елена дербишева
Конспект мероприятия по знакомству с предметами быта коренных жителей Златоуста «В гости к бабушке Варваре» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мероприятия «В гости к бабушке Варваре» (для детей 4-5 лет)
Подготовила: Дербишева Е. С. – воспитатель 1 категории, г. Златоуст, МБДОУ детский сад №47.
Литература:
- Методическое пособие «Я –златоустовец. Дошкольное образование», авторы: Пономарева М. Н., Рыбкина Т. А., Ивакина Е. Ю., Раковская С. Б.
- Методическое пособие «Народная культура и традиции», автор-составитель В. Н. Косарева.
Публикация «Конспект мероприятия по знакомству с предметами быта коренных жителей Златоуста „В гости к бабушке Варваре“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Цель: Знакомство с предметами быта коренных жителей Златоуста.
Задачи:
Познавательное развитие:
- познакомить детей с особенностями русской печи;
-воспитывать с любовь и уважение к старинному быту;
-воспитывать ценностное отношение к собственному труду.
Речевое развитие:
-Пополнить словарный запас словами: изба, сруб, лавка, печь;
-Продолжать учить детей согласовывать речь с движениями.
Художественное творчество:
-Закрепить умение лепить предметы кольцеобразной формы.
Физическая культура:
-Продолжать развивать двигательную активность детей в малоподвижных играх.
Предварительная работа :
-Знакомство детей с русскими народными сказками, потешками, небылицами;
-Рассматривание иллюстраций с домами, печкой, с хлебобулочными изделиями.
Ход мероприятия
Воспитатель в русском народном костюме входит в группу.
Восп: Здравствуйте, ребятки! ( Дети: Здравствуйте!) Вот скажите мне, любите ли вы ходить в гости? К кому вы ходите? А к бабушкам и дедушкам?
А я хочу вас пригласить к моей знакомой бабушке Варваре. Она живет в своем деревянном доме и очень любит, когда к ней приходят гости. Согласны? Тогда давайте собираться в дорогу. Сейчас на улице холодно, сыро, поэтому надо тепло одеться.
Игра «Собираемся на прогулку»
С помощью имитации:
-надеваем штаны (легкое поглаживание колен);
-надеваем кофты (поглаживание рук);
-надеваем сапожки (поглаживанием ног от пальцев до колен);
-надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания).
Ну что ж, отправляемся в дорогу! (Дети с воспитателем выходят из группы и идут в направлении мини - музея «Русская изба»)
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
По ровненькой дорожке бегут наши ножки,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А теперь перепрыгиваем лужи (имитация перепрыгивания через лужи)
По ровненькой дорожке прыгают наши ножки,
Топ-топ-топ, топ-топ, топ.
Восп: Вот мы и пришли. А где же бабушка Варвара? Почему нас не встречает? А вспомнила, надо позвонить в колокольчик. Я, думаю, что это должен сделать каждый из вас по очереди, и тогда бабушка откроет.
(дети звонят в колокольчик, а воспитатель тем времен одевает: фартук, косынку и очки.)
Бабушка : Здравствуй, ребятушки - касатушки!
Дети: Здравствуйте, бабушка Варвара!
Бабушка : дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.
Бабушка Варвара рассаживает детей, напевая песенку-потешку:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пойди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
Хлопни, Катя, в ладушки,
Хороши оладушки,
Горячи, румяны,
С маслицем, сметаной.
- А, все ли ребятки любят блинчики? А что вы еще любите? (Ответы детей.)
А вот мои внучата любят интересные сказки. Придут ко мне, сядут на лавку около печки и слушают: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба» (Показывает игрушку-курочку и яйца.) А дальше, вы знаете, что было?
Настольный театр «Курочка Ряба»
Бабушка : Дед и баба из сказки жили в избе, так называли дом. Вот и я вам расскажу, как люди жили в крестьянских избах. А как еще в старину называли жилища русских людей?
Дети: Горница, светелка, горенка.
