Лилия Корсикова
Конспект занятия по экспериментированию «Воздух-что это такое»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации (цикл экологических занятий экспериментирования на тему “ Воздух что это такое? "
“Люди, научившиеся…. Наблюдениям и опытам, приобретатают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл”….
К. Е. Тимирязев.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Воздух-что это такое“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Актуальность: В работах таких отечественных педагогов как Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами бы могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их свойства и, различая. Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. В дошкольном детстве закладываются черты характера, привычки жизненные стереотипы человека, которые будут сопровождать его всю жизнь, - значения этого периода психического развития трудно переоценить.
В старшем дошкольном возрасте ярко выражено развитие фантазии, творческого начала в ребёнке. Детям становятся особенно интересны продуктивные виды деятельности.
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Целеполагание: Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители
Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- организовать познание детей пол теме «Воздух» через самостоятельный поиск;
-ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
Занятие №1
Тема: «Волшебный воздух».
Цель: дать детям представление о воздухе как газообразном веществе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения; развивать познавательную активность; активизировать речь детей и обогащать словарь.
Материалы: пакеты для завтраков,
Ход занятия.
В гости к детям приходит мальчик (из подготовительной группы одет неопрятно весь грязный лохматый) и просит детей помочь разрешить его спор со Знайкой. Они поспорили, важен или нет воздух для человека. Зовут его Ефим, а называют его все “Фома неверующий”.
Фома Ребята ну помогите мне этому Знайке доказать, что воздух не важен для нас!
Воспитатель (детям). Ребята, а как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? (Ответы детей) .
Опыт 1.
Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как ты себя чувствуешь, Фома?
Фома. Плохо.
Воспитатель. Значит, для чего нужен воздух?
Дети. Чтобы дышать.
Проводится физкульт минутка «Ветерок».
Воспитатель. Правильно, чтобы дышать.
Опыт 2.
Воспитатель. (Раздаёт детям пакеты для завтраков) ребята как вы думаете, что в пакете?
Дети: Пакеты пустые, ничего нет.
Воспитатель отворачивается и раскрывает пакет, набирает в него воздух и завязывает. Спрашивает у детей, что в пакете. Даёт потрогать. Выясняют, что внутри воздух, выпускают его. Дети сами повторяют опыт и делают вывод, что воздух прозрачный и невидимый и бесцветный.
Воспитатель. Какой воздух?
Дети. должны Бесцветный, невидимый.
Воспитатель. А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей) .
Воспитатель. Мы его почувствовать. Давайте подуем на ладошку, что мы чувствуем?
Дети. Холод.
Воспитатель. Это и есть воздух.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Выводы: мы выяснили, что без воздуха нельзя дышать, воздух невидимый, бесцветный, он вокруг нас.
Занятие №2
Тема: «Воздух (продолжение)»
Цель: дать детям представление о воздухе как газообразном веществе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения; развивать познавательную активность; активизировать речь детей и обогащать словарь.
Материал: стакан воды с трубочкой; таз с водой; пустые стаканчики; воздушные шарики; земля, глина, пластилин, кусочки паралона, листы бумаги по количеству детей.
Ход занятия.
В гости опять приходит к детям Фома. На прошлом занятии Фома, ты с нами узнал, что воздух невидимый, бесцветный, а сегодня мы попытаемся его увидеть.
Воспитатель. Дети, вы хотите увидеть воздух? (ответы детей) .
Подойдите к столам. На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.
Воспитатель. Вы знаете дети, что воздух есть везде, он нас окружает.
Опыт 3: Опускаем соломинку в стакан с водой и дуем в соломинку, что мы видим в стакане?
Дети. Пузырьки.
Воспитатель: Да, это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут наверх потому что воздух лёгкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет пузырьков не будет.
Подуйте трубочкой на свою ладошку. Что почувствовала ладошка?
Воспитатель: Воздух окружает нас всюду, но мы его не видим. А в земле есть воздух? В глине? В пластилине?
Опыт 4:
Возьмите одноразовые стаканчики. Налейте в них воды. В один стаканчик бросьте кусочек пластилина. В другой – глину. В третий – землю. В четвертый – кусочек поролоновой губки. Посмотрите с ребенком на пузырьки, которые появились в воде. Что изменилось? Откуда взялись пузырьки воздуха в стаканчике, куда мы бросили землю? В каких еще стаканчиках появились пузырьки? Дети уже знает из предыдущего опыта, что это воздух выходит с пузырьками. Значит, в земле есть воздух.
Воспитатель:
Как вы думаете, зачем нужно рыхлить землю. Покажите ему, как вы рыхлите землю в горшках комнатных растений. Возможно, дети видели, как взрослые рыхлили землю на даче. Землю рыхлят, чтобы в нее попал воздух. Воздух нужен не только людям, он нужен и растениям, чтобы они хорошо росли. Если в земле нет воздуха, то растение плохо развивается и растет чахлым. Можно дать детям инструменты, чтобы он помог рыхлить землю.
Как вы думаете: когда лучше рыхлить землю – до полива или после полива. Полейте обильно с землю и покажите, что земля перестала быть рыхлой. Пусть дети догадается сами, когда лучше рыхлить землю, чтобы дать доступ воздуху – до полива или после полива.
(Можно провести эксперимент на обнаружение воздуха и с любыми другими материалами. Наличие большого количества пузырьков покажет детям, что в этом предмете тоже есть воздух. Он есть в маленьких дырочках губки, в щелях коры и во многих других предметах вокруг нас.)
Вывод:
Мы можем сказать, что воздух есть везде.
Проведем еще один опыт:
Опыт 5: переверните стакан вверх дном, и медленно опустите в таз с водой.
Воспитатель. Что получилось? Попадает ли вода в стакан?
Дети. Нет.
Воспитатель. А почему? (ответы детей)
Воспитатель. Потому что в стакане есть воздух, и он не пускает туда воду.
Давайте проведем еще один опыт.
Опыт 6: Мы с вами уже узнали, что воздух есть в воде, в стакане, но воздух есть еще и в природных материалах.
На столе лежат камешки. Давайте подойдем к стаканчикам, возьмем камешки и бросим их в воду, что мы увидим? (ответы детей) .
Воспитатель. Да, правильно, пойдут пузырьки от камешков, это тоже воздух.
А сейчас мы с вами узнаем, есть ли запах у воздуха? А вы как думаете, ребята? (ответы детей)
Воспитатель. А как ты думаешь Фома?
Фома: Запах у воздуха есть, я всегда чувствую, когда пахнет апельсинами.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, это пахнет апельсиновая корка или воздух?
Опыт 5:
Воспитатель. Мнет корку от апельсина в руках. Вы чувствуете запах? Чем пахнет?
Дети. Пахнет апельсинами.
Воспитатель. Как вы поняли, что пахнет апельсинами?
Дети. Запах дошел до нас.
Воспитатель. Запах передается по воздуху. Фома был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах апельсинов.
Вывод. Сегодня мы узнали, что воздух есть в пустом стакане, в природных материалах, а также что воздух не имеет запаха, но запахи передаются воздухом и мы их чувствуем, вот оказывается какой воздух волшебный.