Ольга Красовская
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Необыкновенные приключения дошколят» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 40 «Снегурочка»
Конспект
НОД по художественно эстетическому развитию
Направление «Музыка»
«Необыкновенные приключения дошколят»
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Сургут
Музыкальный руководитель
Красовская О. В.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Необыкновенные приключения дошколят“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Коммуникативно-личностное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развивать чувство ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений.
Задачи:
1 Учить чувствовать характер музыкального произведения, высказывать свои впечатления о нём, отмечать средства музыкальной выразительности.
2 Формировать певческие навыки: чистоту интонирования, выразительность исполнения, умение петь легко, без напряжения, брать дыхание в начале музыкальных фраз.
3 Развивать навыки ритмичного выполнения движений, умение самостоятельно менять их согласно двухчастной форме музыкальной пьесы.
4 Совершенствовать плавные движения кистей рук.
5 Закреплять танцевальные виды движений, умение выполнять их в паре.
6 Развивать музыкально-ритмическое чувство, координацию пения и движений.
7 Воспитывать внимание, умение соотносить свои действия с действием других детей.
Оборудование и материал: искусственные цветы, дидактический материал по развитию чувства ритма, иллюстрации, колпачок Гнома, письмо, портрет П. И. Чайковского.
Ход НОД:
Дети под музыку вбегают в музыкальный зал, останавливаются в центре, образуя круг.
Педагог: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас. Сегодня я получила письмо от лесного Гнома. Вот что он пишет… (Используется игровой приём «Письмо от Гнома»).
«Дорогие ребята из группы «Веснушка»! Я потерял свой волшебный колпачок где-то в лесу и очень-очень расстроился. Сорока мне подсказала, что вы очень дружные, внимательные к чужой беде и всегда готовы прийти на помощь. Отыщите, пожалуйста, мой колпачок. Но вы его найдёте только в том случае, если будете дружными, старательными, внимательными и сможете выполните много разных музыкальных заданий. Помогите мне, пожалуйста. С уважением, Гном».
Педагог: Ребята, поможем Гному найти его волшебный колпачок? Будете стараться справиться с музыкальными заданиями?
(Дети отвечают согласием.)
Педагог: «Итак, отправляемся в лес. В это время там очень красиво. А в пути вас ждёт много нового, интересного. Только нужно очень стараться выполнять музыкальные задания. Согласны? Ну, тогда в путь!»
Музыкально-ритмические движения
«Марш и бег», музыка А. Энглера
(В зависимости от смены характера музыки, дети самостоятельно, без подсказки педагога меняют движения, чередуя марш и бег на носочках.)
Педагог: «Ребята, посмотрите, какие красивые цветы! Какого они цвета? Давайте
2
возьмём их и потанцуем с ними. Но выполнять движения нужно очень плавно, чтобы не повредить лепесточки». (Воспитатель раздаёт цветы, выполняет движения вместе с детьми, отмечает детей, хорошо выполняющих упражнение.)
Упражнение для мягких движений кистей рук. «Вальс цветов», музыка П. И. Чайковского.
(Показ воспитателем, детьми, хорошо освоившими движение). Детям предлагается присесть на «полянке»).
Педагог: «Ой, посмотрите сколько грибочков: и маленькие, и большие. Да это же не простые грибочки, а музыкальные! Видите, они сложили свою песенку. Послушайте, как стучит ваше сердечко. Слышите? У музыки тоже есть сердечко – это ритм. Давайте же послушаем, как стучит сердечко в песенках грибочков».
Развитие чувства ритма, музицирование
Работа с ритмическими карточками («Этот удивительный ритм» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой)
Педагог выкладывает на доске ритмический рисунок из ритмических карточек разной величины, предлагает детям проговорить его, затем отхлопать, меняет ритмическую формулу, предлагая выполнить новое задание.
Слушание музыки
Педагог: «Молодцы, ребята, отлично отвечали, танцевали, много ходили и, наверное, устали, пора немного отдохнуть и послушать замечательную музыку. Написал её (предлагает детям назвать фамилию композитора) П. И. Чайковский. (Показывает портрет П. Чайковского.) Ой, я «забыла», как называется тот человек, который сочиняет музыку? Напомните, пожалуйста». (Дети отвечают «композитор»). Педагог знакомит ребят с музыкальной пьесой П. И. Чайковского «Баба Яга» без объявления её названия, спрашивает у них, какой характер у этой музыки, какие чувства вызывает? (Педагог дополняет ответы детей, знакомит с прилагательными: стремительная, встревоженная, беспокойная, сердитая, недовольная, злая).
Педагог: «Ребята, вы правильно определили характер музыки. Героиню этой музыкальной пьесы вы все знаете, часто встречаете её на утренниках, в мультфильмах. Она бывает и доброй, и злой, забавной и смешной. Угадайте загадку, кто это?»
Живёт вредная старушка
В старой, с ножками, избушке.
У неё метла большая,
В ступе с ней она летает
Костяная есть нога,
А зовут её… (Яга)
(Педагог обращает внимание на средства выразительности, характер пьесы, побуждая детей к ответам.)
Распевание, пение
Педагог: «Вы знаете, чтобы не заблудиться в лесу, нужно обязательно
перекликаться друг с другом. Вот сейчас мы и поучимся это делать. Хотите? Только, сначала, вспомните, как вы должны сидеть, когда поёте (спина – прямая, плечи
опущены, руки лежат на коленях). Голосок ваш сразу станет звонким и петь будет легче. Я вас буду звать, а вы – откликаться под музыку протяжно, пропевая каждый
звук. Договорились?»
3
Музыкальная распевка. «Дети, где вы?»
Педагог обращает внимание детей на чистоту интонирования мелодии, протяжное исполнение. Предлагает детям пропеть фразу «Мы – здесь» всем вместе, затем – индивидуально с детьми, недостаточно чисто интонировавшими звуки, хвалит их.
Педагог: (загадывает загадку)
Вот художник, словно в сказке,
Все раскрасил яркой краской!
Зелень – для травы, листочков.
Разноцветье – для цветочков
Спелость ягод – ярко красным,
Небо – синим и прекрасным.
Что же за художник это?
Отгадайте дружно! (Лето)
(Дети отвечают)
Педагог: «Мы сейчас как раз и споём песню про лето, а как она называется, вы узнаете по музыкальному вступлению.»
«Лето к нам пришло», музыка Г. Насауленко
(Дети узнают, правильно называют песню). Педагог обращает внимание детей на то, что нельзя петь очень громко, чтобы не повредить голос. Разучивание 2 куплета проводится а капелла, затем – под музыку. Припев дети исполняют с музыкальным сопровождением. Педагог обращает внимание детей на то, что сразу после вступления нужно вдохнуть носом воздух, как бы «нюхая цветочек», и сразу начинать петь, подстраиваясь к голосам товарищей, чётко пропевая окончания слов). Далее педагог предлагает спеть песню по желанию детей
Пляски, игры
Педагог: «А теперь, детвора, поплясать пришла пора. В круг скорее становись. Дружно за руки берись! Потанцуем все немножко и похлопаем в ладошки! Покажите, какие вы дружные, как умеете красиво выполнять танцевальные движения».
Пляска «Потанцуй со мной, дружок», английская народная песня
Педагог, предварительно, без музыки, показывает вместе с воспитателем, как надо правильно выполнять танцевальные движения в паре. Затем, предлагает выполнить их детям под музыку. Обращает внимание на умение приглашать партнёра на танец, напоминает, где должны стоять в паре девочки, а где – мальчики, как надо кружиться в паре и двигаться по кругу боковым галопом, ориентируясь в пространстве музыкального зала.
Педагог: «Вы прекрасно справлялись с разными заданиями: пели, танцевали, слушали музыку. Но волшебный колпачок Гнома всё ещё не найден. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Будем искать колпачок под музыку, ведь он где-то здесь, в лесу. Только задание такое: нужно внимательно слушать музыку, она подскажет, где лежит колпачок. Вам нужно ходить стайкой, вместе. Если музыка играет тихо – колпачка в этом месте нет, если играет громко – ищите колпачок здесь, он лежит где-то рядом. Вам нужно очень внимательно слушать музыку. Она вам подскажет, где спрятан колпачок Гнома.
Игра «Найди колпачок», муз. «Сударушка», обр. Ю. Слонова.
Педагог: «Молодцы, ребята. Понравилось вам наше путешествие в лес? А что
4
понравилось больше всего?» (Дети отвечают, что им понравилось.)
Педагог: Вы все очень старались, правильно выполняли все музыкальные задания и, наконец, нашли волшебный колпачок. Значит, вы все задания выполнили правильно. Я вами горжусь. Мы попросим сороку передать колпачок Гномику, он будет очень рад. А теперь настала пора возвращаться в детский сад, а свои впечатления от путешествия в лес вы можете нарисовать в группе. До свидания, ребята.
Литература:
1. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день (программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста). Старшая группа. СПб, Издательство «Композитор», 2005 г., 340 с.
2. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. СПб, Издательство «Композитор», 2005г., 78 с.
3. Радынова. О. П. Слушаем музыку. Москва, «Просвещение», 1990 г., 160 с.
4. Метлов Н. А. «Музыка детям», Москва, «Просвещение», 1985 г., 144с.