Гульнара Мусакова
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в средней группе «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе.
Тема: «Весна пришла»
Вид НОД: Интегрированное.
Возраст воспитанников: 4-5 лет (средняя группа)
Цели НОД:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в средней группе „Весна пришла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познакомить детей с характерными признаками весны; учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи; развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать качественный словарь; развивать интерес к театрализованным играм.
Задачи НОД:
1. Образовательные:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Систематизировать знания детей о приметах весны, весенних изменениях в природе и умение устанавливать простейшие связи между ними;
Систематизировать знания детей о календарных месяцах.
Образовательная область «Художественно -эстетическое» :
Способствовать развитию интереса к рисованию;
Развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия.
Образовательная область «Физическая культура» :
Развивать интерес дошкольников к выполнению разнообразных движений имитационного характера.
2. Развивающие:
Образовательная область «Речевое развитие» :
Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о времени года весна; развивать умение использовать в речи прилагательные, глаголы.
Способствовать развитию свободного общения с взрослым и детьми: совершенствовать диалогическую речь (побуждать участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их).
Образовательная область «Художественно -эстетическое» :
Развивать интерес к театрализованным играм.
3. Воспитательные:
Образовательная область «Социально – коммуникативное» :
Способствовать формированию социальных навыков;
Способствовать формированию умения высказывать собственное мнение.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Побуждать детей замечать красоту весеннего пейзажа. Воспитывать внимательное отношение к природе.
Образовательная область «Физическая культура» :
Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всей НОД;
Способствовать сохранению здоровья детей путём использования игровых методов обучения.
Образовательная область «Художественно -эстетическое» :
Вызвать у детей положительные эмоции, используя театральные произведения.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Методы и приемы.
Наглядный (рассматривание картинок, показ эксперимента, наблюдение.)
Словесный (художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, указание.)
Практический (театральная постановка, работа с раздаточным материалом.)
Игровой (сюрпризный момент – приход игровых персонажей, малоподвижные игры.)
Предварительная работа.
1. Совместная деятельность: Беседы о временах года, о характерных признаках весны, наблюдения за сезонными изменениями в природе весной, отгадывание загадок; чтение сказки «Три медведя».
Рисование и аппликация весенних пейзажей различными способами.
Рассматривание иллюстраций «Весна в лесу».
Слушание классической музыки и беседа о прослушанном; разучивание подвижных игр; пальчиковых и дыхательных гимнастик.
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: НОД на тему «Весна в лесу», «Экологическая тропа весной», игры словесные и дидактические : "Времена года", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки", «Скажи красивее» и др. ; наблюдения за весенними приметами во время прогулок.
3. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций, картин весеннего пейзажа, рисование на тему.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – иллюстрации к сказке «Три медведя», картинки с изображением зимних и весенних сюжетов, конверт, сосулька.
Раздаточный материал- лист с нарисованным на нем кругом красного, желтого или оранжевого цвета, цветные карандаши.
Ход НОД:
1. Организационная часть.
Дети заходят в зал и садятся на места
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры, волшебная сказка и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Будьте внимательны.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: - Весна.
2. Основная часть
Приметы весны
Под музыку в зал заходит весна.
Весна : Греет солнышко сильней,
Дни становятся длинней,
Снег увозят со двора,
Приходить весне пора.
Здравствуйте, мои друзья,
Рада встрече с вами я.
Ребята, скажите, кто же я?
Дети: Весна!
Воспитатель: Совершенно правильно ребята и мы сегодня с вами поговорим о прекрасном времени года – весна.
Воспитатель: Какие приметы весны вы знаете?
Дети:- Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? Дети: Солнышко стало сильнее пригревать.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие изменения происходят весной в жизни животных?
Дети: Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство, птички прилетают из тёплых стран, они начинают вить гнёзда и выводить птенцов.
Воспитатель: Ребята, а что весной происходит с растениями? Дети: Начинают набухать почки, появляются из - под снега первые цветы – подснежники.
Воспитатель: Дети, как по – другому, можно назвать первые цветы? Дети: Первоцветы.
Воспитатель: Давайте все вместе проговорим это слово пер-во-цве-ты.
Воспитатель: Что происходит с деревьями? Дети: Деревья ещё стоят голые, они прозрачные сквозь них видно небо, но скоро начнут набухать почки.
Воспитатель: Расскажите, что происходит с птицами? Дети: Птицы громко чирикают, купаются в лужах воробьи, радуются солнышку.
Воспитатель: Да, все рады приходу весны.
Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете? Дети: Март, апрель, май. Воспитатель: Молодцы совершенно верно.
Послание медведям.
Весна : Ребята я пришла к вам не с пустыми руками, посмотрите, что у меня есть.
Весна кладет на стол иллюстрации к сказке «Три медведя».
Весна : Какая эта сказка?
Дети: «Три медведя»
Весна : Как зовут медведей?
Дети: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
Весна : Где медведи проводят зиму?
