Светлана Баликоева
Конспект НОД интегрированного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Вода и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
• показать важное свойство воды;
• показать, что вода не имеет формы, разливается и течет;
• показать, что вода безвкусная и приобретает вкус того, что в нее добавят;
• показать, что вода не имеет запаха;
• показать, что вода может быть в трех состояниях: жидком, твердом, парообразном.
Публикация «Конспект НОД интегрированного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Вода и ее свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
• воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы:
• стаканчики с прозрачной водой;
• бутылочки с водой;
• соль, сахар;
• лед;
• термос с кипятком;
• ложечки;
• салфетки;
• зеркало.
Предполагаемый результат:
Образовательные:
• формирование представлений детей о природном объекте воде;
• формирование познавательного интереса;
• обогащение словарного запаса;
• сформированность некоторых обследовательских действий.
Воспитательные:
• воспитание бережного отношения к воде;
• привнесение результатов работы в группе в домашние условия.
Предварительная работа.
1. Определение темы, цели, задач занятия.
2. Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде.
3. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду).
4. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».
5. Подготовка необходимого оборудования.
6. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы.
Методы и приемы:
• Сюрпризный момент (появление Капельки)
• Словесный (беседа о воде)
• Наглядный (презентация «Круговорот воды», запись шума воды, презентация «Детям о воде», глобус, музыкальная физкультминутка.)
• Практический (опыты, эксперименты)
Экспериментальная деятельность :
• Определение свойств воды путем проведения различных опытов с водой.
• Вода прозрачная, бесцветная, безвкусная, принимает ту форму, в которую ее помещают, может быть в трех состояниях: жидком, твердом, парообразном.
Организационный момент:
Сегодня у нас будет интересное занятие! А какое, вы послушаете мелодию и догадаетесь, о чем у нас будет увлекательное занятие.
Дети: Мы поговорим о воде.
Воспитатель: правильно, мы поговорим о воде: Как вы думаете ребята, кому нужна вода? (растениям, животным, птицам, деревьям, растениям, насекомым, птицам, морским обитателям, людям и т. д.) А зачем нам вода? (стираться, убираться, умываться, готовить кушать)Ребята, а теперь послушайте загадку и, отгадав её, вы узнаете, кто к нам придет в гости.
Загадка:
В ручьях и океанах обитает,
Бывает в воздухе, летает,
Как только надоест летать,
На землю падает опять. (Капля воды, капелька)
Сюрпризный момент:
(За дверью слышен плач и стук)
Воспитатель: «Ребята! Кто, это к нам идет?»
Капелька:
Капелька плачет и рассказывает ребятам историю о том, что Маму-тучку быстро унес ветер и она не успела вернуться назад и теперь ей очень грустно. Тучка очень расстроилась и не знает, что ей делать. Она не может найти место, где есть много воды.
Воспитатель: Скажите, а где мы можем найти много воды, чтобы помочь капельке вернуться к маме-тучке. (в море, водопаде, колодце, пруду, озере. реке). К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А давайте вместе с капелькой поиграем в игру «Через речку, через речку перейдем» (дети поочередно перепрыгивают через речку)
Ну что ребята, все перепрыгнули через речку, никто не утонул в ней?
Ой, смотрите! Капелька исчезла! Где же она?
Капелька за кулисами: спасибо, дорогие дети, что вы привели меня к реке. Я наполнилась водой и скоро Мама-тучка заберет меня к себе. Я буду без вас скучать, но обещаю еще раз навестить вас.
Воспитатель: А, вы будете скучать по капельке?
Дети: да! До свидания, капелька.
Воспитатель спрашивает у детей. Ребята, скажите, а какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Что происходит весной? (солнце светит ярче, тает снег, сосульки, появляются первые цветы-подснежники, проснулся медведь, насекомые, поменяли одежду зимнюю, сажают деревья, идет дождь, люди ходят с зонтиками, поют птицы, прилетели птицы из теплых стран и т. д.)
Кто мне скажет, во что превращается снег, когда тепло на улице? Все дети отвечают, что снег превращается в воду и уходит под землю.
Основная часть:
Воспитатель: хочу спросить, Вы знаете, кто такие учёные?
Дети: да!
Воспитатель: правильно, это люди, которые проводят опыты, эксперименты в лабораториях. И сейчас я приглашаю вас всех в лабораторию.
Ребята, давайте сегодня превратимся в ученых и будем проводить опыты. Для этого вам понадобятся фартуки, одеваем их. Но чтобы начать нашу работу, мы сначала вспомним речё вку:
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А также мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они готовы к работе.
Воспитатель: посмотрите, у вас на столах стоят баночки, налейте воды, закроем крышкой плотно и взболтаем. Что видите ребята? Ребята, да вы настоящие волшебники.
Дети: вода окрасилась.
Воспитатель: А почему вода окрасилась?
Вывод: Потому что в воду добавили краску. Вода сама по себе бесцветная, но меняет свой цвет в зависимости от того, что добавили в воду.
1 опыт. На определение вкуса воды.
Ребята, перед вами стоят два стакана с водой. Попробуйте на вкус, какая она? (дети пробуют воду). Она безвкусная. А теперь положите в один стакан сахар и попробуйте воду из этого стакана (она сладкая).
Вывод: вода сама по себе безвкусная, но меняет свой вкус в зависимости от того, что туда добавили.
Музыкальная физкультминутка: делать опыт — это работа непростая и требует много сил и ума. Поэтому ученым необходимо немного отвлекаться и отдыхать. Неплохо бы отдохнуть и нам. Давайте и мы немного отдохнем.
Отдохнули, ребята! Тогда снова занимайте места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
2 опыт. Различные состояния воды (твёрдое)
— Ребята, я сейчас вам раздам что-то, а вы мне ответите, что это и как это получилось (педагог раздает детям заранее приготовленные кусочки льда)
Дети: это лед.
А как он получился?
А если снова будет тепло? Подержите льдинки у вас в руках. Что с ним происходит?
Дети: лед тает и снов превращается в воду.
Дети: когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.
Правильно, ребята.
— Какой он? (твердый, холодный, тяжелый).
Вывод: Лед — это замороженная вода.
3 опыт. Различные состояния воды (парообразная)
Ребята! А это что такое? Правильно. Это термос. А для чего он нужен человеку? (в нем можно долго сохранять воду горячей).
— Смотрите. Я открываю крышку термоса. Что вы видите? (из термоса идет пар).
-Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появилось на зеркале? (Капельки воды).
-Откуда он и взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)
-Ребята, пар — это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. А где дома мы можем увидеть пар? Правильно, из горячего чайника.
Вывод: вода может находиться в трех состояниях:
1. Лед — это твердая, замороженная вода.
2. Пар — это нагретая до состояния кипячения, парообразная вода.
3. Жидкая-это обычная вода.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, у нас в лаборатории есть вот такие микроскопы, давайте посмотрим в них, там есть у нас капелька воды.
Капелька: Ребята, вы мне помогли найти Маму-тучку и я узнала много нового, кому она нужна и для чего?
Ребята, а что вы сегодня делали?
Дети: Мы узнали, что вода прозрачная, вода безвкусная, не имеет запаха. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет. Вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и парообразном.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты.
Капелька: награждает значками «Капельки»
Воспитатель: А сейчас лаборатория закрывается, мы снимаем наши лабораторные фартуки и возвращаемся в группу.