Елена Толмачёва
Конспект НОД «Как обнаружить воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Как обнаружить воздух?»
Цель: расширить представления детей о воздухе и его значении в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей со следующими свойствами воздуха : воздух невидим, но окружает нас всюду; воздух можно услышать; воздух не имеет запаха; при движении воздуха появляется ветер; человек дышит воздухом и без него не может жить;
Публикация «Конспект НОД „Как обнаружить воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- расширить представления детей об изобретениях человека, учитывающих свойства воздуха;
- формировать учебные действия: умение получать информацию, используя разные каналы восприятия: внимательно слушать, наблюдать, чувствовать; умение выдвигать предположения, проводить опыты с реальными предметами, делать выводы.
Развивающие:
- развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- развивать логическое мышление, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, желание помочь в процессе совместной деятельности.
Материал: полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, стаканы с водой и трубочки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные кораблики, веера по количеству детей; 4 контейнера синего цвета, 4 контейнера красного цвета с наполнителями, источающими разные запахи; карточки с изображением апельсина, чеснока, лука, мыла, духов, яблока, малины (в двух экземплярах); карточки, обозначающие правила поведения в лаборатории: «глаз» - наблюдай, «ухо» - слушай внимательно, «голова» - думай, «рука» - чувствуй, «восклицательный знак» - соблюдай тишину; карточки, обозначающие отгадки и одновременно свойства воздуха; колонки и мультимедийное оборудование; презентация, одежда для работы в лаборатории. Ход занятия:
1. Орг. момент.
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь немного разомнемся:
- Эй, ребята, не ленитесь!
На разминку становитесь!
Справа друг и слева друг.
Вместе все в веселый круг!
Повернись направо к другу,
Правую дай другу руку,
Повернись налево к другу,
Левую дай другу руку,
Сделай шаг вперед, дружок,
Станет тесным наш кружок!
2. Мотивация на совместную деятельность.
-Воспитатель: вот мы и стали друзьями. А у меня есть еще один друг. Он живет в Солнечном городе и зовут его Незнайка. Я жду от него письмо по интернету. А вот и оно пришло. Давайте посмотрим и послушаем.
Содержание видеописьма:
-Незнайка: Внимание, внимание! Наконец-то мне исполнилось 7 лет. На празднике мы с друзьями играли, веселились, а потом Знайка загадал мне загадки, а я ни на одну не смог ответить. И тогда Знайка сказал, что пока я не разгадаю их, меня не примут в школу. А я очень хочу в первый класс! Помогите мне, пожалуйста, вы ведь ходите в подготовительную группу, наверное, вы уже стали настоящими учеными. А я, к сожалению, в детский сад не ходил, поэтому ничего и не знаю. Я послал вам письмо с загадками и буду с нетерпением ждать ответного письма от вас с отгадками.
- Воспитатель: ребята, давайте поможем Незнайке. Что нам нужно сделать? (разгадать загадки и отправить письмо с отгадками для Незнайки). Письмо с загадками у меня в руках. Мы сегодня, как настоящие ученые, будем искать ответы на загадки в научной лаборатории.
-Для работы нам с вами нужно переодеться в одежду для проведения опытов.
- А теперь повторим правила настоящих ученых.
Дети вспоминают правила работы: в лаборатории нужно быть внимательным («изображение глаза»)-наблюдать(«изображение уха»)-слушать(«изображение головы»)-думать(«изображение руки»)-чувствовать,«восклицательный знак»-не шуметь,соблюдать тишину.
3. Основная часть.
Опыт 1.«Воздух вокруг нас»
- Воспитатель: 1-я загадка:
Он прозрачный невидимка
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Всех укутывает нас.
- Как вы думаете, что это?
- что вокруг нас всегда, но мы это не видим (ответы детей).Что окружает нас всегда (в помещении, на улице, но мы это не видим, внутрь себя пропускаем, но не видим).
- А вы хотите убедиться,что воздух всегда вокруг нас?
- На столе лежит,накрытый тканью предмет. Что это может быть (ответы детей) - Давайте посмотрим. Лежит уже заполненный воздухом пакет. Что это? (обычный пакет).
- Используйте первое правило работы в лаборатории – наблюдайте. Давайте посмотрим внимательно, есть ли что-то внутри пакета?Теперь потрогаем его. Какой пакет?Плотный. Что это значит?А чем он может быть наполнен,если мы ничего не видим?
(Версии детей).Внутри воздух. А как он там оказался?
- Давайте проведем опыт. Детям предлагается взять пакеты, заранее приготовленные для каждого.
- Теперь расправляем их и закручиваем в одном направлении, держа двумя руками за противоположные края. - Почему пакет надулся и стал плотным? Чем он заполнен? (ответы).Где мы ловили воздух?
Вывод: Вот мы и подтвердили ответ на первую загадку: Что вокруг нас всегда, но мы это не видим? Ответ на первую загадку (воздух нельзя увидеть) изобразим в виде глаза, а так как воздух увидеть нельзя, глаз перечеркнем.
Опыт 2. «Воздух можно услышать»
- Воспитатель: вторая загадка от Незнайки: фырчит, рычит, слышишь его, да не видишь его?
- Что это может быть? (сложно отгадать)
Тогда,давайте посмотрим,что у нас в мешке (надутые воздушные шарики) - Мы с вами уже знаем, что находится в шарике? (воздух, хотя его и не видно).
- А мы с вами можем услышать воздух? (версии детей).Давайте проверим - Что произойдет, если мы раскрутим наши шары,наполненные воздухом (версии детей). - Теперь берем шар, придерживая его одной рукой у груди, другой раскручиваем хвостик. - Что происходило? (ответы детей) Шарик сдулся, но сдулся он с шумом. - Почему мы слышали, как воздух вылетал из шарика? (ответы детей).
Вывод: Значит, воздух можно услышать. Звук возникает, когда воздух дрожит и задевает препятствие.
Теперь можем ответить на 2 загадку: фырчит, рычит, слышишь его, да не видишь его? Что это?
- Давайте ответ на вторую загадку условно изобразим в виде уха. Это значит, что воздух можно услышать.
Опыт 3.«Воздух не имеет запаха».
- Воспитатель: Послушайте третью загадку от Незнайки: Невидимка ни цвета, ни запаха не имеет, а через нос проходит?
– Чтобы проверить отгадку,предлагаю провести опыт.
- Каждый из вас берет из коробки по одной баночке. Посмотрите,а баночки у всех одинаковые или нет? Чем отличаются?
- те,кому достались красные баночки-команда «красных», кому синие – команда Синих». Дети разбиваются на 2 команды по цвету баночек. Крышки банок имеют отверстия. Детям предлагается понюхать баночку и, определив запах, выбрать соответствующую картинку,положив ее возле баночки (апельсин, мыло, лук, чеснок.).Затем командам предлагается проверить друг друга, открыв крышки у банок. Соответствует ли картинка содержимому баночки.
- Пятый контейнер нюхают по очереди все дети.
- Чем пахнет (ответы детей).Проверим,что внутри. Открываем банку. - А что в пустой баночке (воздух).
- а воздух имеет запах?
Вывод: вот мы и подтвердили ответ на 3-ю загадку-воздух не имеет запаха.
- Давайте ответ на загадку изобразим условно в виде перечеркнутого носа – воздух не пахнет.
Опыт 4. «Ветер-движение воздуха»
- Воспитатель: послушайте четвертую загадку:
«Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать, кто я?
Сможешь угадать? (ответы детей) (ветер) - Давайте подумаем, мы с вами сами можем сделать ветер (ответы детей…. Как можно сделать ветер?
Воспитатель достает из коробки каждому по вееру. Используем правило лаборатории - «чувствуй». Будем выполнять движения и чувствовать,что происходит.
