Лада Новокшонова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме «История жилища»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание.
Раздел: Ознакомление с окружающим.
Тема: История жилища.
Подготовительный этап : Чтение книг.
Задачи:
1. Познакомить детей с видами жилища разных времен и народов.
2. Развивать познавательную активность, творческую деятельность.
3. Воспитывать чувство коллективизма.
Методы: наглядный, практический, словесный.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме „История жилища“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Формы: фронтальная, групповая работа.
Средства: мультимедийные средства, наглядный материал.
Приемы работы: игра-путешествие, показ презентации, дидактическая игра «Разрезные картинки».
1. Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на машине времени, которая перенесет нас на много-много лет назад. В то время, когда не было на свете ни наших бабушек, ни наших дедушек, ни машин, ни самолетов. В то время, когда появились первые люди.
- Как вы думаете, где жили первые люди? (ответы детей)
Давайте сядем в машину времени, пристегнем ремни, нажимаем на кнопки, полетели. (звучит «космическая»музыка)
Вот мы с вами прилетели в то далекое время. (СЛАЙД 1) Кругом деревья, трава, цветы, только птицы поют, да изредка слышен крик зверей. (звучит шум леса)
А вот и чье-то жилище. (СЛАЙД 2)
-Что это? Прочитайте название (шалаш)
-Из чего сделан шалаш? (из веток деревьев)
-Надежное ли было жилище? Почему? (ответы детей)
Многого боялся древний человек – диких зверей, лесного пожара, неожиданного нападения. Шалаш из хвороста – плохая защита от бедствий и врагов. Поэтому человек нашел другое убежище. (СЛАЙД 3)
-Что это? Прочитайте название (пещера)
-Почему человек переселился в пещеру? (она более прочная, сделана из камней)
(СЛАЙД 4)
-Чем люди занимались в те времена? (охотились)
Физкультминутка. Давайте представим, что мы древние люди и пойдем на охоту. Взяли копье, положили на плечо, пошли, увидели зверя, метаем копье. (дети имитируют движения)
Постепенно на земле людей становилось все больше и больше. Они расселялись по всей земле.
Люди понимали, что были такие места, где селиться было очень опасно.
(СЛАЙД 5)
- Почему? (пожар, нападение хищников, змеи, комары)
2. Давайте сядем на машину времени и продолжим наше путешествие, посмотрим, как живут люди в разных уголках Земли, как они приспособились к условиям, ведь где-то тепло, где-то холодно.
-Как вы думаете, жилища будут отличаться? (ответы детей)
-От чего это зависит? (ответы детей)
Полетели (имитируют движения)
Люди поняли, что селиться нужно в тех местах, где беда не обрушится неожиданно, где можно укрыться в случае опасности. Какое это будет место?
Остается широкая река или болото, и строили они там целые деревни.
-Как они это делали? (предположения детей)
Поставить дом прямо на воду нельзя, он уплывет или утонет.
-Как поставить на реке дом прочно? (ответы детей)
(СЛАЙД 6)
Нужно поставить его на крепкое основание. И таким основанием служило дно реки. Толстые длинные бревна – сваи вбивали глубоко в мягкое дно. Высоко над водой торчали верхушки круглых бревен. На них и ставили дома. Здесь уже нападения не опасны.
Летим дальше (имитация)
Посмотрите, какие здесь дома. (СЛАЙД 7)
Это рубленые дома.
-Почему они так называются? (ответы детей)
Дом рублен обычным топором. И плотно сложенные стены, и ровная полоска мха между бревнами – все это прочно, без единой, самой маленькой щелочки. Надежно сохраняет тепло такое жилище.
Посмотрите в бинокль (имитация, здесь ребятишки водят хоровод, давайте и мы с вами поиграем.
Физкультминутка Хороводная игра.
Летим дальше, пролетаем над тундрой. Здесь короткое лето. Кочуют с места на место оленьи стада, а вместе с ними и оленеводы. И каждый раз строят островерхие дома. Прочитайте название.
(СЛАЙД 8)
-Как сделаны эти жилища? (ответы детей)
Вбивают в землю длинные жерди и покрывают их оленьими шкурами. Костер разводят внутри, а вверху оставлено отверстие для дыма.
Летим дальше, пролетаем над Африкой.
–Какая погода в Африке? (ответы детей)
-Из чего сделаны жилища там? (ответы детей)
(СЛАЙД 9) Прочитайте название.
Жилище сложено из веток, а на крыше пальмовые листья. Стен нет. Почему?
Пролетаем над Японией. Это страна частых дождей и землетрясений.
(СЛАЙД 10) Прочитайте название.
Японское жилище устроено так, что стены легко раздвигаются, и открывается помещение для свежего воздуха. А сделаны стены из бумаги или ткани, натянутые на тонкие бамбуковые рамы. Легкий бумажный дом хорошо переносит землетрясения.
Эти жилища люди научились строить очень давно, но до сих пор люди пользуются ими. Почему? (ответы детей)
Летим дальше.
Посмотрим, какие строят жилища сейчас. (Слайд11). Современные дома многоэтажные. Почему? (ответы детей)
Они сделаны из бетона, защищают от любой непогоды. В них тепло зимой и прохладно летом.
Вот и заканчивается наше путешествие на машине времени. Летим домой. (звучит музыка)
Мы увидели, в каких жилищах живут люди. Все они разные.
-От чего зависит вид жилища? (от погоды, условий в каких живут люди)
А сейчас вы попробуете собрать картинки, на которых изображены жилища. (Дидактическая игра «Разрезные картинки» с видами жилищ)
-Какие жилища у вас получились?
-Где их строят?
-Почему?
3. -Что нового узнали сегодня?
-Что запомнилось больше всего?