Надежда Посохина
Конспект НОД «История жилища»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма НОД (технология) : путешествие по «реке времени», занятие-исследование
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: Короткова Н. А. «Организация образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте»
Средства:
Наглядные: карта-панно «Путешествие по реке времени», иллюстрации с изображением жилищ. Для каждого ребенка: клей – карандаш, картинки — «метки».
Мультимедийные: Мультимедийный экран и проектор, слайды с изображением жилищ в разные временные периоды.
Литературные:
Темочки:
Музыкальные: Песня
Задачи:
Развивающие задачи:
• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
• обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;
• развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;
• развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.
Обучающие задачи:
• способствовать освоению ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных, пространственных и временных отношений;
• способствовать накоплению опыта субъекта деятельности и поведения в процессе ознакомления с историей жилища через предоставление возможности получения знаний в специфичных видах деятельности.
Воспитательные задачи:
• воспитывать заботливое отношение к своему дому;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
Ход НОД
— Ребята, здравствуйте,
-А я сегодня предлагаю вам совершить путешествие не только в пространстве, но и во времени.
- А вот куда мы с вами мы с вами отправимся, вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.
Нужен взрослым он, и детям,
Нужен людям всем на свете,
Защитит он нас от стужи,
И непрошенных гостей.
И к нему всегда стремимся
Мы вернуться поскорей.
Без него прожить нам трудно,
Свой рассказ веду о ком…
Вы конечно догадались,
Это наш любимый… (ДОМ)
- Правильно, это ДОМ. -
— Гуляя по городу, можно увидеть много разных домов. Такие, в которых живете вы, и другие.
-я живу в большом многоэтажном доме. А в каких домах, живете вы? в каком, доме ты живешь? (т. д.)
Эмоциональный настрой на совместную деятельность через рассказ из личного опыта
— Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно. А вы за что любите свой дом? Ты за что любишь свой дом?. (Эмоционально вовлекаю детей в образовательную деятельность.)
Обсуждение реального события
— Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите.
Когда я была маленькой жила в таком доме. (Показываю детям слайд своего дома. Обращаюсь к детям с вопросом, отношусь с уважением к детским высказываниям, систематизирую ответы детей и обобщает.)
Чем он отличается от домов, в которых живете вы?
Постановка цели исследования (узнать)
— Люди не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? В пещере, шалаше. (Предлагаю детям презентацию иллюстрации с изображением жилища далекого прошлого, старины и современности. Стимулирую общение. Задаю вопросы.)
— Удобно ли было жить в пещере? Почему люди решили уйти из пещеры? Удобен ли был шалаш (ответы детей). Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из глины строили мазанки, из снега – иглу, из дерева – избы. Чем отличается изба от жилищ древних людей.
— Зачем человеку нужен дом? (ответы детей)
Анализ, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
Стук в дверь. Входит, домовенок Кузя.
— Здравствуйте, люди добрые! Куда я попал? Вот вы то мне и нужны! Беда у меня! Были альбомы с картинками всех домов, где я жил. В этом альбоме– древние жилища, Ребята, а где жили люди в древности? (в пещере, шалаше).
Во втором старинные.
-Где жили люди в старину (Мазанки, избы)
А в третьем – современные.
Какие современные дома? (многоэтажные, красивые, теплые, уютные).
При переезде, все картинки перепутались. Что делать?
Воспитатель: Кузя, ты не переживай, твоей беде ребята помогут.
Обращаю внимание на «реку времени» и расположенные на ней метки.
— Чтобы проследить, как менялись дома, можно обратиться к «реке времени».
— Неужели, Кузя, ты жил когда- то в пещере, в шалаше, избе? Хорошо ли тебе там было?
— Мне везде было хорошо, потому что там жили любимые, вежливые, воспитанные, культурные хозяева.
Ребята, а что значит быть вежливым, воспитанным культурным человеком? (ответ детей)
Да ребята вы все сказали верно.
Не забывайте использовать волшебные слова в своей речи.
И чтобы вы не делали, всегда должны помнить, что живете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие товарищи и я. Вы должны вести себя так, чтобы им было приятно жить рядом с вами.
И я уверена, что вы воспитанные дети и поможете моей беде.
Но сначала Кузя с ребятами надо поиграть.
Пальчиковая гимнастика старшая группа:
«ДОМИК»
Домик здесь стоит красивыи (Ладони шалашиком)
Кузя там живет счастливый (Постучать кулаком одной руки о
Мы тихонько постучим, ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. («Звоним в колокольчик»)
Двери нам откроет он,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (Ладони ребром прижаты друг к другу)
А на нем — дубовый стол. (Показываем стол)
Рядом — стул с высокой спинкой (Показываем стул)
На столе — тарелка с вилкой. (Ладонь левой руки направлена
И блины горой стоят -вверх (тарелка, правая рука (вилка) :
Угощенье для ребят. ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони).
Воспитатель: Давайте, ребята, создадим реку времени и подарим её Кузе.
Разделимся на 3 группы:
1 группа наклеивает картинки древности.
2 группа наклеивает картинки старины.
3 группа наклеивает картинки современности.
Кузя какая замечательная река – получилалась?
-— Спасибо, люди добрые! Понесу домой, повешу на стенку вместо ковра, а вам на память подарочек от меня. (Подарок Домовушка). Берегите её, любите её, а она вас оберегать будет.
Кузя ушел.
Рефлексия
Молодцы, все справились с этим заданием.
В путешествии мы были.
Ничего не позабыли?
Руку ты мне протяни,
Что запомнил, расскажи!
1. Сложно её было делать?
2. Что понравилось больше всего?
4. О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии, путешествуя по «реке времени»?
(Задаю вопросы, поощряю самостоятельные попытки детей делать вывод. Привлекаю к подведению итогов, рефлексия.)
Дети умеют анализировать свою работу, проявляют удовлетворение от совместной деятельности с взрослым.