Лучший педагог года

Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Занятие «Свойства воздуха»

Юлия Соловьева
Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Занятие «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 155

«Центр развития ребенка – детский сад»

Развитие представлений об окружающем мире и о себе

Занятие «Свойства воздуха»

Занятие подготовила и провела:

воспитатель

Соловьева Юлия Александровна

Кемерово 2015

Задачи:

1. Развивать и закреплять представления детей о свойствах воздуха.

2. Освоение действий экспериментирования.

Публикация «Развитие представлений об окружающем мире и о себе, Занятие „Свойства воздуха“» размещена в разделах

3. Развитие познавательной активности, интереса и мотивации к познанию.

Материалы к занятию :

- спринцовка – 8 штук;

- мыльные пузыри, песок, вода;

- плоские тарелки – 8 штук;

- глубокие тарелки – 8 штук;

- вертушка – 8 штук;

- воздушные шарики – 8 штук;

- фен, пылесос, разрезная картинка «цирк», клеёнка.

Ход занятия.

- Здравствуйте, девочки и мальчики.

Приглашаю вас сходить со мной в цирк, но для этого нужны билеты.

(Раздаю картинки по количеству детей)

- Положите свои билетики на ковре и посмотрите, что получится.

- Клоун жонглирует воздушными шарами.

- Чем заполнен шарик?

- Воздухом.

- Где вы видели воздух?

(Ответы детей)

- Как узнать, что он внутри нас?

(Ответы детей)

- Думаю, настал момент это проверить.

(На столе лежат 8 вертушек)

- Возьмите вертушки. Подуйте на них сначала тихо, а затем сильнее.

- Когда вертушка вращалась быстрее?

- Когда мы дули на неё сильнее.

- А теперь надуйте воздушный шарик?

(Шарик надуваем, но не завязываем, один отпускаем)

- Почему шарик улетел?

- Потому что мы его не завязали, а воздух из него вышел.

- Молодцы. Как называется этот электрический прибор.

- Пылесос.

- Подставьте свою руку к щётке. Что вы ощущаете?

- Её засасывает.

(Подходят к корпусу пылесоса)

- Отсюда дует холодный воздух.

- Кто дует сильнее (имя) или пылесос?

- Каким же может быть воздух?

- Сильным, холодным.

(Показываю фен)

- Что это?

- Фен. Он сушит волосы.

- Какой воздух дует из фена?

- Горячий.

- С этими заданиями вы справились.

(Подходим к столу)

- Что вы видите в тарелочках?

- Вода и песок.

- Это медицинская груша.

- Возьмите «грушу» и, держа её над песком, нажмите. Что вы заметили?

- Частички песка разлетаются по сторонам и образуют воронку.

- Почему так происходит?

- В медицинской груше есть воздух.

- Держим «грушу» над водой и нажимаем на неё.

- Что вы видите?

-На воде расходятся круги.

- Откуда они?

- Воздух, который выходит из груши, разгоняет воду.

- Правильно. Опустите наконечник «груши» в воду и нажмите.

- На воде появляются пузыри.

- Это и есть воздух.

- Мы с вами побывали в цирке, научились самостоятельно выполнять фокусы.

Давайте повторим, каким может быть воздух?

- Сильный, лёгкий, холодный, горячий, невидимый.

- Спасибо за вашу хорошую работу на занятии.

А теперь сюрприз. Возьмите в руки стаканчики и соломинки и подуйте (дети дуют в соломинки, образуя в стаканчиках с водой пузырьки).

Занятие заканчивается пусканием мыльных пузырей.

Самоанализ занятия

Основная идея проведения данного развивающего занятия – создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности детей 4-5 лет. Данный вид познавательной деятельности выделен нами на основе существующего в психологической науке деления деятельности на продуктивную и непродуктивную. Поисково-исследовательская познавательная деятельность представляет собой продуктивный вид человеческой деятельность, целью которой является процесс познания.

Мы выделяем особую роль поисково-исследовательской деятельности для развития умственных способностей детей 4-5 лет, поскольку в данном виде познавательной деятельности взаимосвязаны мыслительные и практические действия. В процессе организации деятельности данного типа у детей среднего дошкольного возраста развиваются следующие виды умственных способностей:

во-первых, способность целенаправленно рассматривать, исследовать предметы, анализировать их: расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей в целом;

во-вторых, способность сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное;

в-третьих, способность к обобщению и умозаключениям;

в-четвертых, способность к решению познавательных задач.

Построенное на основании изложенных теоретических положений занятие было нацелено на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. Таким образом, в развивающих занятиях данного типа выдерживается как бы двойная логика развития : с одной стороны, это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели, по вполне определенной, отработанной в многочисленных исследованиях последовательности; с другой - это овладение «языком» каждой детской деятельности: игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и др.

Естественно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает, «сотворяет» вместе со взрослым. Поэтому в процессе занятия мною была организована деятельность детей, в процессе которой был передан детям опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.

Занятие ориентировано именно на дошкольные формы образовательной работы с детьми в сочетании со специфически дошкольным ее содержанием. В основу подобной ориентации легло положение А. В. Запорожца об ампли-фикации, т. е. обогащении детского развития. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (подготовка к возможно более раннему переходу к школьным программам и т. д., а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. Ребенок не переходит к решению школьных задач, а решает все более широкий круг задач, которые, прежде всего, встают перед ребенком в дошкольных видах деятельности. Взрослый помогает ребенку найти культурные способы решения подобных проблем.

В дошкольной педагогике особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведущая деятельность в этом возрасте. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста. Поэтому в занятие включены и элементы игры (путешествие в цирк, превращения воспитателя в волшебника-фокусника и д. т.).

Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение, то есть обобщение своего собственного чувственного опыта. Поэтому основное в образовании дошкольника - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного заместителя, модели. Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации - это наблюдение и экспериментирование (дети в процессе занятия ищут воздух в знакомых вещах, которые окружают их повсюду). Задача педагога на занятии - создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом, Только затем (на последующих занятиях) взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для данного понятия (в данном случае – воздуха).

Что касается методов обучения, использованных в процессе занятия, то были использованы:

- Словесные методы (рассказ, объяснение, элементы беседы)

- Наглядные методы (наблюдение, демонстрация)

- Практические методы (практическая деятельность в процессе эксперимента).

Выбор методов был обусловлен логикой изложения учебного материала и задачами занятия, а также индивидуальными особенностями детей данной подгруппы.

Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества, на наш взгляд, определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания в процессе организации занятия, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности.

Немаловажно, на наш взгляд, и сотрудничество детей друг с другом в процессе занятия. Сотрудничество детей друг с другом было выражено в умении умение распределять атрибуты для экспериментирования, договориться друг с другом, соблюдать элементарные правила по отношению друг к другу т. д.

Трудности, возникшие при подготовке и проведении занятия :

1. Технические трудности, возникшие в результате неточностей в подборе или изготовлении материалов для занятий.

2. Трудности хода проведения занятия (неточности в инструкциях, даваемых детям; избыточность специальных терминов в разговоре с детьми; перегрузка детей информацией).

Сводная карточка анализа вопросов, задаваемых воспитателем на занятии по развитию мыслительной деятельности детей

(по результатам анализа занятия педагогами МДОУ № 155: О. Ф. Григорьевой, Т. П. Трубачевой, Я. А. Абрамовой)

Критерии анализа вопросов воспитателя Уровни оценок

высокий средний низкий

1. Содержат ли вопросы конкретную и понятную

мысль, выраженную в

краткой и четкой форме?

+

2. Активизируют ли восприятие ребенка, способствуя лучшему усвоению нового материала и связыванию его с имеющимся личным опытом?

+

3. Стимулируют ли развитие

сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его мысли?

+

4. Направляют ли внимание

ребенка на отыскивание и

называние в определенной

последовательности

сначала таких признаков

предмета или явления,

которые ребенок воспринимает непосредственно, а потом на восприятие и уяснение тех признаков и отношений объектов с окружающей средой, которые ребенок воспринимает опосредованно?

+

5. Направляют ли внимание

детей на сравнительный

анализ предметов и явлений?

+

6. Стимулируют ли образование доступных обобщений, усвоение навыков классификации?

+

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Хороши малыши» (вторая младшая группа) Тема: Хороши малыши. Раздел: Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Группа: Вторая младшая. Форма проведения: Путешествие.

Использование информационно-компьютерных технологий при формировании представлений об окружающем мире (из опыта работы) Развитие образования невозможно представить без широкого внедрения в образовательный процесс информационно-компьютерных технологий. Практика.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха» Цель: познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого. Задачи: -развивать познавательную активность в процессе.

Конспект НОД развитие представлений об окружающем мире и себя в подготовительной группе «Работа сердца» Образовательные: 1. Формировать представление детей о собственном теле, о назначении частей тела, понимания его красоты. 2. Познакомить.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Формирование у дошкольников представлений об опасных ситуациях в окружающем мире природы и способах поведения в них Консультация для педагогов Тема: Формирование представлений у дошкольников представлений об опасных для человека и окружающего мира природы,.

НОД по познавательному развитию «Моя семья»НОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель: - формировать представление о семье, родственных отношениях. - активизировать в речи слова: родители, брат, сестра, сильный, смелый,.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Свойства воздуха» МБ ДОУ Тагаевский детский сад Познавательное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе По теме: «Свойства.

Тема: «Свойства воздуха». Тема: «Свойства воздуха». Цель. Закрепление ранее пройденного материала. Показать значение воздуха в жизни человека. Использование свойств.

Занятие в старшей группе «Свойства воздуха» Занятие в старшей группе «Свойства воздуха». Программное содержание: познакомить детей со свойствами воздуха (не виден, не имеет запаха,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Занятие «Свойства воздуха»
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 10:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Занятие «Свойства воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД