Неля Маратовна Абитова
Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.
Задача: -
Образовательная:
• Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах);
• Продолжить укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы, а также гибкости и направленности движений органов, которые задействованы в речи.
• Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;
Публикация «Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;
• Совершенствовать составление рассказа о птицах с помощью мнемосхем; -
Развивающая:
• Развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц
• Развивать наблюдательность, познавательные способности - речь, память, внимание, логическое мышление.
• Развивать слуховое восприятие; -
Воспитательная:
• Воспитывать умение слушать рассказы других детей;
• Воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.
Оборудование: игрушка сороки, письмо, фигурки зимующих птиц, корм для птиц, предметные картинки о птицах.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята иду, я сегодня в детский сад и мне на встречу летит сорока. Трещит. Я, конечно, ничего не поняла. Не успела я, что-либо сказать, как она бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Давайте прочитаем, что там написано.
Я, Сорока Белобока живу в лесу. Сегодня в лесу переполох: одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму. И подпись: Сорока Белобока.
Воспитатель: Давайте мы встанем, отправимся в лес и разберёмся, какие птицы должны улететь, а какие остаться с нами и отправим письмо Сороке Белобоки в лес.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц.
Вводная часть:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как поют птицы? Это нас встречают друзья птицы Сороки Белобоки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько на опушке птиц. А вот и сама Сорока Белобока, вернём ей письмо и точно узнаем, что случилось.
Воспитатель: Сорока Белобока, что случилось, что за переполох?
Ребята, она говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться, а какие улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы, улетели или нет.
Основная часть:
Дети подходят, смотрят и называют птиц : ласточка, скворец, кукушка.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что они улетают в тёплые края.
Воспитатель: Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?
Дети: Они замёрзнут от голода и холода.
Воспитатель: Ребята, а какие птицы остались? Давайте мы назовём их.
Дети называют птиц : синица, голубь, снегирь, воробей, дятел.
Воспитатель: Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.
Пальчиковая игра «Синица»
Эта птичка невеличка
Называется синичка (соединяем большой и указательный палец)
Раз, два, три, четыре, пять
Будет в гости прилетать (имитация полета кистями рук)
Воспитатель: Скажите, как кричит синица? (Свистит) –Давайте послушаем.
Воспитатель: Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.
Воспитатель: Скажите, как кричит снегирь? (Щебечет) –Давайте послушаем.
Воспитатель: Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов : работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.
Педагог предлагает детям изобразить дятла. Дети выполняют гимнастику.
Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони) :
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой–
Все равно он будет мой.
-Скажите, как кричит дятел? (стучит)–Давайте послушаем.
Воспитатель: Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.
Воспитатель: Как кричит воробей? (чирикает) – Послушайте.
Воспитатель: Это голубь. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.
Воспитатель: Как кричит голубь? (воркует) –Давайте послушаем
Воспитатель: Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.
Воспитатель: Как кричит ворона? (каркает) _Послушайте
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются всегда снами.
Воспитатель: Сорока Белобока, поняла, какие птицы должны остаться с нами, а какие улететь.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Сейчас мы вместе с Сорокой Белобокой поиграем в игру
«Кто какой?».
Воробей какой? – маленький, серый, шустрый.
Если у воробья короткий клюв, значит воробей какой? –короткоклювый.
Если у воробья короткие лапки, значит воробей какой? –коротколапый.
Если у воробья короткий хвост, значит воробей какой? –короткохвостый.
Как подает голос воробей? –чик-чирик.
Что делает воробей? –чирикает.
Где живет воробей? - в городе.
Вот какой замечательный воробей.
Посмотрите на снегиря.
Если у снегиря толстый клюв, значит снегирь какой? –толстоклювый.
Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? –красногрудый.
Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой? -черноголовый.
Как подает голос снегирь? Фью, фью. Посвистывает.
Где живет снегирь? В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку.
Вот какой красивый снегирь.
Посмотрите внимательно на синицу.
Если у синицы жёлтая грудь, значит какая синица? -Желтогрудая синица.
Если у синицы голова черная, значит какая синица? –черноголовая.
Как подает голос синица? –тинь-тинь.
Что делает синица? –тинькает.
Где живет синица? -В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку.
Какая замечательная синичка.
Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – дятел.
Дятел какой? –трудолюбивый, шумный.
Если у дятла длинный клюв, значит какой дятел? -длинноклювый.
Если у дятла красная голова, значит какой дятел? -красноголовый.
Если у дятла белая грудь, значит какой дятел? -белогрудый.
Как подает голос дятел? -кик-кик.
Что делает дятел? -стучит. Где живет дятел? – в лесу.
Воспитатель:Вот какие замечательные зимующие птицы.
Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да).
Воспитатель: Ребята, Сорока Белобока еще хочет с вами поиграть.
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Сороке Белобоке, из каких частей, состоят птицы (Голова, туловище, хвост.)
- Что есть на голове?
- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)
- Клюв птицы – это рот или нос?
Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.
- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)
- Опишите крылья.
- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.
- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?
- Рассмотрите и опишите хвост.
Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)
- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)
- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)
- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, Сорока Белобока спрашивает, а кто заботится о них в холодное время года?
(в холодное время года о птицах заботятся люди)
Как заботятся люди о птицах? (люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц.)
А чем можно угостить наших пернатых друзей? – семечками, зерном, семенами, ягодами.
А какой корм больше всего любит воробей? –семечки.
А какое любимое блюдо у снегиря? - ягоды рябины.
А чем бы полакомилась синичка? –салом сырым, несоленым.
А что больше всего любит сорока? -зерно.
А чем можно угостить дятла? –семенами, ягодами.
Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы : у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель: Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку», которая стоит на столе.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три сороки были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
а в четверг со всех краёв
Стая серых воробьев.
В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
Воспитатель: Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами.
А теперь садитесь на свои места.
Воспитатель: Ребята давайте скажем, Сороке Белобоки спасибо, что она всё это время была с нами. А с ней нам пора прощаться и возвращаться в группу.
Раз, два, три повернись, в группе снова окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются в группе.
Заключительная часть:
Рефлексия: Что вам понравилось сегодня делать больше всего. Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?