Татьяна Метелица
Конспект НОД «Ловим электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Тема: «Ловим электричество»
Возрастная группа детей: Старшая группа.
Цель: расширить и обогатить знания детей об окружающем мире (предметах быта)
Образовательные задачи по основной образовательной области:
Познавательное развитие детей.
причиной возникновения и проявления статистического электричества и возможностью снятия его с предметов,
уточнить и расширить представления детей о том, где «живёт» опасное электричество и как оно помогает человеку,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности,
развивать стремление к поисково - познавательной деятельности, способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами,
развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать познавательную активность и коммуникативные навыки;
- воспитывать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками;
- содействовать сплочению коллектива и установлению благоприятного микроклимата в группе,
Речевое развитие:
- учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развивать речевое творчество;
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать эстетическое отношение к окружающему миру;
- развивать способности к созданию задуманного продукта, используя имеющиеся знания и отработанные ранее навыки;
- формировать песенные навыки.
- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
- формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла, быстроту и ловкость в игровых ситуациях.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:
Перечень видов детской деятельности:
Игровая ( игры: дидактические, музыкальные, подвижные).
коммуникативная (Рассматривание и обсуждение предметных картинок)
познавательно — исследовательская,
музыкально – художественная (совместное пение,
продуктивная,
восприятие художественной литературы.
Планируемый результат: выражает положительные эмоции (удивление, восхищение, умеет поддерживать беседу об электричестве, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения, проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, активно участвует в подвижной игре.
Перечень оборудования и используемых материалов:
1. Материалы: игрушка с батарейкой (робот, карточки к игре «Найди пару» (ковёр — пылесос, швейная машинка- разорванная одежда, стиральная машина- грязная одежда, торт- миксер, колбаса- холодильник, волосы- фен, солнце- вентилятор, оборудования для опытов:
Опыт 1- воздушные шарики по количеству детей.
Опыт 2 - расчёски по количеству детей, полоски бумаги.
Опыт 3 - шерстяной платок, шёлковый фартук, пластмассовые шарики, линейки, пёрышки, пенопласт.
Опыт 4 - на подставке оргстекло, под которым лежат разноцветные шарики из пенопласта, шерстяная варежка.
Опыт 5 - два воздушных шарика на длинных нитках, ёмкость с водой.
Опыт 6 - бутылочки с водой (брызгалки, можно лейки.
Перечень методической литературы:
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью, старшая и подготовительная группа- М., 2005.
2. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения (для занятий с детьми 3- 7 лет). М. : Мозаика- Синтез, 2014.
3. Иванова А. И. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М., 2007.
4. Коломыченко С. С., Узянова И. М. Здоровье. Опыт освоения образовательной области (старшая группа). Волгоград, : «Учитель», 2014.
5. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Текст», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
Перечень художественной литературы.
1. Книга для чтения в детском саду и дома, 5- 7 лет., М. : Оникс.
Ход занятия:
1 часть «Мотивационно- побудительная».
Педагог: Ребята, в гости к вам пришёл Робот. Хотите с ним поиграть? Но что такое? Он почему- то не двигается. (дети осматривают Робота).Как вы думаете, почему?
Вы правы, нет батарейки. Давайте попробуем поставить её. (Минус к минусу, плюс к плюсу.) Ура! Игрушка заработала! Почему? Что за сила скрывается в батарейках? (Даёт возможность детям подумать, если никто не отвечает, объясняет.)
Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток и привёл игрушку в действие, заставил её двигаться.
2. часть «Основная»
Педагог: Ребята, а у нас в группе есть электричество?
Правильно: в группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки, с помощью электричества работают электроприборы, которые помогают человеку. Посмотрите, ребята, перед вами лежат карточки, на которых изображены электроприборы
Дидактическая игра: «Найди пару».
После того, как дети справились с заданием, педагог беседует с детьми.
Молодцы! Я с вами согласна! Электроприборы- наши лучшие помощники, без них человеку было бы очень трудно. Но электричество, при помощи которого работают электроприборы- опасно для жизни.
Дети читают стихи об осторожном обращении с электричеством.
Педагог: При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.
А есть, ребята, электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живёт повсюду само по себе. И если его поймать, то с ним можно даже поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить доброе электричество. Мы с вами отправимся в эту страну на «самолёте.» Нам нужно всем вместе поместится в нём.
Динамическая пауза «Самолёт.»
Педагог: Вот мы и очутились в стране «Волшебных предметов». Посмотрите, на стене висит шарик, на полу шарики. Давайте повесим их на стену. Почему этот шарик висит, а все остальные падают? (даёт время детям подумать и выслушивает ответы детей).
А хотите сделать волшебными все остальные шарики? Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. (Дети берут шарики, натирают их о свои волосы и прилепляют к стене.» Все шарики весят! Все стали волшебными!
Вывод: в наших волосах живёт электричество. Мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
Педагог: А когда ещё можно увидеть электричество в волосах? (педагог даёт время детям подумать).
А когда причёсываемся, что происходит с волосами? (дети думают и рассуждают). Педагог подводит общую черту, что они (волосы) электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны. Это ещё раз доказывает, что в волосах «живёт» электричество.
А давайте, ребята, попробуем другие предметы сделать волшебными. Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (дети выполняют). Поднесите расчёску к бумаге. С бумагой что то происходит? (дети наблюдают и отвечают).
Педагог: Как заставить бумагу притянуться к расчёске? (дети отвечают). А теперь ловите электричество. Почему притянулись кусочки бумаги? Какой стала расчёска? Мы поймали электричество в волосах!
Тихое электричество, доброе электричество живёт не только в волосах. Возьмите пластмассовые шарики, линеечки, прикоснитесь к пёрышкам. Что происходит? (дети смотрят и отвечают).
А теперь надо сделайте эти предметы волшебными. Потрите эти предметы об одежду, прикоснитесь шариками к пенопласту, а линейками к пёрышкам. Что вы видите? Какими стали предметы?
Вывод: «доброе» электричество живёт не только в волосах, но и в одежде.
Усвоение песенных навыков: «Неприятность эту мы переживём», (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта).
Педагог: Я попробую стать добрым волшебником и покажу вам фокус интересный. (Приглашает детей сесть вокруг стола). Что лежит под стеклом? (ответы детей). Как заставить шарики двигаться, прыгать? Чем удобно натереть? У меня есть обычная варежка. (натирает). Шарики зашевелились, запрыгали - стекло стало волшебным.
Вывод: когда натёрли стекло варежкой, оно стало электрическим, шарики притянулись к стеклу.
Педагог:Вам понравилось? Вот как можно играть с «добрым» электричеством.
А ещё в стране «Волшебных предметов» живут два друга. Они всё время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке). Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (ответы детей).
Педагог: Они одинаковые, оба электрические (наэлектризованные, поэтому не хотят дружить.
А давайте их помирим? Надо с одного шарика «снять» электричество. Намочите один шарик. Что теперь произошло?
Вывод: когда шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой, и они притянутся друг к другу.
Педагог:Нам пора прощаться со страной «Волшебных предметов». Давайте на память о «волшебной стране» возьмём воздушные шарики,которые висят на стене, Но их можно снять только тогда, когда они опять станут обыкновенными, не электрическими. Как снять электричество с шариков? (ответы детей).
Дети брызгают на шарики воду, берут шарики и закрывают глаза.
Педагог: Эти шарики помогут нам «вернутся» в детский сад.
Звучит «космическая» музыка, дети возвращаются в детский сад.
3 часть «Рефлексивная».
Педагог: Чему, ребята,вы научились сегодня?
Что происходит с предметами?
А как мы делаем эти предметы волшебными?
Вам понравилось играть с электричеством?
Приложения.
1. Дидактическая игра «Найди пару».
Нужно к каждому электроприбору, изображённому на карточках, подобрать предмет или действие, в котором он помогает человеку. Дети находят пару, объясняют, почему они взяли именно эту пару.
Холодильник — колбаса,
Пылесос- ковёр,
Швейная машинка- разорванная одежда,
Миксер- торт,
Фен- волосы,
Вентилятор- солнце.
2. Стихи об осторожном обращении с электричеством.
Ты,малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать!
Сунешь гвоздик ненароком-
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой-
Ток в розетке очень злой!
(Г. Шалаева, О. Журавлёва.)
Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать
Тогда, когда руки мокры от воды.
Такая халатность- шаг до беды!
Руки ты вытри получше, дружок,
Потом выключай самовар, утюжок.
Шутить с электричеством очень опасно!
Зачем же тебе рисковать понапрасну?
(Г. Шалаева.)
3. Динамическая пауза «Самолёт.»
Дети размещаются в любом порядке в кругу. Это «самолёты в ангарах». Каждый должен помнить свой «ангар»- своё место. По сигналу самолёты «вылетают в учебный полёт» и двигаются в любом направлении. При встрече с другим самолётом надо «планировать» : наклонять туловище вправо, влево, вперёд с вытянутыми в стороны руками, что бы не «сломать крылья». По следующему сигналу все самолёты летят в свои «ангары». Игра повторяется 2 раза.
4. песенка- (поют дети) : «Неприятность эту мы переживём.», муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта.
Я иду и пою обо всём хорошем
И улыбку свою я дарю прохожим.
Если в сердце чужом не найду ответа,
Неприятность эту мы переживём,
Между прочим, это мы переживём!
В небесах высоко ярко солнце светит
До чего ж хорошо жить на белом свете,
Если вдруг грянет гром в середине лета,
Неприятность эту мы переживём,
Между прочим, это мы переживём!
Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа,
Но известно давно- нет плохой погоды.
Всё желтеет кругом, и уходит лето,
Неприятность эту мы переживём,
Между прочим, это мы переживём!
Дидактическая игра «Найди пару» (карточки).