Елена Кузовкина
Конспект НОД «Народная кукла» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Знакомство с народной куклой»
Цель. Формировать интерес у детей к культуре и обычаям своего народа.
Задачи.
Публикация «Конспект НОД „Народная кукла“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Образовательные: познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обычаями. Приобщать детей к традиционной культуре России. Активизировать словарный запас дошкольников. Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.
Развивающие: формировать у детей художественный вкус, развивать воображение, способность фантазировать.
Воспитательные: воспитывать интерес к русской культуре, интерес к русскому народному творчеству.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: посещение музея «Русская изба», разучивание пальчиковой гимнастики, игры с куклами, рассматривание русского национального костюма, знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.
Материалы: народные куклы, сундук, колыбелька с куклой, на столах лоскутики ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка, цветная прямоугольной формы для одеяла, полоски для завязки).
Ход нод.
Вводная часть
- ребята, я сегодня попросила девочек надеть сарафаны, а мальчиков рубахи. Сама я тоже надела сарафан. Вам нравиться такая одежда?
-А сейчас носят такую одежду?
-А когда носили?
-Такт, ребята, я хочу вас пригласить в гости. Куда, как вы думаете?
- Правильно, в русскую избу. Мы принимаем приглашение?
-Тогда не будем терять времени, пойдёмте.
(Подходим к уголку русской избы)
- Милости прошу,
Проходите в избу.
Давайте сядем рядком,
Да поговорим ладком.
Пусть наши глазки всё увидят,
Ушки всё услышат,
Голова запоминает,
А ротик ей не мешает.
- Посмотрите, у нас на столе стоит сундучок. Вы хотите узнать, что там лежит? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ТАМ ЛЕЖИТ? (дети высказывают свои предположения)
- Сундучок с секретом, он откроется, если отгадаете загадку. Согласны?
1) Волосы льняные,
В них ленточки цветные,
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна
Догадались, кто она?
2) Что всё это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять?
(дети отгадывают загадки)
-Значит, что лежит в сундучке?
-Правильно - кукла (открываю сундучок, достаю палочку) Ребята, что это?
-Это обыкновенная палочка. Но давным – давно, когда у людей не было домов, они жили в пещерах. У них не было игрушек, и они играли в палочки, представляя, что это игрушки.
- Хотите посмотреть дальше? (Достаю куклу «Крупеничка»)
-Ребята, а это что? Из чего она сделана?
(Из тряпочек)
- Такие куклы называются тряпичные. Их шили из остатков материи, из которой шили одежду или из старых маминых платьев или рубах отца. Каждая кукла имела своё значение.
Посмотрите внутри у неё мешочек
Я вам приготовила по такому же мешочку, давайте пройдём к столу и возьмём их в руки.
Давайте на ощупь попробуем догадаться, что там внутри мешочка?
- А теперь откройте мешочек. Что там внутри?
- Осенью, когда собирали урожай, делали такую куклу и наполняли её собранным зерном. Всю зиму кукла хранилась в доме, обычно в красном углу. Если год был не урожайным, голодным из Крупенички брали немного зерна и варили кашу. Поэтому если Крупеничка была «худенькая» - это значит, что в семье бедствуют. А если полненькая, как эта (показ куклы), значит живут сытно. Ребята, что внутри этой куклы?
- Значит как можно её назвать?
-_Крупеничка или Зерновушка.
-Понравилась вам эта кукла?
-Будем смотреть дальше?
Тогда давайте пройдём и сядем на места.
(Достаю куклу Травницу)
-Ребята, посмотрите у этой куколки вместо юбочки мешочек. Посмотрите, что в нём?(Раздаю всем по мешочку)
-Правильно травка
-Давайте понюхаем и определим, что это за травка
+Мята
- Для чего нужна мята?
- Мятой заваривают чай, лечат простуду и это очень вкусно. Подумайте, если в кукле есть травка, значит как её называют?
-Травница
- Посмотрим ещё? (достаю куклу Утешницу) Ребята, что интересного вы видите у этой куклы?
-Да у этой куклы в руках конфеты
-Эту куклу прятали от детей и доставали только тогда, когда ребёнок сильно плакал. А зачем, как вы думаете?
-Чтобы успокоить.
Увидев яркую куклу, ребёнок забывал про свои горести. Он играл ею и ел конфеты. Так для чего нужна эта кукла?
- Правильно, чтобы успокаивать, а раньше говорили утешать. Как можно назвать эту куклу?
-Утешница
Что – то мы засиделись с вами. Ну, ребятушки, заводи народную – хороводную.
Физкультминутка
Хоровод «Во поле берёзка стояла»
-Отдохнули?
А я знаю народную мудрость:
- Играй, играй, да дело знай.
