Людмила Шмакова
ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Мебель».
Тип занятия- закрепление.
Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности к предметному кластеру- «мебель»
Задачи:
коррекционно-образовательные:
уточнить словарь по лексической теме «Мебель» упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными в роде и числе. Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.
коррекционно-развивающие :
Публикация «ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме „Мебель“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
развивать связную речь, память, внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать дружелюбие, совершенствовать коммуникативные навыки через умение работать в паре, в группе.
Словарная работа: активизировать словарь по лексической теме «Мебель», ориентированный на:
Предметный словарь: мебель, стол,стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика;, столяр, полки, спинка, подлокотники, ручки, дверцы, дерево, пластмасса, металл, дуб, береза, сосна.
Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть,лежать, делать.
Словарь признаков: деревянный, металлический, пластмассовый, кухонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебельный, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий.
Словарь наречий : удобно, мягко, слева, справа.
Антонимы: высокий - низкий, большой - маленький, узкий - широкий. Словообразование: прилагательных от существительных (береза - березовый, дерево - деревянный.);
существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами (стол — столик);
прилагательных от словосочетаний (стол для обеда - обеденный); сложных слов (подлокотник, краснодеревщик, новоселье).
Многозначность: ручка, ножка, спинка.
Грамматический строй: Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: стол — деревянный. Образование множественного числа существительных. Стол - столы. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна софа; моя кровать; много диванов. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)
- Использование предлогов в связной речи «из, со, из-за, из-под, с».
Состав подгруппы детей : дети с нарушением лексико-грамматического строя речи, с общим недоразвитием речи 3 уровня.
. Организация работы с детьми: дети условно разделены на 3 пары, для одной из которых предусмотрены задания пониженной сложности, две другие подгруппы находятся примерно в равных возможностях
Оборудование:
Предметные картинки по теме «Мебель»,
Магнитофон, ноутбук : папка на рабочем столе «Мебель»,
фишки для словарной работы, картина «Семья»,
смайлики для рефлексии
Ход занятия
Этап занятия Содержание Деятельность детей
1. Организационный
Микроцель: мотивация, настрой на деятельность, необходимые упражнения для активизации артикуляционной и мелкой моторики Подарим друг другу добрые взгляды
и отвлекаться больше не надо!
Как обычно, по порядку, начинаем мы с зарядки:
Утром рано все проснулись
И друг другу улыбнулись.
За губами ровно в ряд
Зубки белые стоят,
А за ними язычок-
Мы загнём его в крючок,
Превратим его в лепёшку
И похлопаем немножко.
Превратим язык в иголку-
Пусть иголка будет колкой!
Губы превратим в окошко
И подержим так немножко.
Чистить зубы языком очень просто и легко!
Превратим язык в лошадку-
Скажем по дорожке гладкой!
Щёки воздухом надулись
Хлоп! Ну вот и всё проснулись!
Дети выполняют артикуляционные упражнения в соответствии с текстом.
Лёгкая тихая музыка.
А сейчас, а сейчас пальчики поработают у нас!
Пальчиковая гимнастика:
Это мама, это папа,
это сын их Ваня, это дочка Аня,
Это дедушка Федул-
К ним он в гости заглянул-
Стал здороваться за ручку
С мамой, с папой, с внуком, с внучкой!
Дети выполняют упражнения для развития мелкой моторики в соответствии с текстом.
Мотивационный момент: мама, папа, Ваня, Аня –кто они?
Хотите узнать о делах этой семьи? Послушайте стихотворение:
Вся семья старается
Дома прибирается:
Папа кресло переставил
Дедушка шкафы поправил,
Передвинул их к окошку,
Стол подвинули немножко,
Стулья все по одному
Переехали к столу
И теперь у нас в квартире
Стало лучше, стало шире!
Какие предметы в комнате поменяли своё место
(стих читается вторично)
Как можно назвать все эти предметы одним словом?
Значит, о чём сегодня будем говорить?
Это семья!
Стол, стулья, шкаф, кресло
Ме…бель!
О ме. бе…ли!
2. Основная часть.
Микроцель: активизация речемыслительной деятельности, введение лексики темы в активный словарь
Развитие мелкой моторики
Физпауза:
микроцель
-смена деятельности статической на динамическую
-работа в парах и группах, умение взаимодействовать в рамках выдвинутой инструкции Правильно, будем говорить о мебели
Нам помогут чистоговорки!
-Вот он новый дом
Девять окон в нём!
-А живёт в нём Тимофей
Он позвал к себе гостей!
Сосчитайте сколько гостей?
Аня на диване,
Уля сидит на стуле,
Артём сидит за столом,
Таня с Олей вместе поместились в кресле.
Кто запомнил где разместились гости?
Молодцы!
Дети повторяют чистоговорки
Считают по тексту: всего 5 гостей.
На стуле, на диване, в кресле…
Игра «Собери цепочку слов» : какие предметы мебели мы знаем, на каждое слово- фишка!
Молодцы! И слова назвали и пальчики поработали! Дети называют предметы мебели, получают фишки, которые соединяются между собой, в итоге получается наглядная цепочка, показывающая реально количество слов.
Игра - считалка под мяч «Мебель».
На каждое слово считалки — удар мячом об пол.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мебель мы считать :
Кресло, стул, диван, кушетка,
Полка, шкаф, кровать, банкетка.
Сколько слов - названий мебели прозвучало
(при необходимости прочитать стих дважды)
Можно ли всю без разницы мебель поставить в одну комнату?
Молодцы! Отдышались, отдохнули и опять сидим на стуле!
-Нет (аргументируют ответ)
Работаем в парах, ваши задачи:
1 пара. Ищет всю мебель для кухни
2 пара. Ищет мебель для спальной комнаты.
3 пара. Ищет мебель для гостиной
Взаимопроверка между парами.
Итог. Дети распределяются за столами по подгруппам работают с карточками. Самостоятельная деятельность детей.
3. Закрепление
Микроцель-развитие словаря, понятийного аппарата «Для чего?». Активизация глагольного словаря по теме.
Логопед показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает : «Для чего нужна эта мебель?»
Итог. Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторяют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.).
«Какая?» Подбор определений к слову мебель
Итог. деревянная, пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая, модная, богатая, комнатная, офисная.
Все встают.
Игра- физминутка
смена деятельности статической на динамическую.
Активизация речемыслительной деятельности Логопед спрашивает «Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.
показ игрушки или картинки с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тумбочка) и вопрос: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)».
4. Подведение итогов занятия Про что говорили сегодня?
Для чего нужна мебель?
Можно ли всю без разницы мебель поставить в одну комнату?
Про мебель.
Чтобы сидеть, есть, спать
Чтобы было красиво
Нет, мебель надо подбирать под комнату.
5. Рефлексия
Развитие
самооценки
На доске картинки: стол и кровать, а у вас смайлики!
Если вам было интересно- поместите смайлики к столу, а если кому было не интересно- хотел спать, то поместите смайлики на кровать!
Литература:
Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно».Москва Прогресс. 2010г.
Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет». .Москва 2010г.
АрбековаН. Е. Карточки по лексическим темам «Мебель» «Посуда» Москва «Гном» 2011г.
АрбековаН. Е. Упражнения по развитию навыков словоизменения, словообразования и связной речи у детей с ОНР. Москва «Гном» 2011г.
Приложения
Самоанализ
логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи
Занятие по теме «Мебель».
Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности к предметному кластеру- «мебель»
Задачи:
коррекционно-образовательные:
уточнить словарь по лексической теме «Мебель» упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными в роде и числе. Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.
коррекционно-развивающие :
развивать связную речь, память, внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать дружелюбие, совершенствовать коммуникативные навыки через умение работать в паре, группе.
Данные задачи были логично связаны и органично вписывались в контекст занятия, решались на разных этапах занятия через
-актуализацию опорных знаний,
- поисковую деятельность;
- активизацию речемыслительной деятельности
-словесно-аналитическую и продуктивную деятельность.
Форму занятия составляли структурные компоненты, соответствующие деятельностному подходу:
1. Введение в речевую ситуацию. Предложенная загадка подготовила детей к теме занятия.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Актуализция знаний, тренировка мыслительных операций, присутствующих во многих заданиях.
4. Продуктивная деятельность.
5. Подбор материала для занятия с учётом логической последовательности и его усложнением.
Детям были предложены разнообразные по типу, виду и форме задания : словесные, графические, условно-символические.
Использовались оптимальные обучающие действия с учётом возрастных и речевых особенностей детей, методы и приёмы обучения, соответствующие содержанию, типу, цели занятия, а также осуществлению воспитательных задач.
-деятельностно – практического,
-словесно – наглядного,
игрового методов, а также метод дифференцированного и
личностно -ориентированного подхода.
Нам данном занятии представлена работа над расширением словарного запаса детей, формированием практических навыков словообразования и словоизменения при использовании игр «Для чего?». «Какая мебель?» «Где взял игрушку?»
Применение информационно-коммуникационной, здоровьесберегающей технологии, проведение физкультминуток, заданий в игровой, стихотворной форме позволило создать комфортную среду занятия и тем самым снять эмоциональное напряжение и усталость (скованность) детей.
Физкультминутки были специально подобраны для данного занятия в рамках лексической темы и использованы с целью поддержания интереса детей к занятию, смены видов деятельности и динамических поз.
Специальные дидактические материалы: презентационный материал, музыкальное сопровождение, игровые формы позволили сделать изучаемый материал наглядным, достоверным, познавательным.
Оборудование:
Зеркала, предметные картинки,
ноутбук: папка на рабочем столе «Мебель»,
фишки, для рефлексии : картина, смайлики
Работа с материалом занятия была реализована в виде парной и групповой формы работы. Её целью было решение не только образовательных задач, но и воспитательных, т. к. предполагалось наличие взаимопомощи при работе.
Используемые методы, приёмы и средства обучения соответствовали содержанию материала занятия, возможностям группы детей.
Считаю, что поставленные задачи решены и достигнуты, что доказывает активность детей на занятии, общая атмосфера доброжелательная (рабочая, деловая). Следовательно, образовательная цель решена полностью. Главное, что работало на результат- разнообразие приёмов, форм, методов, заданий, смысловая линия занятия.