Наталья Исаева
Конспект НОД «Мордовские посиделки» работа над образовательным проектом «Развитие речи детей с ОНР посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности
(1 год обучения) для детей с ОНР
Образовательная область : «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Мордовские посиделки»
Публикация «Конспект НОД „Мордовские посиделки“ работа над образовательным проектом „Развитие речи детей с ОНР посредством фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Посиделки
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Проекты, планы
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Цель: формирование у детей познавательного интереса к мордовской культуре, через ознакомление с предметами быта мордовского народа, устное народное творчество.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
Расширять знания детей о традициях и обычаях мордовского народа. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Учить пересказу сказки «Как собака друга искала».
Коррекционно - развивающие :
Совершенствовать интонационную выразительность речи, эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей. Развивать любознательность, мышление, внимание.
Коррекционно- воспитательные:
Воспитывать интерес в духе любви и уважения к своему народу: его языку, традициям, культуре. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Словарная работа :
Ввести в словарь детей слово ФОЛЬКЛОР
Предварительная работа :
Чтение сказок, легенд, рассказов о мордовском народе; знакомство с мордовскими национальными костюмами; рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «Мы – мордва», «Здравствуй, Мордовия», «Древняя мордва», рассматривание картин «Предметы старины мордовского народа», беседа «Наша малая Родина»; занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.
Методы и приемы:
Словесные, наглядные, игровые, пересказ литературного произведения, сюрпризный момент.
Демонстрационный материал: фото из пособия «Моя Мордовия», старинная утварь мордовского народа, кузовок, фланелеграф, картинки героев сказки (собака, заяц, мышь, волк, лягушка, медведь, уж, человек, шапочки- маски (собака, заяц, волк, медведь, человек) к сказке «Как собака друга искала».
Оборудование: музыкальный центр
Содержание организованной образовательной деятельности :
I.Организационный момент
Учитель- логопед: Ребята, в какой республике мы с вами живём?
( Дети: Мы живем в Мордовии).
Учитель- логопед: С древних времен в Мордовии живет мордовский народ. Мордва жили дружно, большими семьями, почитали старших и любили детей. Давным – давно, у наших предков не было телевизоров и телефонов, развлечения их были другими. Они собирались в избах пели, разучивали народные танцы, рассказывали пословицы, поговорки, сказки, легенды, былины, загадки. Так отдыхали. Как называется искусство, которое совмещает в себе музыку, обряды, традиции, рассказывание сказок, легенд, былин?
( Дети: Это искусство называется «фольклор»).
Учитель- логопед: Правильно. Главным в фольклоре является слово. Через пословицы, поговорки, сказки народ отражал свою трудовую деятельность, бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.
II. Работа с пословицами
Учитель – логопед: Ребята, давайте вспомним пословицы мордовского народа.
Дети: Кто молчит, тот больше слышит.
Учитель – логопед: Как вы её понимаете? ( Дети: Кто все время говорит, других не слышит. А кто молчит, тот больше услышит).
Дети: Нет такого дружка, как родная матушка.
Учитель – логопед: Как вы её понимаете? ( Дети: Мама самый лучший друг для любого человека).
III.Основная часть
Учитель- логопед: Ребята, а сейчас мы отправимся в мордовскую избу, чтобы познакомится с бытом мордовского народа. Вы хотите пойти со мной?
Звучит мордовская мелодия. Дети заходят в мордовскую «избу», здороваются.
Хозяюшка приветствует гостей.
Хозяюшка: Шумбрачи, вечкевикс ялгат! (Здравствуйте, дорогие гости)
Хорошему гостю хозяин рад!
Учитель- логопед: Давайте и мы ответим хозяюшке мордовскими поговорками
Дети: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Много гостей, много новостей.
Хозяюшка: Проходите, гости дорогие.
Дети садятся на лавки.
Л. Ребята, посмотрите, какой кузовок нам приготовила хозяйка. Давайте в него заглянем. Кто это?
Дети называют по картинкам (Собака, заяц, мышь, волк, лягушка, медведь, уж, человек).
Учитель- логопед: Из какой сказки эти герои? ( Дети: Из сказки «Как собака друга искала»)
Учитель- логопед: Давайте вспомним эту мордовскую народную сказку и расскажем её хозяюшке.
Учитель- логопед раздает шапочки- маски и распределяет роли.
Учитель- логопед: Возьмите шапочки. Саша будет кем? (собакой, Влада кем? (зайцем) Арсений кем? (волком) Максим кем? (медведем) Клим кем? (человеком)
Учитель- логопед с детьми рассказывают сказку по ролям.
Дети снимают шапочки- маски и садятся на свои места.
Учитель- логопед: Молодцы! А какие еще мордовские сказки вы знаете?
(Ведява, Вирява, Варна, Дуболго Пичай, Звериное молоко, Пугливая мышь, Мышь и сорока).
IV.Физминутка
Хозяюшка: Ребята, я приглашаю вас поиграть в народную игру «Веснянка».
Дети выполняют движения по тексту вместе с педагогами стоя в кругу.
Солнышко, солнышко, золотое донышко. (пальцы врозь, «кружок ладонями»)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло. («огонь» пальцами)
Побежал в саду ручей, прилетело сто грачей. (волнообразные движения руками)
А сугробы тают, тают, а цветочки вырастают. (приседают, встают и «цветок» руками показывают)
Дети садятся на свои места.
V. Работа с загадками
Учитель- логопед: Хозяюшка, а наши ребята знают не только мордовские сказки и пословицы, но и загадки. Хочешь их послушать?
Дети: Не лает, не кусает, а в дом никого не пускает. (Замок).
Что на воду упадет, следа не оставит? (Тень).
Хозяюшка: Я тоже загадаю вам загадку? Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце (Блин).
Хозяйка: Мордовский народ всегда был хлебосольным и щедрым. Мордва любили гостей и часто угощали их блинами. Вот и я приготовила для вас-моих гостей вкусные блины. Угощайтесь!
Итог
Учитель- логопед: Что мы сегодня вспоминали? ( Дети: мордовские сказки, пословицы, загадки)
Учитель- логопед: Одним словом, все это как называется? ( Дети: мордовский фольклор).