А вы знаете пословицы о труде и отдыхе?
-Играть не устать – не ушло бы дело.
-Играй, да не заигрывайся.
-Песню играть не поле пахать.
-Делу время – потехе час.
-Ребята, я вас приглашаю обратно в избу, и заглянуть ещё в наш сундучок.
(Достаю куклу Пеленашку)
-Посмотрите, на кого похожа эта кукла?
(выслушиваю ответы детей)
-Да, на ребёночка. Что на ней одето?
-Правильно пелёнки
-Эту куклу пеленали. Как она называлась, как вы думаете?
-Она называлась Пеленашка, а вы хотели бы научиться делать такую куклу?
Продуктивная деятельность
Тогда я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
Особенности этих кукол в том, что при их изготовлении не использовали не ножницы, не иголку.
Нам для работы потребуется:
-скрутка из ваты
-квадрат из белой ткани
- квадрат из цветной ткани
-треугольник из цветной ткани
-две нити красного цвета
-одна ленточка
Давайте внимательно посмотрим, как мы будем делать куклу
Показ порядка выполнения работы воспитателем
1)Делаем скрутку
2)Перевязываем красной ниткой посередине скатки, узел спереди – это пуповина младенца
3)Выделяем голову Пеленашке на высоте 1/3 скрутки перевязываем ниткой
4)На голову повязываем платок (прямоугольный треугольник с катетом 10см)
5)Младенца плотно заворачиваем в пелёнку (10*7) и перевязываем ленточкой.
Всем понятно?
Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика
Вдаль по бережку лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
Вот и кончилась игра
Делать куклу нам пора.
Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестрёнка будет улыбаться, играя с куклой и всё у нас получиться
Самостоятельная работа
-А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Ребята, а что хочется с этими куколками сделать?
-Давайте уложим их спать и споём колыбельную песенку.
Итог НОД
-Куколки наши уснули, пусть поспят. А вы мне скажите, не утаите, понравилось вам в гостях?
-А, что вам понравилось больше всего?
-О каких куклах вы сегодня узнали?
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Спасибо за работу вашу, за старание.
В народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело»
Сюрпризный момент
У меня для вас есть гостинцы. Но прежде скажите, какое сейчас время года?
-Правильно весна
-Но посмотрите на улице похоже по погоде, что наступила весна?
-А, знаете ли вы, что чтобы весна быстрей пришла, её нужно зазывать. А как зазывают весну?
-Закличками
-Давайте и мы покличем весну
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
-Есть у русского народа, ребята, ещё одна традиция встречи весны. В старину люди верили, что весну на своих крыльях приносят птицы. Хозяйки пекли печенье в виде птиц, угощали им соседей, а затем развешивали это печенье на деревьях. Как вы думаете, зачем?
(выслушать предположения детей)
- Это угощение для птиц, чтобы они быстрее прилетели и весну на крыльях принесли.
-А какие птицы к нам должны прилететь?
-По народным поверьям, какая птица приносит весну?
-Правильно жаворонки
-Посмотрите, каких жаворонков я вам напекла. Давайте возьмём по одному жаворонку и пойдём с закличками встречать весну и зазывать жаворонков.
Жаворонки – жавороночки!
Перепёлки – перепёлочки!
Принесите к нам,
Весну тёплую,
Лето плодородное,
Весну с дождём,
Лето с травами,
Весну с солнышком,
Лето с зёрнышком.
-Мы сегодня, когда пойдём на прогулку, развешаем наше печенье на деревьях и будем ждать, когда птицы к нам прилетят. А вечером сами попьём чай с оставшимся печеньем.
Дети стоят кругом и рассматривают одежду друг друга
Ответы детей
Подходим к уголку русской избы и садятся на скамейки
Ответы детей
Дети отгадывают загадки
Ответы детей
Ответы детей
Проходят к столу берут мешочки и пытаются на ощупь определить, что там лежит (разминка для пальцев, затем высыпают содержимое мешочков на поднос
Предположения детей
Возвращаются на скамейки
Ответы детей
Дети нюхают мешочки (дыхательная гимнастика, аромотерапия) и высказывают свои предположения
Ответы детей
Предположения детей
Дети выходят на середину зала и исполняют танец «Во поле берёза стояла»
Называют пословицы
Дети проходят в «избу» и садятся на скамейки
Ответы детей
Проходят и садятся за столы
Дети глазами проверяют перечень предметов
Следят за работой воспитателя
Ответы детей
Делают пальчиковую гимнастику
дети под русскую народную музыку выполняют работу
ответы детей
дети качаю кукол в люльке и поют песенку «Баю – баюшки – баю»
Ответы детей
Ответы детей
Дети произносят заклички
Предположения детей
Ответы детей
Дети берут печенье-жаворонков и поют закличку