Анна Банникова
Содержание коррекционно-образовательной программы по формированию представлений об окружающем мире у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
(занятия)
Содержание программы сгруппированы в два раздела: «Мир растений», «Мир животных».
Содержание программы предусматривает систематизацию имеющихся у ребенка знаний, а также их расширение и углубление по данным разделам. Образцы конспектов занятий представлены в приложении
На данном этапе кроме настольно-печатных игр следует использовать предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры можно использовать как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.
«Зоологическое лото»
Цель: закреплять и совершенствовать умение детей узнавать и называть представителей основных классов животных по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал: игровые карты с изображением разных животных, карточки с изображением представителей основных классов животных (рыбы, птицы, насекомые, звери, карточки с описанием внешних отличительных особенностей разных животных.
Игровая задача: по описанию животного подобрать карточку с его изображением и положить ее на соответствующую ячейку игровой карты.
«Помоги Медвежонку»
Цель: закреплять знания детей о потребностях животных как живых организмов и способах ухода за ними.
Проблемная ситуация. В гости к ребятам пришел Медвежонок. Он очень грустный, потому что не знает, как нужно ухаживать за рыбкой и птичкой, которые живут у него дома.
Игровая задача: помоги Медвежонку, расскажи, что нужно делать, чтобы рыбке и птичке жилось у Медвежонка хорошо.
«Оживи растение»
Цель: закреплять знания детей о строении растений (стебель, лист, цветок).
Материал: карточки с изображением растений. На карточках имеются пустые квадратики в какой-либо части растения. Маленькие карточки с изображением отсутствующих частей растений.
Игровая задача: «оживи» растение — правильно заполни пустые квадратики.
«Узнай и назови»
Цель: научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал: карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.
Игровая задача: назвать животных, изображенных на карточках.
«Что есть у животных?»
Цель: закреплять элементарные знания детей о частях тела животных.
Материал: карточки с изображением различных животных собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.
Игровая задача: показать и назвать части тела животного изображенного на карточке.
«Отгадай-ка»
Цель: развивать у детей умение узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений (деревья, травянистые и комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал: карточки с изображением деревьев (береза, ель) травянистых растений (астра, бархатцы, комнатных растений (фикус, аспидистра).
Игровая задача: назвать растения, изображенные на кар точках.
«Одуванчик»
Цель: закреплять у детей элементарные знания о строении растений.
Материал: разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок).
Игровая задача: сложить из карточек одуванчик и назвать его части.
«Животные и растения родного края»
Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края.
Материал: карточки, на которых изображены растения и животные разных географических областей, климатических зон.
Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены животные родного края, назвать их.
«Разложи карточки»
Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.
Материал: четыре карты, отражающие четыре времени года, карточки-модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.
Игровая задача: выбери карточку, на которой изображено любое время года и соответствующие модели с изображением специфичных для него изменений в мире природы.
Предметные картинки с изображением представителей животного мира.
Правила игры:
1. Ребенок выбирает таблицу с графическими символами и объясняет, какое животное зашифровано.
2. С помощью таблицы составляет последовательный рассказ о животном.
Дидактическая игра «Лесные жители»
Цель: учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.
Материал: Картинки: животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных.
Правила игры:
Ребенку предлагаются картинки с изображением животных.
Назови животных. Где они живут? Выбери и опиши животного по схеме. Найди каждому животному детеныша. Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья). Подбери животным их домики. Кто где живет?
Чем питаются животные? Выбери картинки.
Дидактическая игра «Картина природы»
Цель: расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух).
Материал: объемная четырехгранная пирамида с изображением воды, земли, воздуха; съемные значки с картинками животных, растений, птиц, рыб, насекомых
Правила игры: Предлагается детям рассмотреть грани пирамиды и рассказать, какая это среда обитания. Выбрать среди значков картинки живых существ, обитающих в каждой конкретной среде, разместить их на соответствующих гранях пирамиды и объяснить свой выбор.
Пример: «Это море. В море живут рыбы, морские млекопитающие, рачки, разные водоросли. Я выберу картинку с изображением дельфинов, поселю их в море, потому что это морские млекопитающие».
Дидактическая игра «Кто дружит с деревом?»
Цель: закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Материал: панно с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.
Правила игры: На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает, почему это животное дружит с деревом.
Например: Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму. Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый –птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.
Таким образом, коррекционно-развивающие занятия проводились с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ЗПР. Проведенная работа носила комплексный характер, который подразумевал под собой создание оптимальных условий для формирования представлений об окружающем мире – живой природе на коррекционно-развивающих занятиях с использованием дидактических игр.