Севиль Бесланеева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «История шерстяного клубочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД. Ознакомление с окружающим миром, старшая группа
«История шерстяного клубочка»
Воспитатель 1 категории: Бесланеева Севиль Надировна
МКОУ"СОШ№6 им. М. Ю. Лермонтова" г. Баксан
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей получения пряжи, шерсти, ее свойствами.
2. Развивать экспериментаторские навыки, тактильное восприятие, мелкую моторику.
3. Воспитывать уважение труду человека, интерес к окружающему миру.
Материалы и оборудование:
• Большой шерстяной клубок, для заинтересовывающего момента.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „История шерстяного клубочка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Клубок, клубочки для котят. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шерсть. Валяние, картины из шерсти
- Темочки
• Вязаные вещи из шерсти.
• Иллюстрации с изображением древних людей делающих одежду, козы, овцы, ножниц, электрической машинки для стрижки овей, человек стрижет овцу.
• Указка.
• Магнитная доска.
• Магниты для прикрепления иллюстраций.
• Влажные салфетки на каждого ребенка. (Вытереть руки после очистки шерсти от мусора).
• Обруч с привязанными к нему нитками для физминутки.
• Корзинка с разноцветными клубочками ниток и не пряденой шерстью.
• Оборудование для экспериментирования: комочки шерсти, миски с водой, ножницы, стаканчики под ножницы, лупы на каждого ребенка.
• Поднос для шерсти, которую пытались спрясть дети.
• Экспонаты для музея (веретено, прядильный станок)
• Материалы для рисования. Фетр, нарезанные цветные нитки.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности:
• Знакомство «Клубок по кругу».
• Мотивация «Путешествие с шерстяным клубочком».
• Рассматривание вещей, иллюстраций.
• Рассказ воспитателя.
• Вопросы.
• Методы исследования: эксперимент, умение видеть проблему, наблюдение, умение давать определения понятиям, выдвижение гипотезы, суждение.
• Практическая деятельность.
• Анализ работы детей.
• Рефлексия.
Ход занятия:
I. Знакомство и (организационный момент).
Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые и замечательные. А еще я много слышала о том, что вы самые умные и дружные, это правда?. Здорово! Значит, я не ошиблась. А вы знаете, как я нашла к вам дорогу? Мне помог вот этот волшебный клубочек. И что-то мне подсказывает, что он много интересного о себе нам хочет рассказать.
Но сначала клубочек хочет нас познакомить друг с другом. Мы будем передавать клубочек по кругу, обматывая ниточкой свой большой пальчик и называть свое имя. (Начинаю с себя) Меня зовут Севиль Надировна, а тебя? (передает клубок) Смотрите ребята, что сделал клубочек. Не смотря на то, что мы все разные, он решил нас объединить в одну дружную команду
- Вот и познакомились, замечательно.
- Ну а теперь, давайте узнаем, что же интересного он нам хочет рассказать! Путешествие начинается! (Прокатить клубок в сторону музея).
II. Основная часть занятия.
«Музей»
- Привел нас клубочек в музей, где хранятся, красивые вещи. Какие вещи вы узнали?. (Шапочка, шарф, носки, кофточка, рукавицы). Эта одежда сшита или связана?. (связана)
Из чего она связана?. (из шерсти, шерстяной пряжи)
- Потрогайте ее руками. Какая она на ощупь?. (Мягкая).
- Верно, вязаная одежда мягкая!
- А у вас есть вязаные шерстяные вещи? Если есть, то, какие?.
- Когда вы чаще надеваете шерстяную одежду, летом или зимой? И почему?. (Потому что в ней тепло).
- Конечно, вязаная одежда теплая!
- Так почему же человек делает так много вещей из шерсти?. (Потому что они удобные, мягкие, теплые).
- Ребята, клубочек предлагает перейти в следующий зал нашего музея.
- Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики! (Дети садятся на стульчики, расположенные полукругом) Я расскажу вам, откуда взялась шерсть.
- Древнего человека кормила и согревала сама природа. Человек охотился на разных животных: мясо шло в пищу, а из шкур животных делали одежду. (Обратить внимание детей на иллюстрацию).
- Со временем человек приручил животных и понял, что можно использовать не только шкуру, но и шерсть, которой покрыто тело животного. Как вы думаете, как?. (шерсть можно было стричь).
- Больше всего людям понравилась шерсть овец и коз.
- Какое животное изображено на этой иллюстрации?. (Коза). Кто знает, какая шерсть у козы?. (Длинная, пушистая).
- Какое животное изображено на этой иллюстрации?. (Овца). Кто знает, какая шерсть у овцы?. (короткая, пушистая, завивается в колечки).
- Время от времени животных стригли большими железными ножницами. (иллюстрации) Но ножницами долго стричь и человек придумал электрическую машинку для стрижки животных. (иллюстрации, тогда работа пошла быстрее. (иллюстрации). Посмотрите, как много шерсти получается с одной овцы.
- Местами, эта шерсть была спутана в комья. Потому что животные гуляли под лучами палящего солнца, под сильным дождем, пробирались через густую траву, кусты.
- Шерсть необходимо было очищать от мусора, колючек, листьев, веточек. Человек перебирал ее руками, как бы расчесывая. После такой работы, шерсть становилась чистой, мягкой, пушистой.
- И уже потом с помощью вот такого приспособления, которое называется – веретено из шерсти стали прясть пряжу. Оно острое и поэтому с ним нужно обращаться очень аккуратно.
- Пряжей называют шерстяные нитки. (закрепить с детьми).
- Позднее, когда уже появилось электричество, на смену пришла электрическая прялка.
- Как вы думаете, можно спрясть шерстяную нить без прялки и веретена?.
- А давайте попробуем. Возьмите по комочку шерсти в одну руку, второй рукой попробуйте вытягивать нить, скручивая ее вращательными движениями.
- Получается нить?. Много мы таким способом можем напрясть шерсти?. Легкая это работа?.
- Вот поэтому и изобрел человек прялку и веретено, чтобы быстро прясть шерстяную пряжу.
- Ребята, наш клубочек говорит, что устал и предлагает вам немного поиграть., согласны?. Выходите на ковер.
Физминутка:
Игра «Веселая карусель»
К обручу привязаны цветные нитки с карандашами. Взявшись за карандаши, дети ходят по кругу, как только музыка заканчивается, дети должны скатать нитки на карандашах, направляясь к центру. Кто первый окажется у обруча, тот и выиграл.
Ну вот поиграли, теперь пора нам дальше двигаться.
(Прокатываю клубочек в сторону «Лаборатории»).
«Экспериментальная лаборатория»
- Это лаборатория, в которой проводятся интересные эксперименты!
- Здесь мы можем провести опыты и больше узнать о свойствах шерсти. Вы хотите стать исследователями? (Да). Как настоящие исследователи все свои выводы мы буде отмечать в специальных картах наблюдений.
Но прежде всего я хочу вам напомнить о правилах поведения в лаборатории. Самое главное, нам необходимо надеть специальные шапочки на голову, чтобы волосы не попали на наш стол.
- Обратите внимание, на столах лежат лупы, это увеличительные стекла для рассматривания мелких предметов, с ними нужно обращаться аккуратно, не бросать. Напомните клубочку о том, как безопасно работать с ножницами, чтобы не пораниться и не поранить товарищей?. (Ответы детей. Если дети не называют, проговаривает сама).
1. Ножницы – это острый инструмент.
2. Хранить ножницы нужно в специальном футляре или в стаканчике, лезвием вниз.
3. Резать сидя, не размахивая ножницами.
4. Не ронять их.
5. Следить за пальцами, чтобы они не попадали под лезвие ножниц.
6. Без разрешения взрослого ножницы не брать.
- Вот теперь вы можете стать исследователями. Проходите и садитесь за столы на свободные места.
III. Практическая деятельность
- Ну что, уважаемые исследователи, приступим к экспериментам!
- Нам предстоит узнать ответы на множество вопросов.
- Все свои выводы, как настоящие исследователи, будем отмечать в карточке наблюдений, чтобы не забыть. Напротив правильного ответа нам следует поставить галочку или крестик. Это понятно?
- Вопрос первый!
1. «Из чего состоит шерсть?».
- Как мы можем узнать?. (рассмотреть через лупу). Посмотрите внимательно на свое рабочее место. У каждого из вас есть свой поднос с инструментами. Какой предмет нам поможет, ближе рассмотреть нашу шерсть?.
- Возьмите в руки шерстяной комочек и лупу, рассмотрите шерсть. Исследователь Вова, что Вы видите?. (Волосики). Что видите Вы исследователь Наташа?. (Волосики).
Вывод: Значит, из чего состоит шерсть?. (Из волосиков).
- Они одинаково длины?. (Разной, есть длинные, есть короткие).
- Какого цвета волосики, исследователь Оля?. Исследователь Костя, какого цвета волосики видите Вы?.
Вывод: Значит, шерсть белого или желтоватого цвета
- Положите лупы на салфетку
2. «Какая шерсть на ощупь и какая шерсть по весу?».
