Юлия Соловьева
Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Занятие «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 155
«Центр развития ребенка – детский сад»
Развитие представлений об окружающем мире и о себе
Занятие «Свойства воздуха»
Занятие подготовила и провела:
воспитатель
Соловьева Юлия Александровна
Кемерово 2015
Задачи:
1. Развивать и закреплять представления детей о свойствах воздуха.
2. Освоение действий экспериментирования.
Публикация «Развитие представлений об окружающем мире и о себе, Занятие „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
3. Развитие познавательной активности, интереса и мотивации к познанию.
Материалы к занятию :
- спринцовка – 8 штук;
- мыльные пузыри, песок, вода;
- плоские тарелки – 8 штук;
- глубокие тарелки – 8 штук;
- вертушка – 8 штук;
- воздушные шарики – 8 штук;
- фен, пылесос, разрезная картинка «цирк», клеёнка.
Ход занятия.
- Здравствуйте, девочки и мальчики.
Приглашаю вас сходить со мной в цирк, но для этого нужны билеты.
(Раздаю картинки по количеству детей)
- Положите свои билетики на ковре и посмотрите, что получится.
- Клоун жонглирует воздушными шарами.
- Чем заполнен шарик?
- Воздухом.
- Где вы видели воздух?
(Ответы детей)
- Как узнать, что он внутри нас?
(Ответы детей)
- Думаю, настал момент это проверить.
(На столе лежат 8 вертушек)
- Возьмите вертушки. Подуйте на них сначала тихо, а затем сильнее.
- Когда вертушка вращалась быстрее?
- Когда мы дули на неё сильнее.
- А теперь надуйте воздушный шарик?
(Шарик надуваем, но не завязываем, один отпускаем)
- Почему шарик улетел?
- Потому что мы его не завязали, а воздух из него вышел.
- Молодцы. Как называется этот электрический прибор.
- Пылесос.
- Подставьте свою руку к щётке. Что вы ощущаете?
- Её засасывает.
(Подходят к корпусу пылесоса)
- Отсюда дует холодный воздух.
- Кто дует сильнее (имя) или пылесос?
- Каким же может быть воздух?
- Сильным, холодным.
(Показываю фен)
- Что это?
- Фен. Он сушит волосы.
- Какой воздух дует из фена?
- Горячий.
- С этими заданиями вы справились.
(Подходим к столу)
- Что вы видите в тарелочках?
- Вода и песок.
- Это медицинская груша.
- Возьмите «грушу» и, держа её над песком, нажмите. Что вы заметили?
- Частички песка разлетаются по сторонам и образуют воронку.
- Почему так происходит?
- В медицинской груше есть воздух.
- Держим «грушу» над водой и нажимаем на неё.
- Что вы видите?
-На воде расходятся круги.
- Откуда они?
- Воздух, который выходит из груши, разгоняет воду.
- Правильно. Опустите наконечник «груши» в воду и нажмите.
- На воде появляются пузыри.
- Это и есть воздух.
- Мы с вами побывали в цирке, научились самостоятельно выполнять фокусы.
Давайте повторим, каким может быть воздух?
- Сильный, лёгкий, холодный, горячий, невидимый.
- Спасибо за вашу хорошую работу на занятии.
А теперь сюрприз. Возьмите в руки стаканчики и соломинки и подуйте (дети дуют в соломинки, образуя в стаканчиках с водой пузырьки).
Занятие заканчивается пусканием мыльных пузырей.
Самоанализ занятия
Основная идея проведения данного развивающего занятия – создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности детей 4-5 лет. Данный вид познавательной деятельности выделен нами на основе существующего в психологической науке деления деятельности на продуктивную и непродуктивную. Поисково-исследовательская познавательная деятельность представляет собой продуктивный вид человеческой деятельность, целью которой является процесс познания.
Мы выделяем особую роль поисково-исследовательской деятельности для развития умственных способностей детей 4-5 лет, поскольку в данном виде познавательной деятельности взаимосвязаны мыслительные и практические действия. В процессе организации деятельности данного типа у детей среднего дошкольного возраста развиваются следующие виды умственных способностей:
во-первых, способность целенаправленно рассматривать, исследовать предметы, анализировать их: расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей в целом;
во-вторых, способность сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное;
в-третьих, способность к обобщению и умозаключениям;
в-четвертых, способность к решению познавательных задач.
Построенное на основании изложенных теоретических положений занятие было нацелено на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. Таким образом, в развивающих занятиях данного типа выдерживается как бы двойная логика развития : с одной стороны, это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели, по вполне определенной, отработанной в многочисленных исследованиях последовательности; с другой - это овладение «языком» каждой детской деятельности: игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и др.
Естественно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает, «сотворяет» вместе со взрослым. Поэтому в процессе занятия мною была организована деятельность детей, в процессе которой был передан детям опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.
Занятие ориентировано именно на дошкольные формы образовательной работы с детьми в сочетании со специфически дошкольным ее содержанием. В основу подобной ориентации легло положение А. В. Запорожца об ампли-фикации, т. е. обогащении детского развития. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (подготовка к возможно более раннему переходу к школьным программам и т. д., а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. Ребенок не переходит к решению школьных задач, а решает все более широкий круг задач, которые, прежде всего, встают перед ребенком в дошкольных видах деятельности. Взрослый помогает ребенку найти культурные способы решения подобных проблем.
В дошкольной педагогике особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведущая деятельность в этом возрасте. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста. Поэтому в занятие включены и элементы игры (путешествие в цирк, превращения воспитателя в волшебника-фокусника и д. т.).
Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение, то есть обобщение своего собственного чувственного опыта. Поэтому основное в образовании дошкольника - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного заместителя, модели. Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации - это наблюдение и экспериментирование (дети в процессе занятия ищут воздух в знакомых вещах, которые окружают их повсюду). Задача педагога на занятии - создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом, Только затем (на последующих занятиях) взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для данного понятия (в данном случае – воздуха).
Что касается методов обучения, использованных в процессе занятия, то были использованы:
- Словесные методы (рассказ, объяснение, элементы беседы)
- Наглядные методы (наблюдение, демонстрация)
- Практические методы (практическая деятельность в процессе эксперимента).
Выбор методов был обусловлен логикой изложения учебного материала и задачами занятия, а также индивидуальными особенностями детей данной подгруппы.
Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества, на наш взгляд, определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания в процессе организации занятия, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности.
Немаловажно, на наш взгляд, и сотрудничество детей друг с другом в процессе занятия. Сотрудничество детей друг с другом было выражено в умении умение распределять атрибуты для экспериментирования, договориться друг с другом, соблюдать элементарные правила по отношению друг к другу т. д.
Трудности, возникшие при подготовке и проведении занятия :
1. Технические трудности, возникшие в результате неточностей в подборе или изготовлении материалов для занятий.
2. Трудности хода проведения занятия (неточности в инструкциях, даваемых детям; избыточность специальных терминов в разговоре с детьми; перегрузка детей информацией).
Сводная карточка анализа вопросов, задаваемых воспитателем на занятии по развитию мыслительной деятельности детей
(по результатам анализа занятия педагогами МДОУ № 155: О. Ф. Григорьевой, Т. П. Трубачевой, Я. А. Абрамовой)
Критерии анализа вопросов воспитателя Уровни оценок
высокий средний низкий
1. Содержат ли вопросы конкретную и понятную
мысль, выраженную в
краткой и четкой форме?
+
2. Активизируют ли восприятие ребенка, способствуя лучшему усвоению нового материала и связыванию его с имеющимся личным опытом?
+
3. Стимулируют ли развитие
сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его мысли?
+
4. Направляют ли внимание
ребенка на отыскивание и
называние в определенной
последовательности
сначала таких признаков
предмета или явления,
которые ребенок воспринимает непосредственно, а потом на восприятие и уяснение тех признаков и отношений объектов с окружающей средой, которые ребенок воспринимает опосредованно?
+
5. Направляют ли внимание
детей на сравнительный
анализ предметов и явлений?
+
6. Стимулируют ли образование доступных обобщений, усвоение навыков классификации?
+