Надежда Буданова
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Птицы-наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
для детей старшего дошкольного возраста
«Птицы наши - друзья»
Цель:
Формировать интерес к изучению родного края; представлений детей о птицах, об особенностях их внешнего вида.
Способствовать формированию мыслительной деятельности.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Птицы-наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные задачи:
Обогатить представления детей о разнообразии природы Крыма
(о животном мире – птицах полуострова).
Уточнить и закрепить представления о птицах (особенностях строения, месте обитания);
Расширять и активизировать словарь детей по теме.
Закрепить признаки весны в Крыму, сезонные изменения в природе; совершенствовать умение подбирать определения к заданным словам; формировать умение строить связные высказывания типа рассуждения; учить детей различным приёмам работы с пластилином, таким, как, многократное складывание, склеивание.
Развивающие задачи:
Развивать монологическую, связную, выразительную речь, память, интерес к познанию нового.
Развивать мелкую моторику, смекалку, зрительную память, воображение, Развивать у детей любознательность. Познавательный интерес, творчество.
Закрепить знания детьми пословиц, поговорок о птицах, понимать их смысл.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, любовь к своей Родине, бережное отношение к природе Крыма.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение быть самостоятельным.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Физическая культура»
«Художественно-эстетическое развитие»
Демонстрационный материал: картинки с птицами, фотоиллюстрации с пейзажами ранней весны и поздней, аудиозапись «Голоса птиц весной», прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности (картинка-синичка).
Предварительная работа с детьми:
• наблюдение за птицами на прогулке; кормление птиц;
• рассматривание иллюстраций с изображением птиц; дать их названия и внешний признаки (хвост, клюв, окраска, размер и т. д.)
• отгадывание загадок;
• беседы о птицах; чтение стихотворений о птицах;
• дидактическая игра: «Летает – не летает»;
Методические приё мы:
• игровой;
• наглядный (использование изображений);
• словесный (беседа, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
• художественное слово;
• практическая работа (пластилинография);
• анализ занятия.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозапись с голосами птиц.
Ход занятия.
Собирайтесь вместе в круг.
Я твой друг – и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас и наших гостей. Давайте их поприветствуем и подарим свои улыбки. Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель:
Ребята, как называется наша страна? (Россия)
Мы знаем, что Россия большое государство, наша большая Родина.
- Как называется столица нашей Родины? (Москва)
Но у каждого человека есть малая Родина – тот уголок, где вы родились, где находиться ваш дом.
- Как называется наш край, полуостров, на котором мы живем?
Дети: Наш полуостров называется Крым.
И в каком же городе находится наш дом? (город Керчь)
А как называют жителей нашего города? (керчане)
Воспитатель: молодцы, правильно.
Воспитатель: Посмотрите на карту нашего полуострова. На что похож полуостров Крым? (на слайде дети рассматривают карту Крымского полуострова).
Дети: На самолет. На большую рыбу, на птицу, на крест.
Воспитатель: молодцы.
Воспитатель:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях бежит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла ….
Дети: Весна!
Воспитатель:
У Весны есть три братца. Как их зовут? Назовите.
Дети: март, апрель, май.
Воспитатель: Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Весной все пробуждается, зеленеет, расцветает, становится весело от звонкого пения птиц. Послушайте звуки природы (запись пения птиц)
- Какие птицы прилетают к нам весной (Дети называют ласточки, скворцы, грачи, жаворонки, зяблики).
Воспитатель: Давайте поиграем
Игра «Почемучка»
-Почему весной к нам возвращаются перелетные птицы?
(Потому что в наших краях становится тепло, для них появляется много корма).
-Для какой птицы люди весной строят домики?
(Для скворца).
-Первыми к нам прилетают?
(Грачи, потом скворцы, ласточки, соловьи).
-Какая перелетная птица не строит своего гнезда?
(Кукушка).
- Где находится гнездо жаворонка?
(В поле или на лугу на земле)
Воспитатель: У птиц весной много дел, они не только поют веселые, звонкие, напевные весенние песенки, но они еще и трудятся.
- Давайте с вами, определим, чем они занимаются весной.
Задание для детей : Выложите последовательно «весенние заботы птиц» Дети выкладывают картинки: (вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают яйца, выкармливают птенцов)
Воспитатель:
Очень красиво весной в Крыму: цветут деревья, кустарники, множество разнообразных цветов. А сколько птиц поют на разные голоса.
- Ребята, давайте закроем глаза и послушаем. (Звучит аудиозапись «Пение птиц весной»).
- Как вы думаете, почему птицы так рады?
Ответы детей : потому что они вернулись домой…
Воспитатель: Так какие они – птицы? Что есть у птиц?
На экране появляется изображение большой птицы.
Дети: У птицы есть голова, клюв, две лапки, два крыла, хвост. Ее тело покрыто перьями.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему же птицы могут летать?
Ответы детей.
Воспитатель: У птиц есть широкие крылья и хвост. Тело птицы покрыто перьями. Перья у птицы разные. Есть легкие перья с полым стержнем. Есть жесткие маховые перья. Перья хвоста рулевые, служат для управления полетом, для равновесия.
Пуховые перья — согревают птицу.
Воспитатель: Ребята, покажите мне, как летают птицы?
Физкультминутка «Птички».
Птички в гнездышке сидят и на улицу глядят.
Погулять они хотят и тихонько все летят.
Под тихую музыку дети "разлетаются", машут руками, как крыльями.
Воспитатель: Каких птиц, которые обитают в Крыму, вы знаете? (Ласточка, воробей, дятел, ворона, синица, сорока, сова, кукушка, горлица, голубь, журавль, скворец, иволга и др.)
Воспитатель: А сейчас игра «Опиши птицу».
1. Сорока
Это большая белая птица. Много прозвищ у сороки: сорока – белобока, сорока-стрекотуха. Белобока, потому, что по бокам перышки у сороки совсем белые, а голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым отливом, длинный и прямой как стрела. Стрекотухой величают, потому что громко стрекочет: они в лесу предупреждают лесных жителей об опасности.
2. Воробей.
Это маленькая, бойкая птичка. Про него часто говорят «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей вовсе не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосками. Хвост темно-бурый, горло черное, а вот голова серая. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлей, летом и осенью клюют зернышки и семена растений. Если воробей нашел много корма, он тотчас громко чирикает и зовет на пир своих собратьев.
3. Голубь.
Голуби бывают разные по величине маленькие и большие. У них маленькая голова и короткая шея. Короткие ноги с четырьмя пальцами. Клюв тонкий удлиненный. Хвост короткий, крылья длинные и острые. Голуби живут под крышами домов. У них хорошо развито зрение и слух. Голуби быстро бегают когда ищут корм на земле поэтому они ловкие. Когда голубь летит крылья издают свист.
4. Ворона.
Ворону по окраске различают серую и черную. Ворона не боится ни людей, ни кошек. Зиму птицы проводят у жилья человека. Ворона – всеядная птица. Она поедает насекомых Жуков, муравьев, грызунов, ящериц, лягушек, рыб и др. Поедая мышей и вредных насекомых ворона приносит большую пользу людям.
Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
скворец - скворушка, соловей - соловушка
и т. д.
Воспитатель: молодцы ребята. А как называются детеныши птиц? Будьте внимательны!
Игра «Назови детеныша» игра с мячом)
У грача– грачонок – грачата.
У аиста – аистёнок – аистята.
У стрижа – стрижонок – стрижата.
У журавля– журавленок – журавлята.
У кукушки – кукушонок – кукушата.
У лебедя – лебедёнок – лебедята.
У скворца – скворчонок – скворчата.
У гуся – гусёнок – гусята.
У сокола – соколенок – соколята.
Воспитатель: Из давних времён, люди любили птиц : сочиняли стихи, песни, поговорки и пословицы:
Ласточка весну начинает, соловей лето кончает;
Где ласточке не летать, а к весне опять прибудет;
По крупице птица собирает, а сыта бывает.
Вороне соколом не быть;
Мала синичка, да коготок остер.
Увидел скворца – весна у крыльца;
Грач на горе – весна на дворе.
Воспитатель: А стихи о птицах вы знаете?
Дети рассказывают стихи.
1. Птичка
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
2. Ласточка (А. Плещеев)
Травка зеленеет, солнышко блестит
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей.
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
3. Воробышек
Комочек серых перышек, веселый наш воробышек
В саду хлопочет, кружится, вот выкупался в лужице
И к детям под окошко летит за хлебной крошкой.
4. Вот и кончилась зима!
От такого счастья,
Воробьи сошли с ума
Всем горланят – «Здрасте»
5. Снегири (А. Прокофьев)
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели
А мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо угостил, хорошо подсластил
Зимним вечером поздним, ярко-алые грозди.
6. Синица. (А. Барто)
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку и с дорожки на плетень, тири-тири, тень-тень-тень.
7. За что я люблю воробья? (И. Левин)
За то, что он такой как и я
Когда приходят холода –
Не улетает никуда!
Русская народная п/игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: развивать двигательные навыки; закрепить представление о поведении птиц зимой и весной.
Ход игры: дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине стоя два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зерна собирают. Маленькие птички, птички – невелички.
После этих слов «перелетные птицы» бегут к солнцу, а «зимующие» к снежинке. Чей круг быстрее соберется тот и выиграл.
Продуктивная творческая деятельность (за столами).
Воспитатель: Сегодня мы побывали в весеннем крымском лесу, и пришло время подвести итог нашей работы и немного потрудиться, чтобы на нашей планете было еще больше птиц, ведь многие птицы исчезают в природе и занесены в Красную книгу.
Сейчас мы будем цветным пластилином раскрашивать наших птиц. Приступайте к работе.
Воспитатель:
- Давайте расскажем стихотворение нашего крымского поэта В. Орлова
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не погибли зря,
Всегда в любое время, года
Берегите птиц, друзья!
Рефлексия:
А теперь расскажите о птицах, которых вы раскрасили? Что нового вы сегодня узнали о птицах? Что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднения?