных в ед. и мн. числе;

• Употребление существительных с глаголами ед. и мн. числа

настоящего времени;

• Употребление в речи простых предлогов на, в, под, за, у, к, с, по, над;

• Употребление наиболее доступных антонимов (большой – маленький, высокий – низкий, короткий – длинный и т. д.)

• Составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

5 – 6 лет:

• Отработка падежных окончаний существительных ед. ч. ;

• Преобразование существительных в И. п. ед. ч. во мн. ч. ;

• Согласование глаголов с существительными ед. ч и мн. ч. (яблоко – растет, яблоки - растут) ;

• Согласование числительных два и пять с существительными;

• Образование глаголов движения с приставками;

• Употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле;

• Образование сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный).

• Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

6 – 7 лет:

• Закрепление употребления падежных окончаний существительных в ед. ч. и мн. ч. ;

• Согласование существительных с числительными;

• Образование названия детенышей;

• Образование притяжательных, относительных прилагательных;

• Закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов путем сложения (пароход, самолет и т. д.).

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе с дошкольниками через игру очевидно. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

Дидактические игры по грамматике одновременно являются упражнениями по закреплению лексико-грамматического материала, уже освоенного детьми.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:

1) игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.,

2) настольные печатные игры

3) словесные игры.

Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста многие игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др.

Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном её назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу : быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. В младшем возрасте, кроме дидактических игр по формированию грамматического строя речи, следует использовать игры-драматизации, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект.

С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.

Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки, учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении, «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий, «Скажи наоборот» (образование антонимов, «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.

Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.

Литература и методические рекомендации:

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логопедические игры и задания»

2. Васильева С. А., Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников».

3. В. В. Гербова “Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе” под редакцией Т. В. Волосовец “Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”.

4. Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова “Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников”.

5. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми».

6. “Программа воспитания в детском саду” под ред. Васильева.

7. “Программа воспитания” под ред. Парамонова.

8. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи”.

9. Лозбякова М. И. «Учимся правильно и четко говорить».

10. Тимонин Е. И., Туюлайнен Е. А. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи.

11. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”.

Публикации по теме:

Использование игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста Выступление на педсовете. Речь — одна из линий развития ребенка. Правильная и богатая речь позволяет ребенку легко высказывать свои мысли.

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детейДидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так.

Конспект коррекционно-логопедической деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи «Перелетные птицы» Коррекционно – образовательные цели: 1) обобщение и систематизация представлений об окружающем мире, о перелетных птицах, их жизни; 2) расширение,.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР «Зима» «Зима» Задачи: систематизировать представления детей о зиме как о времени года, о жизни и приспособлении животных, птиц к зимним условиям.

Консультация для родителей «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Подгрупповое занятие «Развитие лексико-грамматического строя речи»Подгрупповое занятие «Развитие лексико-грамматического строя речи» Подгрупповое занятие Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи» по мотивам русской народной сказке «Заюшкина избушка» Старшая.

Конспект занятия «Развитие лексико-грамматического строя и связной речи «День Победы» ЦЕЛЬ: Развитие словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности.

Рекомендации родителям по активизации лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ по теме «Насекомые»Рекомендации родителям по активизации лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ по теме «Насекомые» Рекомендации родителям. Активизация словаря детей по теме «Насекомые». 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Пальчиковая разминка. «НАСЕКОМЫЕ».

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Советы логопеда родителям по развитию у их детей лексико-грамматического строя речи .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности»
Опубликовано: 4 июня 2019 в 10:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Руденская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД