Анастасия Осокина
Конспект НОД «Автоматизация звука [C]» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по автоматизации звука С для детей старшего дошкольного возраста.
Тема : "Автоматизация звука С".
Цель: осуществлять работу по автоматизации звука [С]
Задачи:
Обучающие :
- обучать правильному произношению звука С;
- уточнить произношение звука С в изолированном виде, закрепить звук С в словах и предложениях в ходе упражнений.
Развивающие:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
Публикация «Конспект НОД „Автоматизация звука [C]“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- развитие общей моторики;
- развитие речевого дыхания;
- развитие неречевых психических процессов.
Воспитательные :
- воспитание интереса к содержанию занятия;
- воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения
Планируемые результаты Овладеют правильным произношением звука С, закрепят артикуляционную моторику, общую моторику, речевое дыхание, имеют мотивацию к учебной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу
Методы и приемы: художественное слово, беседа, вопросы, игровой метод, словесный метод.
Материально-техническое обеспечение: куклы Саня и Соня, «портрет» звука С, схематичное изображение звука С, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, индидуальные зеркала по количеству детей, картинки с изображением предметов на звук С, изображение поезда с вагончиками, пособие на выработку целенаправленной воздушной струи «Самолет».
Ход занятия:
1. Организационный момент (3 мин.)
Создание ситуации для оценки готовности к занятию. Управляет оценкой готовности детей. Мотивирует их к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
- Здравствуйте, ребята!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
- Сегодня к нам в гости пришли Соня и Саня. Ребята, послушайте их загадку и отгадайте на чем они добрались до нас:
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что же это? (Самолёт)
- Какой звук стоит в начале слова?
- Верно, это звук С, а это его «портрет». Сегодня на занятии мы будем учится правильно произносить звук С.
Дети приветствуют воспитателя, осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс.
Дети присаживаются на стульчики, рассматривают кукол-героев, отгадывают загадку, рассматривают «портер» звука С, заинтересованы в предстоящей деятельности.
2. Основная часть (20 мин.)
2.1 Уточнение артикуляции звука С, характеристика звука С (3 мин.)
- Ребята, давайте вспомним, а как правильно нужно произносить звук С.
- Верно, при его произнесении:
- губы в улыбке,
- зубы сближены,
- широкий кончик языка находится за нижними зубами,
- по центру языка идет холодный воздух,
- горлышко молчит- Произнесем вместе: с-с-с.
- Как вы думаете, звук С: согласный или гласный? (согласный)
-глухой или звонкий? (глухой)
- твердый или мягкий? (твердый)
Вот поэтому мы его будем обозначать синим кружочком без колокольчика.
2.2 Артикуляционная гимнастика (5 мин.)
- Ребята, чтобы правильно произносить звук С, Соня предлагает вам выполнить гимнастику для губ и язычка:
«Заборчик»
Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
«Горка»
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!
«Качели»
А сейчас качели вверх-
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт-
И никто не отстаёт.
«Загнать мяч в ворота»
Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку посильней,
Гол забей поскорей!
«Улыбка»
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
- Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!
«Часики»
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
«Вкусное варенье»
«Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе -
Язычок я подниму
И, остатки оближу».
-Молодцы! У вас все отлично получилось.
Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассматривают схематичное изображение звука С, выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом, повторяют движения за воспитателем, закрепляют правильное произношение звука изолированно, упражняют артикуляционную моторику.
2.3 Автоматизация звука С в словах (5-7 мин.)
- Ребята, мы отлично потренировались, и Саня хочет поиграть с вами в игру «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно на картинки и попробуйте объяснить, какая картинка лишняя:
- индюк, сова, гусь, петух;
- стол, стул, поднос, кровать;
- малина, крыжовник, земляника, ананас;
- собака, лиса, барсук, белка.
- Следующую игру для нас приготовила Соня, которая называется «Веселый поезд». Ребята, перед вами картинки. Это пассажиры, которые хотят отправится в путешествие на веселом поезде. Нужно назвать пассажира, красиво произнося звук С. Прохлопайте в ладоши количество слогов в каждом слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет (количество слогов совпадает с количеством окошек вагончика):
- Стрекоза, собака, слон, Снегурочка, сова, лиса, сом, носорог. Рассматривают поочередно предложенные ряды с картинками, находят лишнюю, объясняют свой выбор.
Дети называют «пассажиров», отхлопывают количество слогов в каждом слове и определяют их место в поезде: 1 слог-вагончик с 1 окошком, 2 слога-вагончик с 2 окошками и т. д. Закрепляют произношение звука С в словах.
2.4 Динамическая пауза (2-3 мин.)
- А сейчас ребята, предлагаю вам с нашими гостями немного отдохнуть. Встаем свободно на ковре и повторяем за мной.
Взлетная полоса
Отпускает в небеса
Пассажирский самолет,
А ведет его пилот.
(И. п. – о. с. потягивание, руки вверх, через стороны вниз)
Вот она – высота,
В синем небе – красота! (Круговые движения локтями вперед, назад)
Облака цветные,
Звезды золотые,
(И. п. – о. с. руки вверх, подняться на носки, хлопок над головой)
Самолет вперед летит,
Солнышко нас веселит,
(И. п. – о. с. круговые движения прямыми руками вперед, назад)
Все у нас в порядке –
Делаем зарядку.
(Приседания, круговые движения ладонями впереди (мотор).
- Молодцы! Отлично отдохнули, присаживаемся на стульчики.
Дети повторяют за воспитателем слова и движения, координируют речь с движениями получают двигательную и психологическую разгрузку.
2.5 Автоматизация звука С в предложениях (2-3 мин.)
- Ребята, наши гости предлагают вам поиграть в игру «Собери предложение». Они назовут несколько слов, а вы должны составить из них предложение.
-Соня, сыр, есть. (Соня ест сыр)
- Собака, под, спать, стол. (Собака спит под столом)
-Лиса, стоять, нора, у. (Лиса стоит у норы)
Дети внимательно слушают набор слов и составляют из них предложения, закрепляют произношение звука С в предложениях.
2.6. Выработка целенаправленной воздушной струи (1-2 мин.)
- Ребята, наше занятие подходит к концу и нам пора прощаться с гостями. Дайте поможем им завести самолет и отправится домой (в руках у детей пособие на выработку целенаправленной воздушной струи – лист картона формата А 4, на котором закреплен на нитке самолетик на фоне неба с облаками).
Дети располагают лист перед губами, выполняют упражнение, закрепляют целенаправленную воздушную струю.
3. Заключительная часть (2-3 мин.)
-Какие же вы сегодня молодцы! Спасибо, ребята, вы меня очень порадовали, мне было приятно с вами работать!
С каким звуком мы сегодня работали? Какие слова со звуком С вы запомнили?
Дети подводят итоги, отвечают на вопросы.