Дети берут в руку веер и делают движения по тексту:
Ветер дует на меня (машут на себя,
Ветер дует от меня (машут от себя,
Ветер дует высоко (становятся на носочки,
Ветер дует низко (присели,
Ветер дует далеко (машут в сторону,
Ветер дует близко (на себя).
- Почувствовали ветер?
- Как он у нас получился?
- Какого невидимку мы двигали веером? Что вокруг нас?
Вывод: при движении воздуха возникает ветер. Условно изобразим ответ на загадку в виде стрелки.
Опыт 5.«Воздух в человеке»
- Воспитатель: последняя загадка от Незнайки: через нос проходит в грудь – и обратный держит путь. Он невидимый и все же без него мы жить не можем?
Что это? Воздух.
- Давайте проверим, что воздух проходит в нас, а затем выходит (вдохните и почувствуйте, как грудь наполняется воздухом, словно внутри надувается воздушный шарик, выдохните).
-Перед вами стаканы с водой и трубочки. Вдыхаем носом, а выдыхаем через трубочку в стакан.
- Что наблюдаем (ответы детей)
- Откуда они появились.
Это мы набрали воздух из окружающей среды в легкие, а затем выдохнули через трубочку в стакан с водой. Воздух попал в воду и превратился в воздушные пузыри.
- Что это значит (ответы детей).Из нас вышел воздух. Значит, он есть и в человеке. Человек дышит воздухом.
- А может человек жить без воздуха?
- Давайте проверим. Все вместе наберем воздуха в грудь и задержим дыхание. Что у нас получилось?
- Может человек не дышать?
Вывод:человек дышит воздухом и не может без него жить.
Вот мы подтвердили последнюю отгадку. Изобразим ее в виде фигурки человека.
- А вы знаете, что различные свойства воздуха человек изучил очень давно и научился их использовать (дети приглашаются на просмотр презентации). 4. Сообщение нового.
Презентация «Что изобрели люди, используя свойства воздуха».
5. Проверка результативности усвоения новой информации.
-Вы сегодня много нового увидели, услышали и даже почувствовали. Давайте выполним просьбу Незнайки. Вспомним все, что узнали про воздух :
Используя опорные схемы-рисунки, дети называют свойства воздуха :
1. Воздух невидим, но окружает нас всюду.
2. Воздух можно услышать.
3. Воздух не имеет запаха.
4. При движении воздуха появляется ветер.
5. Человек дышит воздухом и без него не может жить.
-Давайте сложим все картинки-отгадки в конверт и отправим Незнайке. Пусть и он узнает свойства воздуха и ответит на загадки Знайки.
6. Закрепление изученного. Игры с воздухом
1.-А теперь разомнем ножки, поиграем немножко. У меня три коробки. А что в первой лежит? Узнаете, отгадав загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль
По волнам бежит (корабль).
- Вы играли когда-нибудь с бумажными кораблями? Давайте я вас научу. Разобьёмся на пары. У каждой пары свой бумажный кораблик. Чей кораблик дальше уплывет. Итог игры.
- Какое свойство воздуха мы используем в этой игре?
2. А хотите посмотреть, что лежит во второй коробке?
Веселая игрушка скучать мне не дает,
Веселая игрушка совсем как вертолет.
- воспитатель показывает игрушку-вертушку и предлагает поиграть с ней.
- Почему вертушка вертится? Какое свойство воздуха здесь проявляется?
3.- Кто я? Мыльнице родня, разноцветный, яркий.
Любят выпускать меня ребятишки в парке…
- Догадайтесь, что лежит в третьей коробке?
- Любите играть с мыльными пузырями?
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
- Как получаются мыльные пузыри?
Мыльный пузырь
Оторвался от трубки,
Вот он поплыл,
Наподобие шлюпки,
Влево, налево, левее. потом
Через балкон -
И пропал за углом.
7. Рефлексия совместной образовательной деятельности.
- Чем вам понравилось заниматься сегодня?