МААМ-картинки

ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель»

Людмила Шмакова
ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель»
▼ Скачать + Заказать документы

Лексическая тема «Мебель».

Тип занятия- закрепление.

Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности к предметному кластеру- «мебель»

Задачи:

коррекционно-образовательные:

уточнить словарь по лексической теме «Мебель» упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными в роде и числе. Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.

коррекционно-развивающие :

Публикация «ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме „Мебель“» размещена в разделах

развивать связную речь, память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать дружелюбие, совершенствовать коммуникативные навыки через умение работать в паре, в группе.

Словарная работа: активизировать словарь по лексической теме «Мебель», ориентированный на:

Предметный словарь: мебель, стол,стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика;, столяр, полки, спинка, подлокотники, ручки, дверцы, дерево, пластмасса, металл, дуб, береза, сосна.

Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть,лежать, делать.

Словарь признаков: деревянный, металлический, пластмассовый, кухонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебельный, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий.

Словарь наречий : удобно, мягко, слева, справа.

Антонимы: высокий - низкий, большой - маленький, узкий - широкий. Словообразование: прилагательных от существительных (береза - березовый, дерево - деревянный.);

существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами (стол — столик);

прилагательных от словосочетаний (стол для обеда - обеденный); сложных слов (подлокотник, краснодеревщик, новоселье).

Многозначность: ручка, ножка, спинка.

Грамматический строй: Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: стол — деревянный. Образование множественного числа существительных. Стол - столы. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна софа; моя кровать; много диванов. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)

- Использование предлогов в связной речи «из, со, из-за, из-под, с».

Состав подгруппы детей : дети с нарушением лексико-грамматического строя речи, с общим недоразвитием речи 3 уровня.

. Организация работы с детьми: дети условно разделены на 3 пары, для одной из которых предусмотрены задания пониженной сложности, две другие подгруппы находятся примерно в равных возможностях

Оборудование:

Предметные картинки по теме «Мебель»,

Магнитофон, ноутбук : папка на рабочем столе «Мебель»,

фишки для словарной работы, картина «Семья»,

смайлики для рефлексии

Ход занятия

Этап занятия Содержание Деятельность детей

1. Организационный

Микроцель: мотивация, настрой на деятельность, необходимые упражнения для активизации артикуляционной и мелкой моторики Подарим друг другу добрые взгляды

и отвлекаться больше не надо!

Как обычно, по порядку, начинаем мы с зарядки:

Утром рано все проснулись

И друг другу улыбнулись.

За губами ровно в ряд

Зубки белые стоят,

А за ними язычок-

Мы загнём его в крючок,

Превратим его в лепёшку

И похлопаем немножко.

Превратим язык в иголку-

Пусть иголка будет колкой!

Губы превратим в окошко

И подержим так немножко.

Чистить зубы языком очень просто и легко!

Превратим язык в лошадку-

Скажем по дорожке гладкой!

Щёки воздухом надулись

Хлоп! Ну вот и всё проснулись!

Дети выполняют артикуляционные упражнения в соответствии с текстом.

Лёгкая тихая музыка.

А сейчас, а сейчас пальчики поработают у нас!

Пальчиковая гимнастика:

Это мама, это папа,

это сын их Ваня, это дочка Аня,

Это дедушка Федул-

К ним он в гости заглянул-

Стал здороваться за ручку

С мамой, с папой, с внуком, с внучкой!

Дети выполняют упражнения для развития мелкой моторики в соответствии с текстом.

Мотивационный момент: мама, папа, Ваня, Аня –кто они?

Хотите узнать о делах этой семьи? Послушайте стихотворение:

Вся семья старается

Дома прибирается:

Папа кресло переставил

Дедушка шкафы поправил,

Передвинул их к окошку,

Стол подвинули немножко,

Стулья все по одному

Переехали к столу

И теперь у нас в квартире

Стало лучше, стало шире!

Какие предметы в комнате поменяли своё место

(стих читается вторично)

Как можно назвать все эти предметы одним словом?

Значит, о чём сегодня будем говорить?

Это семья!

Стол, стулья, шкаф, кресло

Ме…бель!

О ме. бе…ли!

2. Основная часть.

Микроцель: активизация речемыслительной деятельности, введение лексики темы в активный словарь

Развитие мелкой моторики

Физпауза:

микроцель

-смена деятельности статической на динамическую

-работа в парах и группах, умение взаимодействовать в рамках выдвинутой инструкции Правильно, будем говорить о мебели

Нам помогут чистоговорки!

-Вот он новый дом

Девять окон в нём!

-А живёт в нём Тимофей

Он позвал к себе гостей!

Сосчитайте сколько гостей?

Аня на диване,

Уля сидит на стуле,

Артём сидит за столом,

Таня с Олей вместе поместились в кресле.

Кто запомнил где разместились гости?

Молодцы!

Дети повторяют чистоговорки

Считают по тексту: всего 5 гостей.

На стуле, на диване, в кресле…

Игра «Собери цепочку слов» : какие предметы мебели мы знаем, на каждое слово- фишка!

Молодцы! И слова назвали и пальчики поработали! Дети называют предметы мебели, получают фишки, которые соединяются между собой, в итоге получается наглядная цепочка, показывающая реально количество слов.

Игра - считалка под мяч «Мебель».

На каждое слово считалки — удар мячом об пол.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать :

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

Сколько слов - названий мебели прозвучало

(при необходимости прочитать стих дважды)

Можно ли всю без разницы мебель поставить в одну комнату?

Молодцы! Отдышались, отдохнули и опять сидим на стуле!

-Нет (аргументируют ответ)

Работаем в парах, ваши задачи:

1 пара. Ищет всю мебель для кухни

2 пара. Ищет мебель для спальной комнаты.

3 пара. Ищет мебель для гостиной

Взаимопроверка между парами.

Итог. Дети распределяются за столами по подгруппам работают с карточками. Самостоятельная деятельность детей.

3. Закрепление

Микроцель-развитие словаря, понятийного аппарата «Для чего?». Активизация глагольного словаря по теме.

Логопед показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает : «Для чего нужна эта мебель

Итог. Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторяют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.).

«Какая?» Подбор определений к слову мебель

Итог. деревянная, пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая, модная, богатая, комнатная, офисная.

Все встают.

Игра- физминутка

смена деятельности статической на динамическую.

Активизация речемыслительной деятельности Логопед спрашивает «Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.

показ игрушки или картинки с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тумбочка) и вопрос: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)».

4. Подведение итогов занятия Про что говорили сегодня?

Для чего нужна мебель?

Можно ли всю без разницы мебель поставить в одну комнату?

Про мебель.

Чтобы сидеть, есть, спать

Чтобы было красиво

Нет, мебель надо подбирать под комнату.

5. Рефлексия

Развитие

самооценки

На доске картинки: стол и кровать, а у вас смайлики!

Если вам было интересно- поместите смайлики к столу, а если кому было не интересно- хотел спать, то поместите смайлики на кровать!

Литература:

Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно».Москва Прогресс. 2010г.

Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет». .Москва 2010г.

АрбековаН. Е. Карточки по лексическим темам «Мебель» «Посуда» Москва «Гном» 2011г.

АрбековаН. Е. Упражнения по развитию навыков словоизменения, словообразования и связной речи у детей с ОНР. Москва «Гном» 2011г.

Приложения

Самоанализ

логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи

в подготовительной группе.

Занятие по теме «Мебель».

Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности к предметному кластеру- «мебель»

Задачи:

коррекционно-образовательные:

уточнить словарь по лексической теме «Мебель» упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными в роде и числе. Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.

коррекционно-развивающие :

развивать связную речь, память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать дружелюбие, совершенствовать коммуникативные навыки через умение работать в паре, группе.

Данные задачи были логично связаны и органично вписывались в контекст занятия, решались на разных этапах занятия через

-актуализацию опорных знаний,

- поисковую деятельность;

- активизацию речемыслительной деятельности

-словесно-аналитическую и продуктивную деятельность.

Форму занятия составляли структурные компоненты, соответствующие деятельностному подходу:

1. Введение в речевую ситуацию. Предложенная загадка подготовила детей к теме занятия.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Актуализция знаний, тренировка мыслительных операций, присутствующих во многих заданиях.

4. Продуктивная деятельность.

5. Подбор материала для занятия с учётом логической последовательности и его усложнением.

Детям были предложены разнообразные по типу, виду и форме задания : словесные, графические, условно-символические.

Использовались оптимальные обучающие действия с учётом возрастных и речевых особенностей детей, методы и приёмы обучения, соответствующие содержанию, типу, цели занятия, а также осуществлению воспитательных задач.

-деятельностно – практического,

-словесно – наглядного,

игрового методов, а также метод дифференцированного и

личностно -ориентированного подхода.

Нам данном занятии представлена работа над расширением словарного запаса детей, формированием практических навыков словообразования и словоизменения при использовании игр «Для чего?». «Какая мебель «Где взял игрушку?»

Применение информационно-коммуникационной, здоровьесберегающей технологии, проведение физкультминуток, заданий в игровой, стихотворной форме позволило создать комфортную среду занятия и тем самым снять эмоциональное напряжение и усталость (скованность) детей.

Физкультминутки были специально подобраны для данного занятия в рамках лексической темы и использованы с целью поддержания интереса детей к занятию, смены видов деятельности и динамических поз.

Специальные дидактические материалы: презентационный материал, музыкальное сопровождение, игровые формы позволили сделать изучаемый материал наглядным, достоверным, познавательным.

Оборудование:

Зеркала, предметные картинки,

ноутбук: папка на рабочем столе «Мебель»,

фишки, для рефлексии : картина, смайлики

Работа с материалом занятия была реализована в виде парной и групповой формы работы. Её целью было решение не только образовательных задач, но и воспитательных, т. к. предполагалось наличие взаимопомощи при работе.

Используемые методы, приёмы и средства обучения соответствовали содержанию материала занятия, возможностям группы детей.

Считаю, что поставленные задачи решены и достигнуты, что доказывает активность детей на занятии, общая атмосфера доброжелательная (рабочая, деловая). Следовательно, образовательная цель решена полностью. Главное, что работало на результат- разнообразие приёмов, форм, методов, заданий, смысловая линия занятия.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи Календарно-тематический план коррекционной работы на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной.

Картотека игр на формирование лексико-грамматических средств языка «Животные жарких стран и Севера» ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА Игра «Кто где?» Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка В подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос". Задачи: • Формирование общих речевых навыков: закрепить умение воспроизводить.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Путешествие на остров Бармалея» Цель: формирование лексико – грамматических категорий у детей Коррекционно – образовательные задачи: - учить словообразованию прилагательных.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языкаКонспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языка Провела учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» Акчурина Ольга АлександровнаТема: «Насекомые»Цель: оздоровительные задачи:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Насекомые» НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: Актуализация словаря в семантическом поле: «Насекомые».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель»
Опубликовано: 7 сентября 2016 в 15:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Шмакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД