Ольга Ивановна Упорова
Конспект НОД с использованием блоков Дьенеша «Космические спасатели спешат на помощь» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Космические спасатели спешат на помощь» (с блоками Дьенеша, подготовительная группа.
Цель: Развитие логического мышления и психических функций: внимания, памяти, восприятия, речи; формирование мыслительных умений и способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
1) Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина, сравнивать, обобщать, декодировать информацию (в том числе со знаком отрицания); соотносить размер объекта с размером геометрических фигур.
Публикация «Конспект НОД с использованием блоков Дьенеша „Космические спасатели спешат на помощь“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
2) Упражнять в арифметических действиях сложения и вычитания в пределах 12; закрепить обратный счёт в пределах 10.
3) Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающие задачи:
1) Развивать логическое мышление и творческое воображение, способность к моделированию и конструированию в процессе опытнической деятельности и в играх с блоками Дьенеша.
2) Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
3) Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
4) Развивать внимание, память, воображение, речь, творчество, наблюдательность, познавательный интерес.
5) Продолжать формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов по 4 признакам: цвету, форме, размеру и толщине, находить общее свойство совокупности.
6) Совершенствовать стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи; пополнение словаря: скафандр, метеорит.
Воспитательные задачи:
1) Содействовать поддержанию интереса к математике, к развивающим играм с блоками Дьенеша.
2) Воспитывать любознательность, интерес к космосу.
3) Воспитывать сочувствие, сострадание, уважение друг к другу, желание помочь.
4) Формировать умение трудиться в коллективе, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность.
Оборудование: Видео и аудио сопровождение; аудиозапись космической музыки, голосовое сообщение, магнитная доска, блоки Дьенеша, схемы постройки космического корабля, скафандра, домов; схема к игре «Два обруча»; цифры 1- 12,карточки с буквами, три обруча – красного, синего, желтого цвета, кодовые карточки.
Предшествующая работа: дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек, беседы о космосе, планетах.
1. Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона. Введение в игровую ситуацию. Моделирование проблемной ситуации.
(звучит музыка)
Воспитатель: Доброе утро, гости!
Доброе утро, солнце!
Доброе утро, наша большая страна!
Доброе утро, наша планета Земля!
Воспитатель: К нам на почту пришло голосовое сообщение. Вот послушайте:
(Изображение Инопланетянина на экране):
-Дорогие Земляне! Я житель планеты Блокатон. Кто-то похитил пароль от центра управления полетами! Чтобы его вернуть, нужно правильно выполнить задания на станциях. А помогут Вам волшебные блоки и знаки – символы. Ждем вашей помощи!
Воспитатель: Что же нам делать? Как мы сможем помочь жителям планеты Блокатон?
Воспитатель: Да, вы правы: нужно отправиться в космическое путешествие.
А как называют людей, которые летают в космос.
Воспитатель: Правильно – космонавты. А спасатели? Молодцы. А чем могут заниматься космические спасатели? Хотите быть космическими спасателями? Я вам раздам эмблемы (раздаю бейджи двух цветов с изображением эмблемы спасателей).
2. Закрепление знаний символов блоков Дьенеша.
Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в космос, я должна провести с вами инструктаж космонавтов. При подготовке к полету и в открытом космосе нам с вами встретится много закодированной информации и мы должны ее уметь расшифровывать.
Внимание на карточки. Вспоминаем, что обозначают геометрические фигуры? Правильно, форму: круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Что показывают цветные кляксы? Да, свойство цвета. Домики обозначают? Конечно, размер: большую фигуру или маленькую. И силуэты людей показывают…Правильно, толщину: тонкую геометрическую фигуру или толстую.
Воспитатель: Я вижу, что к полету в космос вы готовы. Теперь скажите: на каком виде транспорта летают в космос? (на ракете, космическом корабле).
Воспитатель: А у нас есть космический корабль? (нет) Но у нас имеются волшебные блоки и схема постройки. Давайте из них соберем космический корабль.
Для полета нам необходима специальная одежда. Что это за одежда?
Правильно - космонавты надевают скафандры. Предлагаю разделиться на команды: у кого одинаковый цвет эмблемы, тот соберется в одну команду и пройдет за стол. Команды синих строит ракету, а команда зеленых готовит для нас одежду. Согласны? Тогда приступаем к работе (звучит музыка) Старайтесь собирать правильно, чтобы корабль был прочным и смог долететь до другой планеты.
3. Игра «Построй космический корабль» с использованием блоков Дьенеша.
Воспитатель: Молодцы! Космический корабль готов, скафандры готовы! Можно занимать свои места. Для этого возьмите космические билеты. Нужно решить пример. Ответ и будет номером вашего места.
(воспитатель проверяет правильность решения примера и просит детей занять свои места)
Воспитатель: Экипаж к полёту готов? Пристегиваем ремни и все вместе начинаем обратный отсчет. 10. 9. 8. 7. 6. 5 4. 3. 2. 1. Пуск.
(Звучит «космическая музыка»)
Воспитатель: Вот, ребята, мы на месте: это планета Блокатон. Кто помнит задание? Да, мы должны вернуть пароль для центра управления полетами. Задания для испытаний спрятаны на станциях. Если мы правильно выполним задание, то у нас должна появиться буква от пароля. Итак, отправляемся на поиски пароля!
Станция 1
4. Игра «Два обруча»
Воспитатель: Вот и первое испытание: дорогу нам завалили обломками метеоритов. Для работы есть подсказки на схемах. Видите, здесь есть кратеры вулканов. Посмотрите на подсказки, какие камни нужно поместить в синий кратер? Правильно, все синие большие фигуры. А в жёлтый кратер мы положим… Да, все толстые круги.
Воспитатель: Посмотрите, правильно выполнено задание? (Да) Хорошо, а сейчас скажите мне, камни какой формы лежат у нас внутри синего кратера (внутри синего кратера лежат все синие большие фигуры и т. д.). А внутри жёлтого кратера? (толстые круглые фигуры).
Воспитатель: А камни какой формы, цвета и размера остались за кратерами (дети называют).
Воспитатель: Для того чтобы на планете было чисто, давайте все камни, которые остались снаружи, уберем в красный кратер. (Все дети убирают)
Воспитатель: Вот все и убрали. Теперь порядок! Задание выполнено. Молодцы!
Вот и первая буква от пароля (Б). Следуем на вторую станцию.
Станция 2
5.Игра «Построить здание»
Воспитатель: Ребята на этой станции нам нужно восстановить разрушенные дома. Вот схемы для строительства домов. Команда синих строит первый дом, а команда зеленых – второй. Будьте внимательны. Приступаем к работе.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. В награду вам вторая буква пароля: Л.
Идем дальше. Сколько станций нам еще осталось пройти? (2)
Станция 3
6. Игра «Звездное небо»
Воспитатель:- Перед нами открывается звездное небо. (Обращает внимание детей на экран, где в ряд расположены звезды разного цвета и размера.)
- Сколько звезд вы видите?
- Как вы узнали, что их восемь, а не девять или двенадцать? (Мы их посчитали.)
- Какого цвета третья звезда, если считать слева направо?
- Пятая, если считать справа налево?
- Которая по счету оранжевая звезда?
- Которая по счету самая большая звезда?
- А самая маленькая?
- Молодцы! Правильно выполнили задание! Вот и еще буква найдена.
Воспитатель: Посмотрите - здесь какие-то следы. Они нас приведут на следующую станцию (дети идут по следам). Вот мы и пришли.
Станция 4
7. Игра «Собери моих друзей»
Воспитатель: Ой, ребята. А что же случилось здесь? Да, вы правы: роботы – инопланетяне выведены из строя, их нужно починить (Дети собирают инопланетян из недостающих деталей).
Воспитатель: Вот и следующая буква пароля нам известна. Это - К
Воспитатель: Молодцы! Мы справились с заданиями! Все буквы найдены. Давайте прочитаем пароль (дети читают надпись). Правильно, это слово - БЛОК
Инопланетянин (голос в записи): Дорогие Земляне! Большое спасибо за помощь! Теперь мы знаем пароль. Вы спасли нашу планету, и теперь мы сможем прилетать к вам в гости на планету Земля!
Воспитатель: Мы всегда готовы помочь. Правда, ребята? Ну, что, полетели домой? Занимайте свои места и начинаем обратный отсчет 10,9,8, 7.1. (звучит музыка)
Вот мы и дома.
Итог занятия: Понравилось вам наше путешествие? На какой планете мы с вами побывали? Что помогло нам в нашем задании? (блоки и знаки-символы).
Вы, ребята, молодцы, настоящие спасатели. С планеты Блокатон для вас передали памятные медали (Вручаю медали).
Физкультурная минутка:(Стоя на ковре около ракет)
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете!
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
1-2-3-4-
Вот летит ракета ввысь!
Физкультминутка «Космонавт»
Я хочу стать космонавтом,
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр,
(присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты!
(обвести руками большой круг)
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
Пальчиковая гимнастика: «Телескоп»
Посмотрю сейчас на небо (Дети смотрят через сложенные пальцы обеих рук («телескоп») правым глазом.
Я в огромный телескоп
И увижу то, что раньше (Смотрят через сложенные пальцы обеих рук левым глазом.)
Я увидеть бы не смог.
Вижу звёзды и планеты, (Загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя увиденное.)
Астероиды, кометы,
Вижу спутники планет.
Жаль, летающих тарелок (Смотрят в «телескоп» правым глазом.)
В этом телескопе нет. (Смотрят в «телескоп» левым глазом.)
Игра: «Подскажи словечко»На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете) .
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля) .
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп) .
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин) .
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна) .
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник) .
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт) .