Дети: В домике, в лесу.
Весна : Ребята, но уже наступила весна, а медведи все спят и не знают об этом. Надо послать им письмо. А так они читать не умеют, пошлем им письмо в картинках. Весна кладет перед детьми несколько картинок, из которых дети выбирают нужные, и кладут в конверт.
На небе солнце и снеговик тает.
Солнце в том же месте, люди на лыжах.
Идет снег в городе.
Сугробы.
Деревья в снегу.
Бегут ручьи.
Деревья с почками.
Птица сидит нахохлившись.
Птица поет.
Воспитатель: Конверт надо надписать, т. е. написать или нарисовать на нем, куда и кому мы письмо отправляем. Воспитатель: Куда мы посылаем письмо? Дети: В лес. Воспитатель: Как обозначим лес? Дети: Нарисуем елку. Воспитатель: Кому адресовано письмо? Дети: Трем медведям. Воспитатель: Как обозначим? Дети: Нарисуем медвежонка Воспитатель: Что теперь надо сделать с письмом? Дети: Опустить в почтовый ящик. Воспитатель: Потом все письма из ящика вынут, погрузят в поезд и повезут в лес. А там уже почтальон вручит письмо медведям.
Физкультминутка:
Весна : Ребята давайте встанем в круг и немного поиграем.
Дети встают в круг, весна проводит физкультминутку.
Шлёп – шлёп - шлёп – идем по лужам (постукивание ладонями по коленям).
Хлюп - хлюп – хлюп – вода в ботинках (притопывание).
Кап – кап – кап – нам зонтик нужен (руки вверх и потрясти кистями).
Оп – оп – оп – вода по спинке (похлопывание по плечам).
Буль – буль – буль – упала шапка (пружиночка).
Ой – ой – ой – кругом вода (покружиться).
Да – да – да – себя так жалко (покачать головой).
Одевайтесь в дождь всегда!
Нарисуем солнышко.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, без чего не может быть весны?
Дети: Без солнышка! Воспитатель: Правильно, конечно же, без солнышка. Я предлагаю вам помочь весне и нарисовать лучики весеннему солнышку. Дети садятся за столы. У каждого ребенка лист бумаги с нарисованным на нем кругом желтого, оранжевого или красного цвета.
Дети должны выбрать из лежащих на столе карандаш нужного цвета и дорисовать прямые линии в разных направлениях.
Эксперимент с сосулькой.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: К нам в гости пришла сосулька.
Воспитатель показывает ее детям.
Воспитатель: Какая она по форме?
Дети: Длинная, похожа на морковку.
Воспитатель: Потрогайте ее, какая она? Дети: Скользкая, гладкая, холодная, мокрая, острая, ледяная. Воспитатель: Какого она цвета? Дети: Прозрачная, блестящая, переливается на солнце всеми цветами. Воспитатель: Что произойдет, если по ней ударить? Дети: Она расколется. Воспитатель: Значит, сосулька хрупкая. Воспитатель: Что будет с сосулькой, если ее подольше подержать в комнате? Дети: Она растает и превратится в воду. Воспитатель: Почему это произойдет? Дети: Потому что в помещении тепло. Воспитатель: Когда тает сразу много сосулек, получается капель.
Игра “Воробышки и дождик”
Весна : Ребята я снова хочу вас пригласить поиграть в интересную игру.
Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст: Весна : Воробей с березы на дорожку прыг!
Больше нет морозов чик-чирик! По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит весна.
Весна : Молодцы, ребята, порадовали меня, и играли, и рисовали. За это и я хочу подарить вам сказку «Как колобок весну встречал». А мне пора уходить. До свидания.
Сказка “Как колобок весну встречал”.
Воспитатель: Ребята, весна подарила нам сказку, давайте внимательно ее посмотрим. (В инсценировке по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” участвуют дети старшего возраста) Бабушка: Ой, колобок, здравствуй? Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне. Бабушка (обращаясь к детям) : Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц. Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем. Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт) Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову. Колобок (обращаясь к ребятам) : Ребята, вы мне поможете? Дети: Да! Бабушка: Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? Дети: Март! Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай! Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк. Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный… Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку) Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое. Бабушка: Слушайте загадку от Волка: Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? Дети: Апрель! Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай! Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь. Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем! Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь? Поёт ещё раз песенку. Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый. Отгадаешь загадку мою - отпущу. Бабушка: Загадка от медведя: Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? Дети: Май! Медведь (удивлённо) : Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай! Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса. Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя! Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо? Лиса: Ладно, попробуй отгадать. Бабушка: Загадка от лисы: Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. Колобок (задумчиво) : Дети, помогите мне ещё раз! Дети: Весна! Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает) Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец! (Поклон артистов)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
Дети: О весне. Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете? Дети: Март, апрель, май. Воспитатель: Какие признаки весны вы знаете? Дети: Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран. – Воспитатель: Молодцы, все сегодня хорошо поработали.