Таисия Козловцева
Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным физического развития детей №18 «Алёнка» Курского муниципального района Ставропольского края
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Образовательная область «Познавательное развитие»
средняя группа
Воспитатель Козловцева Т. Н.
Основные цели и задачи:
Публикация «Перспективное планирование образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных математических представлений первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Сентябрь
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
1 Тема: «Мы будущие школьники».
Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге; формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Иллюстрации школьных принадлежностей.
2 Тема: «Сезонные наблюдения. Ранняя осень»
(региональный ком.) Учить наблюдать за изменениями в природе, называть первые признаки осени.
Формировать представление о сезонных работах в саду и огороде, в нашем регионе. Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, стр. 48
сюжетные картинки «Осенние работы в саду и огороде».
3
Тема: «Игрушки вокруг нас».
Закрепить названия игрушек, учить сравнивать их по размеру, материалу, из которого они сделаны, определять и называть местоположение предмета. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, напомнить детям, что после игр нужно убирать каждую игрушку на свое место. Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, стр. 54
картинки с изображением игрушек, среди которых есть одинаковые, но разного размера.
4 Тема: «Что растет на огороде»
Познакомить с овощами которые растут в нашем крае, местом их выращивания; активизировать в речи обобщающее понятие «овощи». Учить называть профессию людей овощеводы.
Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Стр. 61
картинки с изображением силуэтов овощей; сюжетные на огороде.
Октябрь
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
5
Тема: «Что растет у нас в саду»
Познакомить с названиями фруктовых деревьев, которые растут в нашем крае, учить сравнивать фрукты по цвету, развивать логическое мышление; закрепить понятие «фрукты». Дать понятие о профессии садовод.
Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Стр. 69
картинки с изображением фруктовых деревьев
6
Тема: «Труд людей на селе». Развивать понятие детей о сельскохяйственных профессиях, профессии лесника, овощевода, тракториста, хлебороба. Закрепить знания об овощах и фруктах. Иллюстрации профессий и овощей.
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
7 Тема: «Осень в природе» (региональный ком.)
Учить сравнивать природу в октябре и сентябре, замечать изменения в природе, отмечать красоту осеннего леса. Познакомить с изменениями происходящими в природе, о влиянии состояния неживой природы на живую (изменяется окраска листьев, они осыпаются, исчезают насекомые, меньше становиться птиц. Почему?
Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Стр. 82
вырезанные из бумаги листья желтого, красного, оранжевого цвета. Иллюстрации осеннего пейзажа ранней и золотой осени.
8 Тема: «Путешествие в прошлое кресла».
Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).
О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр43
Иллюстрации бревно, стул, кресло. И разрезные картинки этих предметов.
Ноябрь
9
Тема: «Деревья нашего края».
(региональный ком.) Познакомить с названиями некоторых деревьев нашего региона, составными частями деревьев, пользой деревьев. Учить бережно относиться к растениям. Дать понятие о профессии лесничий.
Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Стр. 96
картинки с изображением лиственных и хвойных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов.
Ноябрь
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
10 Тема: «Стекло и его свойство».
Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать наблюдательность. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр36 Небольшие стеклянные предметы, палочки для проверки звонкости, стеклянный стакан.
11 Тема: «Поздняя осень»
Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой». Формировать понятие о осенних работах на полях.
Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Стр. 115
сюжетная картинка на тему «Поздняя осень».
12 Тема: «Профессии».
Познакомить с названиями профессий (шофер, продавец, почтальон, врач) показать важность каждой профессии. Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
Воспитывать уважение к труду взрослых разных профессий. Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Стр. 123
картинки с изображением представителей разных профессий, предметов, необходимых в их работе
13
Тема: «Итоговое»
Закрепить знание детей о времени года осень. Развивать понятие о жизни растений в этот период года. Совершенствовать знания детей о перелетных птицах. Иллюстрации картин «Времена года», «Перелетные птицы»
Декабрь
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
14 Тема: «История нашего транспорта». Познакомить с наземным транспортом (автобус, поезд) его видами, составными частями, учить сравнивать виды наземного транспорта. Познакомить детей с разными видами транспорта по его назначению (грузовой и пассажирский). Познакомить с профессиями людей, управляющими транспорт. Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Стр. 132
Игрушечные машины, картинки с изображением транспорта.
15 Тема: «Водный и воздушный транспорт».
Познакомить с названиями видов водного и воздушного транспорта (самолет, теплоход) их составными частями, учить сравнивать их.
Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Стр. 139
Игрушечный пароход, изображения видов водного, воздушного транспорта.
16 Тема: «Праздник Новый год»
Познакомить с традициями праздника Новый год. Продолжать формировать представления детей о Новом годе, как веселом, добром празднике. Способствовать развитию положительного настроя детей к предстоящему празднику. Обобщить представления детей о главных героях новогодних праздников - Дедушке Морозе, Снегурочке, елочке. Вызвать желание создавать радостное настроение и дарить радость другим Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Стр. 157
сюжетная картинка «Новогодняя елка».
