Ирина Овечкина
Конспект НОД «Край родной, мой край любимый» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
«Край родной, мой край любимый» для детей старшей группы
Цель:
Познакомить детей с историей и настоящим Тюменской области, привить любовь, уважение и чувство гордости за родной край.
Задачи:
• расширять представления детей о родном крае;
• познакомить детей с историей создания Тюменской области;
• воспитывать интерес к истории своего родного края;
Публикация «Конспект НОД „Край родной, мой край любимый“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
• закреплять знания детей о реке Туре, её значении в жизни города, страны.
• продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие)
• развивать сообразительность, логическое мышление
• развивать трудовую деятельность, через игровое задание (закреплять умение выполнять различные
поручения – сбор мусора);
• формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и
способах поведения в них;
• формировать элементарные представления об истории края;
• знакомить с многообразием родной природы; с животными;
• формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять
и защищать ее.
• расширять представления детей о многообразии окружающего мира
• продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря
Предварительная работа:
отбор исторических фактов, документов, оформление выставки книг «Родной мой край! Тюменские просторы!». Проведение экскурсий: «Мой посёлок». Разучивание стихов о родном крае. Чтение рассказов, сказок о родном крае, рассматривание иллюстраций, фотографий различных домов и архитектурных сооружений и других уголков родного края. Подборка стихов и песен о Тюменской земле, создание презентации.
Материал и оборудование для совместной деятельности:
Конверты с заданиями, разрезанные фотографии, листы бумаги, кисти, краски, баночки с водой, салфетки, слайдовая презентация про историю Тюменской области, карта Тюменской области.
Ход занятия:
Входит воспитатель в кепке, очках, с фотоаппаратом и сумкой
- Здравствуйте, дорогие, ребята! Я фотокорреспондент, я решила участвовать в фотоконкурсе «Край родной, мой край любимый!». Сфотографировала много кадров про наш край, внесла в компьютер все фотографии и отправила их на печать. Но принтер распечатал фотографии по кусочкам. Сначала я думала, что это чьи-то проделки. Или вероятно, что в компьютер попал вирус и всё испортил. А ещё мне приходят сложные задания, которые необходимо выполнить до завтра, чтобы успеть принять участие в фотоконкурсе. Ребята, помогите мне пожалуйста выполнить эти задания!
- Давайте вместе отправимся в путешествие выполним задания и сделаем много фотографий.
Дети двигаются по пунктам, где разложены конверты.
- Первое наше испытание. Открываем конверт. Здесь у нас вопросы.
Дети отвечают
1. Что такое Родина?
2. В какой стране мы живём?
3. Что такое «Малая Родина»?
«Малая Родина» — это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.
4. Кто скажет, как называется область, в которой мы живём?
«Что за край»
Что за край?
Откройте атлас синий
Вот лежит в короне нефтяной
Чёрная жемчужина России,
Область со страну величиной.
Вот так описал карту Тюменской области, тюменский поэт Владимир Нечволода.
- Дети, я знаю, что вы недавно разучивали красивое стихотворение про родной край. Кто желает, расскажите нам пожалуйста.
Воспитатель вызывает ребёнка и он рассказывает ранее изученное стихотворение.
Люблю тебя, мой край родной,
Люблю тебя, скрывать не стану,
На свете ты один такой,
Хвалить тебя я не устану.
Люблю твои луга и пашни,
Берёзы, ели, тополя.
Что может быть родней и краше,
Чем край, чем Родина моя.
- Спасибо.
-Ребята, а почему наша область называется не Московская, не Свердловская, а Тюменская ( Дети: Потому что главный город Тюмень). Правильно, столица нашей области город Тюмень. А как можно, быстро догадаться и назвать главный город любой области: Московской- Москва, Брянская -Брянск, Саратовская- Саратов А если я вам назову город (Иркутск, Рязань, то как будет называться область.
- Рассмотрим карту Тюменской области. И вместе с картой отправимся дальше.
- А как называется посёлок в котором мы живём?
- Мы сейчас с вами поиграем в игру, мы будем передавать сердечко, которое хранит наше тепло и любовь к родному посёлку.
Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» — подобрать прилагательные, к слову посёлок. (Посёлок – красивый, милый, большой и т. д.)
- А верно ли, что наш посёлок — это малая Родина? (да потому что мы здесь родились, и здесь живём)
- Отправляемся дальше. Что же нас ждёт в следующем конверте? Здесь у нас фотографии. Ой, нет, эти кусочки фотографии. Давайте, попробуем собрать из кусочков целые фотографии.
Дети собирают фотографии.
- Что у нас получилось? Что изображено на фото? На фото изображены достопримечательности главного города Тюменской области. Город Тюмень.
- Предлагаю отдохнуть, становитесь в круг
Физкультминутка «Город»
Это город. Как высок он! (взявшись за руки, поднимаем руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как
окна)
Город наш такой большой (руки в стороны)
Он уютный и живой (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)
Город улыбается (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)
- Отдохнули, размялись, и дальше в путь.
- Очередное испытание для нас. Нужно назвать как можно больше пословиц и поговорок о своей Родине.
- Много в народе пословиц и поговорок о родной земле и родном крае. За каждую пословицу или поговорку я раздам вам фишки – магнитики, и мы посчитаем сколько поговорок мы знаем.
- Всякому мила родная сторона.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Где кто родился, там и пригодился.
-Человек без Родины - что птица без гнезда.
-Нет ничего краше, чем Родина наша.
-Родина-мать, умей за неё постоять.
-Любовь к Родине дороже золота!
-Каждому свой край сладок!
-Родина краше солнца, дороже золота!
-Человек без родины - соловей без песни.
-Одна у человека мать, одна у него Родина.
-Своя земля и в горсти мила.
Воспитатель: а кто знает поговорки о Тюмени,
- Тюмень – ворота Сибири.
-Тюмень – ворота в край нефти и газа.
-Тюмень – мать городов сибирских.
- Ребята! Мой фотоконкурс про родной край, неспроста. 14 августа 2019 года исполнится 75 лет с момента подписания утверждения постановления Президиума Верховного Совета СССР об образовании Тюменской области с центром в городе Тюмени.
- Давайте присядем отдохнём, а я вам расскажу о Тюменской области и покажу фотографии.
Дети просматривают презентацию под рассказ воспитателя.
Наша область была образована 14 августа 1944 года. До этого времени наша область входила в состав Омской и Курганской областей. Слайд 1
Площадь области составляет 160 тыс. кв. км., а проживают на ней более 3 млн. человек. Наша область состоит из трёх округов.
Это Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты – Мансийский автономный округ и юг области. Слайд 2
Административным центром нашей области является город Тюмень. Слайд 3
Тюмень была основана в 1586 году близ развалин татарского города Чимги – Тура на древнейшем пути из Азии в Европу. Слово «Тюмень» татарского происхождения. «Тумэн», в переводе на русский язык означает «низовье реки», низменность. Ещё одно его значение – «тысяча». На месте освоения Тюмени стояла тысяча воинов хана Кучума.
Коренные народы области – это селькупы, ханты, манси, ненцы, татары. А ещё в области живут русские, украинцы, белорусы, немцы и многие другие.
На севере Тюменской области расположены богатые месторождения нефти и газа. Слайд 4
Развиты лесная и деревообрабатывающая промышленность, оленеводство и рыболовство. Слайд 5
На юге Тюменской области выращивают зерно, картофель, овощи, грубые и сочные корма; наличие больших площадей сенокосов и пастбищ создаёт благоприятные условия для мясомолочного животноводства. Большая часть нашей области покрыта лесами. Слайд 6
Ребята, какие деревья растут в тайге? (ответы детей)
Правильно, сосна, пихта, кедр, ель, лиственница. А какие деревья растут у нас? (ответы детей) Берёза, осина, сосна, ель, клён.
Крупнейшие реки Тюменской области – Обь и Иртыш. Слайд 7
У нас на юге области протекают реки Тобол, Тура.
В нашей области очень богатый животный мир. Ребята, какие животные и птицы обитают в нашей области? (ответы детей)
Правильно! Это – северный олень, песец, соболь, заяц – беляк, лемминг, бурый медведь, росомаха, колонок, лиса, волк, кабаны; беркут, серый журавль, глухарь, сова, воробей, синички, ласточки, гуси, утки и т. д. Слайд 8
Ребята, а кто руководит нашей областью? (ответы детей)
Правильно! Это губернатор Александр Викторович Моор Слайд 9
У Тюменской области есть свой герб и флаг. Слайд 10
Герб Тюменской области – официальная эмблема, принят законом Тюменской областной Думы 11 мая 1995 года. На нём изображён контур Тюменской области. Вверху расположена корона, которая составлена из элементов традиционных орнаментов северных народов области. С двух сторон корону держат два соболя. Снизу располагается золотая лента с надписью «Тюменская область».
Флаг Тюменской области был принят 25 мая 1995 года. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равных по ширине горизонтальных полос белого, синего и зеленого цветов. По середине синей полосы расположены три короны. Ребята, а что символизируют цвета флага нашей области? (ответы детей)
Белый – мир, чистоту, правду, совершенство. Синий – небо, возвышенные идеалы. Зелёный – обновление, надежду, молодость. Кроме этого, белый означает снег, синий – реки и озёра, зелёный – леса.
- Ребята, какие вы молодцы! Мы справились со всеми заданиями! А чтобы восстановить мои фотографии, будет лучше, если вместо фотографий я на конкурс отправлю ваши рисунки о родном крае. Вы любите рисовать? Тогда пойдёмте к столам, где у нас лежат кисти, краски и бумага, и нарисуем замечательные красивые уголки нашей Тюменской области. Недавно у вас была экскурсия по местам посёлка Московский. Вспомните их и изобразите то, что вам больше всего понравилось, на своих листах бумаги. Рисунки намного искренней и душевнее передадут всю любовь к родному уголку Родины.
Дети садятся за стол и рисуют под тихую спокойную музыку.
Воспитатель в завершении читает стихотворение.
Родной мой край! Тюменские просторы!
Леса, луга и блеск озёр и рек!
Ты в самом сердце доблестной России,
И лучше края в целом мире нет.
Твои поля, их взором не окинуть.
Твои леса, попробуй их пройди. а
А нефть и газ? А люди, здесь какие!
Здесь верят в светлое, что ждёт нас впереди.
Пасут стада оленеводы в тундре.
Спешит рабочий утром на завод
И я смотрю, как в сердце у России
Над нашим краем солнышко встаёт.
- Спасибо вам дети за то что помогли мне выполнить все задания и вместо моих конкурсных работ сделали свои неповторимые рисунки. Вы молодцы! А мне пора бежать и отправлять все материалы на конкурс! Я обязательно ещё к вам приду и расскажу каковы итоги конкурса. А сейчас давайте сделаем общее фото. До свидания! До встречи, ребята!