Бабушка : У нас на Урале деревянные избы называли срубами, потому что их рубили топорами из бревен. Наш край богат лесами и из дерева строили не только дома, мастерили лавки, столы, полки для посуды. Справа от входа помещалась печь. Печка-матушка, так ее называли. А для чего в избе печь?
Дети: Чтобы тепло было.
Бабушка : Когда на улице зима, мороз, меня печка греет. Что нужно, чтобы печь грела?
Дети: Дрова.
Бабушка : Да, вот только я печку не истопила, дрова кончились, напилить некому, дед-то на охоту ушел. Мне самой не справиться, я уже старенькая. Спина у меня болит. Может, вы мне поможете?
Дети: Поможем!
Игра «Дрова»
Дети выставляют вперед ногу и вытягивают вперед руку.
Пилим, пилим, мы дрова.
Раз, два, раз, два.
Будут бабушке дрова :
Раз, два, раз, два!
Бабушка : Теперь можно и затопить. Спасибо, ребятушки. Помогли вы мне. Вы, наверное, и своим бабушкам и дедушкам помогаете? А как вы помогаете? А мамам и папам, воспитателю? Печка согревала своим теплом избу, и в избе становилось уютно. А как вы думаете, для чего еще нужна печь? Вот вы когда с прогулки в детском саду приходите, куда кладете свои мокрые варежки, штанишки?
Дети: На батарею.
Бабушка : А у меня в избе батареи нет, зато у меня есть волшебница печка. Когда мои внуки ко мне приезжают, бегают на улицу с горки кататься, то приходят все мокрые, закоченевшие. Где им сушить одежду, самим обогреться?
Дети: На печке!
Бабушка : Правильно! Все посушим на печи: и варежки, и куртки, и штанишки. Вот смотрите, мои внуки сушили варежки, да все перепутали. Помогите разложить их по парам. Пусть каждый возьмет по две одинаковые варежки, мне принесет, а я уберу их на место.
Игра «Варежки»
Бабушка : Ну, вот, все варежки на месте. А, вот, скажите мне ребятушки, что может случиться с детьми, если они пришли с прогулки промокшие?
Дети: Они могут простудиться и заболеть.
Бабушка : А вот мои внуки не заболеют. Они заберутся на печку, погреются и вся простуда пройдет. Да и я свою спину погрею, она и болеть перестанет. А кто мне скажет, зачем еще нужна печь?
Дети отвечают.
Бабушка : Печь и греет, и сушит, и лечит. А, еще, печь кормит! Я в печи и кашу варю, и борщ готовлю, и пироги пеку. Вот смотрите, я тесто замесила на баранки, а испечь вам угощение не успела. Что теперь делать? Давайте вместе испечем! Согласны?
Дети: Да, согласны!
Бабушка : Присаживайтесь за столы.
Детям раздаются кусочки соленого теста, они лепят из них баранки, посыпают их маком.
Бабушка : Скажите, детушки, а кто знает, что можно еще испечь из теста?
(Ответы детей.)
Игра «На что похоже»
Дети отвечают на вопрос: На что похожи баранки? (на колечко, на обруч и т. д.)
Пальчиковая игра
Мы спросили нашу печь:
Что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили,
Тесто замесили,
Тесто раскатали,
Раскатали, не устали.
Дети слепили из соленого теста баранки и сложили на поднос.
Бабушка : Что будем дальше делать?
Дети: Испечь в печке!
Бабушка : Тогда вставайте. Понесем в печку. Пока пекутся баранки, расскажите потешку о них, и тогда наши бараночки будут румяные, вкусные.
Чтение потешки
Ай, качи, качи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи!
Все румяны, горячи.
Налетали тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися
Бара-а-а-ночки!
Бабушка : А сейчас, глазки закройте. Печка у меня не простая, волшебная.
(Достает из-за печки настоящие баранки.) А это вам угощение. Вот видите, какая у меня печь: и греет, и сушит, и лечит, и кормит! Всех ребяток накормила!
Дети: Спасибо, бабушка Варвара!
Бабушка : Вот настала пора нам прощаться. До свидания, ребятушки!
Дети: До свидания, бабушка Варвара!
Дети с угощением отправляются в свою группу.