Марина Викторовна Трухина
Конспект НОД «Где зимуют лягушки…» для детей подготовительной группы
Автор конспекта Трухина М. В. воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 2 г. Артем
Цель: Углубление, закрепление знания о земноводных.
Задачи:
1. Ознакомление с миром природы. Формировать знания о жизненных циклах лягушки, особенностях дыхания в зимний период, проявлениях потребностей посредством голоса. Обучать правилам поведения в природе. Воспитание гуманизма.
Публикация «Конспект НОД „Где зимуют лягушки…“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
2. Закреплять умение отвечать на вопрос предложением, делать анализ слова – делить его на составляющие. Упражнять в звукоподражании, звукопроизношении.
3. Закреплять умение рисовать простым карандашом, закрашивать цветными. Развивать глазомер, координацию на листе бумаги.
4. Передавать ритм движений, соотносить движения с текстом, развитие мускулатуры пальцев.
Предполагаемый результат: Знать, называть, показывать земноводных. Составлять рассказ об этапах роста, особенностях поведения лягушки. Подражать голосом, образно передавать движения лягушек. Создавать образ лягушки в рисунке.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением земноводных. Выявление внешних признаков, среды обитания. Прослушивание аудиозаписи «Голоса лягушек», просмотр видеофильма «Лягушки в природе».
Словарная работа: Земноводное, головастик, плюхнуться, лягушонок.
Оборудование для педагога: Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка», игрушка «Лягушка», плакат-схема «Развитие лягушки» (превращение из головастика в лягушку, карточка-схема «Земля – вода», аудиозапись «Песни лягушек», плакат «Насекомые», видеозапись «Водоем – болото, пруд».
Оборудование для детей: Карандаши (простой, цветные, бумага. Карточки-картинки «Птицы» (в том числе, обитающие в водоемах).
Ход занятия:
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Ребята! Мы с вами ходили на экскурсию в парк, гуляли на берегу моря, даже были в пустыне. А сегодня мы совершим небольшое путешествие к пруду и болотцу (показ видео). Остановимся и послушаем, что происходит вокруг. Слышите? Как же тут много разных голосов. А теперь ребята, отгадайте загадку:
«Не зверь и не птица, всего боится.
Половит мух – и в воду плюх!»
Как вы думаете, кто же это? Далее слушаем ответы детей. Ребята, ну вы правильно ответили, это лягушка. А что же именно навело вас на мысль о лягушке? Почему вы так подумали? А теперь давайте ребята узнаем, как же живут лягушки в природе.
Использование видеоматериала «Водоем – болото, пруд»
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Рассказ воспитателя для аудитории детей о среде обитания лягушек: о том, что лягушки живут в прудах, болотах, озерах. О том, что осенью они готовятся к зимней спячке. Зимой спят в водоемах, в трухлявых пнях.
После рассказа, задаем вопрос: Так что же делают лягушки зимой? Правильно, спят! А когда мы спим, мы дышим? Кто знает, чем мы дышим? Правильно – Воздухом. Давайте сделаем вдох носом и выдохнем. Держим руку на груди и чувствуем вдох. Лягушки дышат также, но только в теплое время года. Зимой (в спячке) они дышат кожей. Это помогает им пережить холодный период. Весной они просыпаются, начинают кормиться.
Ребята, а чем питаются лягушки? Как вы думаете? Насекомыми. Давайте посмотрим на плакате, какими насекомыми питаются лягушки.
Просмотр плаката «Насекомые»
Как только лягушки наберут вес, начинают готовиться к свадьбе (поиску партнера, друга).
А еще, что нам известно про лягушек? Лягушки умеют петь. Петь лягушки начинают после первой грозы. Народная поговорка гласит «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы это понимаете? «Развязать» язык – значит много говорить или как лягушки – много петь. Как называется лягушачье пение? (Кваканье). Давайте споем лягушачью песню.
Прослушивание аудиозаписи
Физминутка «Две лягушки»
Лягушки не сидят на месте, они много прыгают и плавают. Давайте и мы тоже этим займемся. А чтобы нам было веселее это делать, послушаем стишок:
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки
Прыг – скок, прыг – скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись,
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзья – физкультпривет!
Ну вот когда наступила весна и вся природа наполняется радостью и новой жизнью, у лягушек тоже наступает новый период в жизни. Весной лягушки откладывают икринки, из которых появляются головастики, которые вырастают во взрослых лягушек.
Используется для изучения плакат «Жизненные циклы лягушки»
Ребята, а вы знали о том, что лягушки приносят еще и пользу?
Слушаем ответы детей.
Поедая насекомых, лягушки регулируют их количество в природе. Это полезно для людей. Но иногда люди по незнанию, обижают лягушек. Некоторые люди думают, что лягушки приносят вред, их опасно трогать. Что вы об этом думаете? Лягушки не могут быть вредными. Ведь они поедают только насекомых. Людям не надо вредить лягушкам, они такие безобидные. Все в природе взаимосвязано, каждое живое существо – часть природы. На лягушек охотятся грызуны, хищные птицы.
Покажите (выберите) птиц – обитающих в водоемах.
Работа с карточками «Птицы».
Лягушка – это земноводное животное. Из каких слов состоит слово «земноводное». «Земля» и «вода». Обоснование: лягушки живут и на земле и в воде, без воды они не смогут выжить.
Показ карточки-схемы «Земля – вода»
Чтение рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок». В природе лягушек поджидает много неожиданностей, об этом мы узнаем из рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».
Далее чтение. После прочтения задаем детям вопрос: А вы бы поступили так, как герои этого рассказа?
В настоящее время в некоторых странах лягушек стало очень мало. Это напоминание людям, что лягушек надо охранять!
Физминутка «Лягушата прыгают»
Про лягушку придуманы загадки, поговорки и даже сказки. Дети назовите сказку про лягушку, которую вы знаете? Слушаем ответы.
А теперь отгадайте загадку:
Летит стрела к одной лягушке,
Пронзит сердечко у квакушки,
Лягушка эта не простая,
На ней корона золотая!
(Царевна-лягушка, героиня сказки).
Вы правильно угадали, ну ответьте мне тогда на вопросы:
- Чью стрелу подняла лягушка?
- Кто скрывался под лягушачьей кожей?
- Кого пришлось победить Ивану-царевичу?
Рисование «Царевна-лягушка»
Лягушка оказалась очень умной и давайте мы ее нарисуем.
Подготовка: пальчиковая гимнастика
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят!
Установка: сначала рисуем простым карандашом, затем раскрашиваем цветными
Использование иллюстрация «Царевна-лягушка»
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Ребята, ну вот и закончилось наше маленькое путешествие к пруду и знакомство с лягушками. А теперь я хотела бы вам задать несколько вопросов и узнать, чем же вам запомнились лягушки.
Вопросы:
- Лягушки – это какие животные?
- Как они дышат зимой?
- Где обитают лягушки?
- Какую пользу в природе приносят лягушки?
Спасибо за внимание!