Тихая Татьяна Владимировна
Развитие представлений об окружающем мире и о себе «Занимательное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представления о свойствах воздуха, магнита, о свойствах воды и ее агрегатных состояниях (пар, вода, лед). Освоение экспериментирования.
Развивать познавательную активность, мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми.
Воспитывать наблюдательность, интерес к занятиям.
Методические приемы: игровая мотивация, беседа, объяснение, проведение опытов, выводы.
Словарная работа: воздух, магнит, притягивает, пар, лед, вода, путешествие.
Публикация «Развитие представлений об окружающем мире и о себе „Занимательное путешествие“» размещена в разделах
Предварительная работа : наблюдение в природе, чтение стихотворений, загадки.
Материал: стакан с водой, термос с кипятком, стекло, тарелочки, лед, магниты, мелкие предметы (пластмассовые, деревянные, металлические, флюгер, соломинки, целлофановые пакеты.
Литература: Венгер Л. А. «Планы занятий», Рыжова Н. А. «Волшебница вода».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране «Почемучек». А отправимся туда мы с вами на поезде. Рассаживайтесь в вагончики и отправляемся в путь. (Даю гудок).
Вот поезд наш едет
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу
Гудит паровоз.
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Воспитатель: Вот, ребята, и первая остановка. Посмотрите внимательно на флажок и скажите, как называется наша станция? (Ответ детей). Правильно, «Водная».
- Ребята, что вы знаете о воде? В стакане вода. Какая она?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Как можно доказать, что вода прозрачная? (Ответы детей). Опускаем в воду ложечку. Видим ли мы ее? (Ответ детей). Ребята, а вода имеет вкус? А запах?
-Молодцы! А сейчас послушайте загадку:
Непослушная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна, холодна и тверда.
-Что же случилось с водой?
Дети: Замерзла.
Воспитатель: А когда это бывает? (Ответы детей). Я возьму кусочек льда и опущу его в стакан с водой. Как вы думаете, лед сразу растворится, будет плавать или утонет?
Почему лед не тонет? (Рассмотреть кусочек льда, обратить внимание на пузырьки. Это воздух, он и держит лед на воде). Оставим стакан и посмотрим, что произойдет со льдом.
Ребята, у меня есть термос с кипятком. Я его открываю. Что вы видите?
Дети: Дымок, пар.
Воспитатель: Я подержу над паром стекло. Посмотрите, что на нем остается? (Ответы детей). Вывод: Пар - тоже вода. Вода опасна в виде льда и пара. Почему, как вы думаете? Где используют воду? Где можно встретить воду на прогулке? Сейчас я предлагаю вам игру. Я буду показывать флажок и бросать мяч, а вы должны мне ответить, что этот флажок обозначает. (Голубой – вода, белый – пар, синий – лед). Молодцы, ребята, время остановки заканчивается, пора отправляться в путь.
Мы в вагоне разместились
И помчались, покатились.
Мы катаемся по кругу,
Улыбаемся друг другу.
- Внимание, остановка! На какую станцию мы с вами приехали? Правильно, «Магнитная».
Ребята, что вы знаете о магните? (Ответы детей)
Дети: Притягивают металлические предметы.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. На столе лежит много разных предметов, интересно, с какими из них подружиться магнит. (Предложить детям проверить, что притягивается к магниту).
- Ребята, я хочу показать вам вот такой фокус. У меня есть волшебные скрепки, посмотрите, они умеют танцевать. Почему, как вы думаете? Вспомните фокус, когда магнитом водим под столом, что происходит с предметами на столе? (Ответы детей).
- Ребята, я предлагаю вам игру. Нужно достать из банки скрепки, не замочив рук и не пролив воду. Как это можно сделать? (Ответы детей)
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы.
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться дальше. (Даю гудок, поезд отправляется)
- Вот мы и приехали. Как называется станция?
Дети: «Воздушная».
Воспитатель: А почему станция обозначена прозрачным флажком?
Дети: Воздух невидимый, прозрачный.
Воспитатель: Где бывает воздух? Как узнать, что воздух есть в группе? (Взять флюгер)
А как доказать, что воздух есть внутри нас? (Подуть в соломинку, опущенную в воду).
Пузырьки – это и есть воздух. Ребята, когда мы вдыхаем воздух, куда он попадает? (Ответы детей) Правильно, в специальные мешочки, которые называются легкими.
- Если воздух есть вокруг нас, то его можно поймать. Кто может доказать, что поймал воздух? (Использовать целлофановый пакет). Воздух упругий, его можно сжимать.
Зачем нам нужен воздух?
Ребята, как можно опустить бумагу в воду, не намочив ее? (Ответы детей). Это нам поможет сделать воздух. На дно банки прикрепим кусочек бумаги и банку опустим в
воду. Затем осторожно ее вынимаем. (Дать детям возможность потрогать бумагу). Почему она не намокла? (Ответы детей).
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. На каких станциях мы с вами побывали? Какая станция понравилась больше всего? Почему?