Юлия Зверева
Конспект НОД для детей старшей группы «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшей группы «Воздух вокруг нас»
Цель: создать условия для познавательной деятельности детей через экспериментирование.
Задачи:
Дать детям представление о воздухе и его свойствах.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; наблюдательность, логическое мышление, память, внимание, интерес к исследовательской деятельности;
Активизировать речь и обогащать словарь.
Воспитывать любознательность, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.
Материалы и оборудование: стакан, салфетка, прозрачный контейнер с водой, воздушный шар, бумажные веера, полиэтиленовые пакеты.
Ход НОД
Дети стоят на ковре.
-Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
-Ребята, подойдите к столу. На столе прозрачный контейнер с водой, стакан, бумажная салфетка.
-Посмотрите, что у меня в руках? (Стакан)
- А что внутри стакана? (Ничего)
-На дно стакана я помещаю салфетку, так чтобы она не выпала при переворачивании. Я опускаю стакан в воду полностью.
-Как вы думаете, что случится с салфеткой? Она промокнет? (ответы детей).
-Почему она промокнет? (Вода попадет в стакан)
Вытаскиваю стакан из воды и вынимаю салфетку.
- Потрогайте салфетку. Она промокла? (Нет)
- Вода попала к салфетке? (Нет) Как вы думаете, почему вода не смогла попасть в стакан? Что ей помешало?
-Вы видите в стакане что-нибудь еще, кроме салфетки? (Нет) Так что же это за «невидимка» не пустил воду в стакан к салфетке?
-Ответить на этот вопрос нам поможет загадка:
-Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это? (Воздух)
-Правильно, это воздух!
-Воздух заполнил стакан и для воды не осталось места. Поэтому вода не смогла попасть в стакан.
-Ребята, а вы видели воздух в стакане? (Нет) Почему? (Его не видно)
-Посмотрите вокруг. Вы видите воздух? (Нет) Значит воздух какой? (Невидимый, прозрачный)
-Воздух невидимый, прозрачный. Повторите. (Воздух невидимый, прозрачный)
. (имя) воздух какой?
-Воздух находится везде вокруг нас. Даже внутри предметов (стакана, которые кажутся пустыми, спрятался воздух. Просто его невидно, потому что он невидимый.
Беру в руки прозрачный воздушный шар. Дети сидят на стульях.
-Ребята, что это? (Воздушный шар)
-А что находится внутри шара? (Воздух)
-А вы его видите? (Нет)
-Подставьте ладошки. Развязываю шар и выпускаю воздух
-Что происходит? Вы почувствовали что-то? (Да) Ребята вы почувствовали на ладошках воздух, который выходил из шарика. А вы увидели, воздух, на своих ладошках? (Нет)
-Мы не видели воздух, выходящий из шарика, но мы его почувствовали.
-Но ведь воздух есть не только в шарике, а везде вокруг нас. Как же почувствовать воздух, который нас окружает?
-Подойдите ко мне. (Дети выходят на ковер. На столике бумажные веера)
- Возьмите в руки веер, помашите на себя.
-Что вы ощущаете? (Ветерок, воздух). Это и есть воздух, который нас окружает.
-А мы его видим? (Нет) -Чувствуем? (Да)
-Значит, мы не видим воздух вокруг нас, но мы можем его почувствовать.
-Раз воздух находится вокруг нас, попробуйте потрогать его.
-Получается? (Нет)
-А попробуйте поймать его рукой? Получилось? (Нет)
-Возьмите полиэтиленовый пакет. (Раздаю детям пакеты.) Смотрите, какой он тоненький. Его можно сложить в несколько раз. Теперь мы расправляем пакет, проводим им сверху вниз воздух и крепко зажимаем его.
-Что стало с пакетами? На что теперь они похожи? (на шарики) Можно теперь его свернуть? (нет)
-А почему? Что внутри? (Воздух занял все место в пакете, и он раздулся). А почему он не выходит из пакета? (Потому что мы зажали пакет и не даем воздуху выйти)
-Мы поймали воздух в пакет.
-Почему же нам кажется, что внутри ничего нет? (Воздух невидимый)
-Значит, мы не видим воздух, но мы можем его поймать и запереть.
-Раскроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
-Он не наполнен воздухом.
-Где теперь воздух, который мы выпустили из пакета? (Вокруг нас)
- Мы убедились, что воздух есть везде, хоть мы его и не видим.
-Теперь вы легко сами ответите на вопрос, что же помешало воде промочить салфетку? (Воздух)
-Правильно, воздух, который находится в стакане. А хотите увидеть воздух, который в стакане?
Возвращаемся к столу, на котором контейнер с водой. Снова опускаю стакан с салфеткой в воду.
-Я опускаю стакан в воду ровно, вверх дном. Где сейчас воздух? (В стакане)
-А теперь я его наклоню, чтобы выпустить воздух. Что вы видите? (Пузырьки) Пузырьки, которые выходят из стакана, это и есть воздух.
-Воздух мы выпустили. Он освободил место воде. Теперь вода попала в стакан? (Да)
-Что теперь произошло с салфеткой? (Она промокла)
-Итак, ребята, что же мы сегодня выяснили про воздух. Где находится воздух? (Воздух есть везде вокруг нас, даже в предметах, которые кажутся пустыми).
- Мы видим воздух вокруг нас? (Нет)
-Мы можем его почувствовать? (Да) Как мы его почувствовали? (Когда, выпустили из шарика, когда махали веером).
-Что мы еще сделали с воздухом? (Поймали в пакет).
-А когда мы увидели воздух? (Когда выпустили его из стакана под водой).
-Молодцы ребята, вы были внимательными и активными.