- Что мы должны с ней сделать?. (помять, потрогать).
- Помните ее. Исследователь Оля, какая на ощупь шерсть?. (Мягкая). Исследователь Маша, что Вы можете сказать о шерсти?. (Мягкая).
- Положите ее на ладонь, она легкая или тяжелая?.
Давайте выйдем на ковер и попробуем на нее подуть.
- Подкиньте комочек шерсти вверх дуйте, чтобы удержать в воздухе.
Вывод: Шерсть, какая на ощупь?. (мягкая и легкая) Почему шерсть долго удерживается в воздухе?. (Потому что она легкая). Давайте отметим это в своих картах наблюдений.
3. «Имеет ли шерсть запах?».
- Как это можно узнать?. (понюхать).
- Понюхайте. Исследователь Костя, что Вы можете сказать?. (Шерсть пахнет). Исследователь Вова что вы почувствовали?. (Шерсть пахнет).
Вывод: Раз шерсть пахнет, значит, что она имеет?. (запах). Да, ребята шерсть имеет довольно специфический запах, поэтому ее специально обрабатывают.
4.«Шерсть можно разорвать или разрезать?».
- Как это можно узнать? (потянуть ее в разные стороны).
- Попробуйте разорвать шерстяной комочек, взяв его за края и потянув в разные стороны. Исследователь Настя, что произошло с шерстью?. (Она разорвалась). Исследователь Петя, что Вы сделали, и какой результат Вашего эксперимента?. (Тоже разорвалась).
Вывод:
- С помощью какого инструмента мы проведем этот опыт?. (ножниц).
- Не забывайте правила!
- Попробуйте разрезать шерсть. Исследователь Диана, расскажите, что Вы сделали и что у Вас получилось?. Исследователь Антон, а Вы что можете сказать о своем опыте?. (Попробовал разрезать шерсть ножницами, и она разрезалась).
Вывод: Значит, что с шерстью можно сделать?. (разорвать). И еще, что с шерстью можно сделать?. (разрезать). Отметьте этот вывод галочкой в своей карточке.
5. «Намокает ли шерсть и можно ли ее покрасить?»
- Как вы это узнаете?.
Положите маленький комочек шерсти в чашку с окрашенной водой. Исследователь Таня, что произошло с шерстью в воде?. (Намокла). Исследователь Саша, что Вы можете сказать о своем эксперименте, какого цвета она стала?. (Я положил шерсть в воду, и она окрасилась в красный цвет).
Вывод: Значит шерсть, что делает (намокает) и может окрашиваться в любой цвет.
Итак, уважаемые исследователи, расскажите клубочку, что вы узнали о шерсти? Используя свою карту наблюдения. Она мягкая, легкая, ее можно красить, она намокает и ее можно покрасить в любой цвет. (Предложить детям сложить шерсть на поднос).
- Путешествие продолжается.
«Мастерская художника»
- Смотрите ребята, это настоящая мастерская. Сколько здесь картин. Скажите, пожалуйста, а чем они нарисованы?. (шерстью)
- Какие красивые, я бы их назвала «Теплые картины»
- Вам нравится?.
- А вы бы хотели попробовать порисовать шерстью?.
- Ну тогда скорее садитесь за столы.
.- Верно, как вы знаете в это время года цветет вишня. В Японии ее называют «Сакурой»
- У каждого из вас есть своя тарелочка с ниточками.
- Внимательно посмотрите, как это делаю я и повторяйте за мной.
Рефлексия:
- Ребята наше путешествие с клубком подходит к концу. Вам понравилось сегодняшнее путешествие?. Пусть эта теплая картинка останется вам на память о нашем знакомстве.
IV. Подведение итога занятия
- Вы замечательно справились со всеми заданиями, надеюсь, узнали много нового, и сможете ответить клубочку на вопрос «Как появилась шерсть?». (Ее состригли с животных). С помощью чего пряли шерстяные нити (пряжу?. (Прялки и веретена). Что можно делать из шерстяных нитей?. (Вязать шерстяные вещи).
- Что было самым интересным во время путешествия?.
- Какие новые слова вы узнали?. (прялка, веретено, пряжа, шерсть)
- Вам понравилось путешествие?.
- Я предлагаю взять с собой свои листы наблюдения и проделать эти опыты дома с родителями. Согласны?.
- И нам с клубочком очень понравилось, какими вы были активные, любознательными: (отметить каждого ребенка).
- Посмотрите, клубочек больше не грустит! Вы помогли ему узнать историю его возникновения. Спасибо!
- Нам пора прощаемся, всего вам хорошего!