Полина Косой
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа) «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познавательные : обобщить и систематизировать знания детей о народных праздниках, традициях, народном творчестве, приобщать детей к национальной культуре;
2. Развивающие: закрепить прямой и обратный счет в пределах 10, ориентировку во времени, развивать речь, память, воображение, логическое мышление;
3. Воспитательные: воспитывать интерес к народным традициям, усидчивость на занятии;
Ход занятия
1. Орг. момент
Дети становятся в круг.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- История предметов, путешествие в прошлое
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Вы картинки светлые,
Облака небесные,
Лёгкие, несмелые.
-Ребята, сегодня такой хороший день, давайте подарим друг другу улыбки, это солнышко (желтый колючий мячик)
-Каким бы вы хотели, что бы был сегодняшний день (хороший, добрый, светлый, радостный, счастливый, прекрасный, удивительный, чудесный, цветущий, потрясающий, любимый, теплый, яркий, веселый, чарующий, интересный, восхитительный)
-Ребята, сегодня у нас с вами не обычное занятие. Мы с вами отправляемся в далекое время, к нашим прапрабабушкам и прапрадедушкам в гости. Посмотрим как они жили в те далекие времена, когда не было телефонов, компьютеров, телевизоров. Даже электричества тогда не было и вечером, когда становилось темно, зажигали свечу.
-Как это время называется (прошедшее)
-А время, которое еще не наступил (будущее)
-А то время в котором мы сейчас с вами находимся (настоящее)
-Кто расскажет о времени стихотворение?
Прошлое, все то, что было
ни какая в мире сила все обратно не вернет,
время лишь вперед идет.
Все что видим мы сейчас –настоящее для нас
Будущее, то что будет
и его не знают люди.
-Для того, что бы нам попасть в прошлое, нужно посчитать до 10 (хлопаем и считаем)и закрыть глазки ладошками. (народ. музыка)
-Открывайте глаза. (макет избы)
-Мы с вами оказались во дворе одного из домов. Как раз в то время когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки.
-Кто знает, как называется такой дом (изба)
-А вот так выглядело внутреннее убранство дома (вешаю на доску картинки)Комнаты украшали вышитыми рушниками и везде был порядок. Газовых и электрических плит тогда не было, а были печи (картинка)
-Ребята, а тут за печкой кто то живет (появляется домовой)
-Правильно, это домовой.
Рассказ о домовом.
В народе верили –никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома. Он защищает дом и людей, которые в нем живут. живет в доме, где тепло и сытно –на печке или на кухне. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивал мелкие неприятности: стучал по ночам, прятал вещи, ронял одежду.
- Нашего домового зовут Нафаня. Домовой будет сопровождать нас в нашем путешествии. А еще он приготовил нам задания, мы должны их выполнить, что бы домовой на нас не обиделся.
-Будем выполнять?
-Ребята, какое сейчас время года (зима)
-Какие пословицы вы знаете о зиме (дети говорят пословицы)
-А после зимы, какое время года будет (весна)
-Какие вы знаете пословицы и поговорки о весне (дети говорят пословицы о весне)
-Молодцы. Очень скоро придет весна, запоют птицы и кое –где начинают появляться первые цветы. (полянка с ромашками)
-Это первое задание домового. Это не просто цветы, это цветы с загадками. Если вы их отгадаете, то узнаете, что вас ждет дальше.
-Молодцы ребята! Сюрприз -это игра
-Какие вы знаете народные игры?
- А мы сейчас поиграем с вами в народную игру «Водяной»
-А еще ребята, в эти давние времена народ сочинял сказки, которые из поколения в поколение предавались и дошли до наших времен.
-Какие народные сказки вы знаете?
-Нафаня приготовил следующее задание. Он перепутал сказки. Нам нужно найти картинки к сказкам Гуси-лебеди и Крошечка-Хаврошечка. Будьте внимательны. (делаем по рядам)
-Ребята, Наши предки, которые жили в давние времена, очень любили и у мели веселиться. они свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения.
-А может кто то знает, какие праздники отмечали наши предки зимой (Рождество, Святки, Щедрый вечер, Крещение, Масленица) (ставлю картинку)
-Что было принято делать на эти праздники (на рождество-варили кутью, это пшеничная каша с медом, изюмом и орехами, на святки-колядовали и гадали, на крещение купались в проруби и т. п.)
- Ребята, домовой Нафаня приготовил для вас еще одно задание. Если вы правильно справитесь, то у вас получится название одного из праздников, которые отмечали наши предки. (по цифрам найти соответствующую букву)
-Но перед заданием сделаем гимнастику для пальчиков:
Идет матушка весна, отворяй ворота
Первым март придет-белый снег сойдет
А за ним и апрель-отворяй скорее дверь
А когда придет май-солнце в гости приглашай.
-И так, правильно, это праздник Масленица. (картинка)
-Зима встречается с весной. Зима и весна спорят, кто же из них победит. Поэтому и погода такая разная, то тепло, то опять задует. В народе раньше было принято зазывать весну. Считалось, что если хорошо звать весну, то потеплеет намного раньше.
- Кто хочет рассказать закличку-веснянку (дети рассказывают веснянки)
-Кто знает стихотворение о масленице?
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
-На масленицу было очень весело, народ пел, плясал, играл в игры. Мы сейчас тоже с вами поиграем еще в одну народную игру. «Солнце»
Гори-гори ярче
Лето будет жарче
А зима теплее
А весна милее
-Ребята, а какое самое главное блюдо на масленицу (блины)
-Правильно, блины это символ Масленицы, почему, кто то знает?
- А давай приготовим тесто для блинов,а испечь их нам поможет домовенок.
-Какие продукты нужны что бы приготовить тесто (молоко, яйца, сахар, мука, масло)
Я приглашаю к себе 2 ребят, (дети надевают фартуки)Проговаривают свои действия. Делают тесто из приготовленных продуктов.
-Вот у нас получилось тесто. Его нужно очень хорошо перемешать, что бы не было комочков.
Отдаю тесто домовому.
-А кроме блинов, что еще делали на масленицу?
-А еще ребята, когда люди шли на гулянья, они делали большое солнце, которое украшали лентами. Когда они завязывали ленты, то загадывали желание и оно обязательно исполнялось. Сегодня каждый из вас сделает такое солнце, завяжет ленты и загадает желания.
Дети выполняют работу по народную музыку.
-А вот и блины готовы!
3. Итог занятия.
-А наше путешествие подходит к концу. Ребята, вам понравилось в гостях у наших предков?
-Что больше всего понравилось в нашем путешествии (ответы детей)
-Нафаня очень рад своему знакомству с вами. Ну а нам пора прощаться. Чтобы вернуться в настоящее нужно посчитать наоборот с 10 до 1.(считаем с хлопками)Вот мы и дома.
-Наше занятие закончилось. Приводим в порядок рабочие места и будем кушать блины. (музыка).