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
17 Тема: «Зимние чудеса» (эксперименты)
Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом; закреплять знания о свойствах снега и льда. Развивать мышление и умение делать выводы Предметы, для проведение опыта.
Январь
18 Тема: «Зимние забавы».
Развивать внимание и мышление, учить рассказывать о зимних забавах. Дать детям понятие о пользе для здоровья. Закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы.
Развивать у детей творческую активность, воображение и фантазию Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Стр. 174
Сюжетные картинки с изображением зимних забав «Дети и взрослые на зимней прогулке».
19 Тема: «Путешествие в прошлое одежды».
Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды ; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Воспитывать бережное отношение к своей одежде и одежде других. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр48. Образцы разных тканей, изображение предметов одежды с недостающими частями.
20
Тема: «Рыбки плавают в водице»
(региональный ком.) Учить при рассматривании, называть строение рыбки. Чем покрыто туловище. Познакомить с речными рыбами и декоративными. Расширять представление о жизни рыб в нашем регионе.
Иллюстрации речных рыб щуки, карпа, сома и декоративных.
Февраль
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
21 Тема: «Путешествие в прошлое бумаги» Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Развивать у детей познавательные интересы об окружающих предметах. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр58. Камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, образцы современной бумаги.
22 Тема: «Жизнь домашних животных и их детенышей».
Познакомить с названиями домашних животных, их детенышей, учить сравнивать. Уточнить представления детей о взрослых животных и их детенышах; (живут рядом с человеком, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают). Классифицировать животных по среде обитания (игра «Рассели животных»). Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 205 Картинки с изображением домашних животных.
23 Тема: «Итоговое»
Закрепить знания детей о времени года зима; учить отвечать на вопросы; формировать умение делать выводы. Иллюстрации зимнего пейзажа
24 Тема: «Кто защищает нашу Родину».
Уточнить представления детей о нашей армии, познакомить с родами войск, военными профессиями. Уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков).
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 218
картинки родов войск моряки, летчики, танкисты.
Март
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
25 Тема: «Растения нашей группы».
Расширять представления о комнатных растениях; закреплять умение поливать растения из лейки; учить протирать листья влажной тряпочкой; поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. Комнатные растения, лейка, салфетки.
26 Тема: «Весна, весна пойди сюда».
Знакомить с народными обрядами, обычаями, связанные со встречей весны. Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. Народна культура и традиции В. Н. Касарева стр63 Иллюстрации о проведении обряда встречи весны. Из теста жаворонки.
27 Тема: «Мы пришли в театр»
Дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру; формировать представления детей о театральных профессиях
Иллюстрации театров, профессии людей.
28 Тема: «Домашние питомцы» (птица)
Познакомить с названиями домашних птиц, их детенышами, дать понятия о пользе, которую приносят животные для человека.
.
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр211 Картинки с изображением домашних птиц и их детенышей
Апрель
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
29 Тема: «Машины помощники»
формирование у детей представлений об органах чувств, их роли при восприятии окружающего мира.
воспитывать бережное отношение к органам чувств;
- воспитывать доброжелательное отношение к людям с ограниченными возможностями, развивать способности к эмпатии, сопереживанию;
- развивать мышление, память, мелкую моторику.
Сарафан и косынка для Маши из мультфильма «маша и Медведь»; кружки для чая по количеству детей, вода для заваривания чая, чай с разными вкусами, соль, сахар.
30 Тема «Насекомые».
Познакомить с названиями насекомых, их особенностями. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 250 Картинки с изображением кузнечика, жука, бабочки, муравья, стрекозы, пчелы, божьей коровки, иллюстрации к книги «Бабочки».
31 Тема: «Моя станица, моя страна»
Знакомить с родным краем и станицей; формировать начальное представление о родном крае, его истории и культуре; воспитывать любовь к родному краю; расширять представления о профессиях познакомить с некоторыми выдающими людьми. Иллюстрации о родном крае, профессии людей.
32 Тема: «Материалы и их свойства»
Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначении.
Предметы из бумаги, ткани, пластмассы, железа.
Май
№
Дата
Тема
Цель
Литература Оборудование
33 Тема: «День Победы»
Дать представления о празднике День Победы в нашей станице и во всей стране, учить рассказывать, отвечать на вопросы, воспитывать уважение к ветеранам. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 283 Иллюстрации с изображением атрибутики праздника День Победы.
34 Тема: «Составление описания грибов»
Учить описывать грибы; упражнять в употреблении предлогов в речи; развивать внимание логику. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 299
Иллюстрации грибов.
35 Тема: Беседа «Где растут ягоды»
(региональный комп.)
Учить рассказывать и высказывать свою точку зрения; развивать умение описывать внешний вид ягоды. Закрепить название ягод которые растут в нашем регионе. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 292
Картинки с изображением ягод.
36 Тема: Итоговое закреплять умение различать и называть времена года; закреплять в памяти названия весенних месяцев;