Елена Панкратова
Конспект НОД «Назад — в прошлое» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: продолжать знакомить детей с историей и культурой, бытом русских людей в старину, развивать интерес к русским традициям, гостеприимству, продолжать обогащать словарный запас народными терминами, приобщать детей к народным играм, песням, хороводам, познакомить детей с тем, как сеяли хлеб в старину, воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес и уважение к прошлому, истокам и культуре своего народа.
Предварительная работа: занятие в русской избе.
Публикация «Конспект НОД „Назад — в прошлое“ (средняя группа)» размещена в разделах
Материал: русская изба (изображение иконы, рушники, стол, лавочки, самотканые дорожки, русская печь, чугун, ухват, кровать, люлька, кукла, забор, фонограмма, каравай, «машина времени», новогодняя гирлянда.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! И это неспроста. (Дети здороваются с гостями) Сегодня я для вас приготовила сюрприз. Вы отправитесь путешествовать в прошлое. Вы узнаете, как жили раньше жители нашего города наши прадедушки и прабабушки. А как называется наш город?
Дети: город называется Новый Оскол.
Воспитатель: как вы думаете, на чём вы туда отправитесь?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, на всём этом можно путешествовать, но чтобы попасть в прошлое вам понадобится машина времени. Вот - это она и есть. (Воспитатель подводит детей к «машине времени») А теперь слушайте внимательно и запоминайте!
Сначала вы должны построиться друг за другом, в машину садиться по одному, не толкайтесь. Как только сядете, нажмите на красную кнопку, начнётся перемещение вас по туннелю времени. Когда окажитесь на месте прибытия, не расходитесь, а ждите друг друга. Я буду ждать вас здесь. Желаю вам счастливого путешествия! До скорой встречи!
Под фантастическую музыку «идёт» перемещение детей в прошлое.
Ребята оказывается во дворе одной жительницы города у тётушки Варварушки.
Воспитатель: Добрый день, детушки - косатушки! Не ко мне ли вы в гости пожаловали! Откуда вы, здешние или заезжие? А путешественники, проходите в избу, в горницу, не стесняйтесь! По удобней располагайтесь! Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Вот и славно! Дети, а кто мне скажет, как называется то место где вы сидите?
Дети: мы сидим в красном углу.
Воспитатель: А что же это такое красный угол?
Дети: Это самое важное место в доме. Здесь висят иконы, стоит стол, за столом собирается вся семья
Воспитатель: правильно, ребята, за столом собиралась вся семья, решались самые важные проблемы, ели, пили. Место за столом в красном углу считалось самым почётным: на нём обычно сидел хозяин или почётные гости!
Ой, что это я с вами всё разговариваю? У меня же каша в печи варится! Ох. И хороша каша! Маслена, в печке варена, да на парном молочке! Для моих детушек малых! Да что это я вам всё про печь рассказываю, лучше вы расскажите для чего нужна печь в избе?
Дети: русская печь отапливает жильё, в ней готовили пищу. Выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты, одежду, лечились на печи, а также грелись.
Воспитатель: (Подзывает детей к себе) Самое главное в избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. И сварит печь, и испечет, и обогреет, а также вылечит больного хозяина. Особенно любят лежать на печи дети да старики. А скажите мне пожалуйста, гости дорогие, кто из вас знает сказки, в которых печь людям помогала?
Дети: «Гуси – лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Жихарка»
А готовлю я, детушки, специальном горшке. Как он называется, кто знает?
Дети: он называется чугунок.
Воспитатель: Когда каша сварится, можно будет достать её из печи, для этого мне понадобится ухват, чугун горячий, огненный, руками трогать его нельзя, можно обжечься!
(В это момент слышится плачь ребёнка)
Воспитатель: гости мои милые, не волнуйтесь, это мой сыночек Ванечка проснулся, никак заснуть не может. А ведь только уложила. Надо ему колыбельную спеть. А вы знаете колыбельные песенки? Спойте моему сыночку!
Дети:
Баю – баю – баю- бай!
Ты, собаченька, не лай!
И гудочек, не гуди,
Нашего Ванечку не буди.
Воспитатель: спасибо вам, мои хорошие, что помогли мне с сыночком Ванечкой управиться. Давайте мы его в люльку положим, пусть спит, мешать ему не будем. Давайте выйдем во двор, хоровод поводим.
Дети вместе с воспитателем водят хоровод
Воспитатель: Дети вы тут посидите, а я пойду посмотреть, не сварилась ли моя каша? Ох, ещё не готова, варится! Девочки и мальчики, а у вас какие кушанья любимые?
Ответы детей
Воспитатель: Ой, я про такие – то названия и не слышала! Ну-ка, повторите ещё. У меня пища простая, полезная овощи, грибы, фрукты, рыба, молоко, борщ, каша. Я и вам советую ест такую пищу, чтобы быть здоровым, крепким, умным. Но без чего не может обойтись ни один обед, вы узнаете если отгадаете мою загадку:
Всем нужен, а не всякий сделает.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Воспитатель: правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб? (Из муки.) А какая бывает мука? (Пшеничная, ржаная.) Какой хлеб получается из пшеничной муки (белый, а из ржаной? (Темный.)
Я вам сегодня расскажу, как на Руси сеют хлеб.
К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. (Дети показывают, как разбрасывать зерно.)
Русский народ сложил много пословиц о хлебе.
А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей.)
Без хлеба мёдом сыт не будешь.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба не обедают.
Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной отец наш родной.
Хлеб – всему голова.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Бог на стене, хлеб на столе.
Хлеб выкормит, вода вымоет.
Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска и стол доска.
Худ обед, коли хлеба нет
Хлеб да каша пища наша
Будет хлеб - будут и песни
Хлеба надо брать столько сколько съешь
Воспитатель: Много труда нужно приложить людям, чтобы в доме был хлеб, поэтому как мы все должны относиться к хлебу?
Ответы детей.
Воспитатель уточняет:
- Что значит бережно?
- Куда деть крошки?
- Кому сейчас холодно?
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! Мы должны беречь хлеб. Хлеб – наше богатство. Зато, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я подарю вам каравай. Ой, ребятки, а не пора ли вам домой возвращаться, пойдёмте-ка, я вас провожу. До свидания, дети!
Дети «возвращаются» на машине времени назад в будущее. Воспитатель встречает их.
Воспитатель: заждалась я вас, дети, где же вы так долго были, что видели, с кем познакомились, что привезли с собой? Понравилось ли вам путешествие? (Анализ занятия)
Ответы детей.