Наталия Шиневская
Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Бытовая электротехника — наша помощница»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с обобщающим понятием «бытовая электротехника»
Задачи:
– познакомить с понятием «Бытовая электротехника» и с предметами, облегчающими труд человека в быту;
– закреплять знания детей о различных видах бытовой техники, их пользе и назначении;
– обратить внимание детей на то, что именно человек создал технику, он её совершенствует и преобразует;
– развивать связную речь, интерес к истории возникновения бытового прибора, координацию речи с движением;
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром „Бытовая электротехника — наша помощница“» размещена в разделах
– стимулировать мыслительную деятельность детей с помощью вопросов;
– вырабатывать навыки безопасного обращения с бытовыми приборами;
– воспитывать уважительное и бережное отношение труду и результатам труда;
Ход занятия
– Сегодня у нас очень интересное занятие: мы сегодня поговорим о помощниках, которые есть у каждого человека в доме. Что это за помощники, чем и как они помогают нам, мы дальше и узнаем. Но сначала, давайте улыбнемся друг другу и сделаем небольшую гимнастику.
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Вкусное варенье», «Часики»;
Гимнастика для глаз «Полёт бабочки» (следить глазами за движением картинки)
Дыхательная гимнастика «Ветер – ветерок» ( сильный и тихий выдох через рот: губы сложены трубочкой).
1. – Посмотрите друг на друга. Вы все красиво одеты, в чистую одежду. А чтобы одежда была чистой, её нужно… (постирать). А как её стирают? (руками в тазике). Да, когда вещей мало и они не крупные, их можно постирать и так. Но если вещи крупные и их много, то чтобы их выстирать в тазике руками нужно много времени и сил. Поэтому люди сделали себе помощника. Какого? Правильно, это стиральная машина. Сначала стиральная машина была обычная. Сначала нужно было нагреть воды, налить в машинку, насыпать стиральный порошок, положить одежду и нажать кнопку. Пока машина стирает, что мама может поделать? (отдохнуть, почитать, посмотреть телевизор, попить чаю и т. д.). но люди на этом не остановились и придумали сделать автоматическую стиральную машинку. Теперь стирать ещё легче и проще. Кто видел, как стирают в ней? Поднимите руки. Расскажите, что делает мама при стирке. Что же помогает делать стиральная машина?
– Ребята, а кто из вас знает, где стирают бельё у нас в садике?
– Правильно. В прачечной стиральные машины очень большие, ведь детей много и вещей постирать нужно намного больше, чем дома. Стиральные машины не только стирают бельё, но и отжимают и высушивают.
2. – Теперь, когда вещи постираны, высушены, что нужно дальше сделать с ними? Правильно, их нужно погладить. А чем? Что за помощник приходит на помощь людям?
– Послушайте, я расскажу вам, как люди гладили вещи, пока не придумали утюги.
(рассказ воспитателя с показом) Для этого брали палку, наматывали на неё бельё и приглаживали, как раскатывают тесто. И так несколько раз! Мамы очень уставали, потому что это очень долгий труд. Это было так неудобно! Но со временем люди заметили, что если нагреть палку, то получается быстрей. Вот тогда и родилась идея – приспособление, которое бы было горячим и гладким. Так появились утюги (показать старинный утюг и дать подержать его 2-3 детям). Попробуйте, какой он тяжёлый! Это он ещё пустой! А для того, чтобы утюгом можно было гладить, его наполняли горячими углями.
– Как вы думаете, легко ли было таким утюгом работать? Почему? (ответы детей) Правильно, можно было обжечься, люди быстро уставали, а утюг быстро остывал. А если уголки падали на пол, то можно было и пожар устроить!
– Но люди всегда старались облегчить свой труд и всё время придумывали что- то получше, чем было. Когда появилось электричество в домах, то уже не нужны были угли и утюги стали легче. Современный утюг выглядит так. (дать потрогать 2-3- детям) Он тяжёлый? Легко ли теперь гладить вещи? Почему? (лёгкий, постоянная температура, не остынет, пока включён в розетку).
– Ребята, мы столько поработали, что пора нам отдохнуть. Давайте встанем и сделаем физминутку про трудолюбивых гномиков:
Жили-были гномики приседания на месте
В расчудесном домике. руки над головой соединить
Папа гном дрова рубил, руки поднять и резко опустить
Гном сынок их в дом носил. ходьба на месте
Гномик-бабушка вязала, показ движений:
Гномик-тётушка стирала, показ движений:
Гномик-мама суп варила, ладонь сложить лодочкой и пальцем
выполнять круговые движения
Гномик-дочь его солила. ладошки сложить «щепоткой»
Дед окошко открывал – ладошки соединить перед
собой и раскрыть
Всех знакомых в гости звал! Приглашающие движения
руками по очереди
3. Ребята, посмотрите, как у нас в садике чисто, нигде нет ни мусора, ни пылинки. А чтобы полы всегда были чистыми, что люди делают. (подметают) У нас группа большая? И чтобы её всю подмести, сколько же нужно работать? Правильно, подметать нужно долго и, конечно, быстро устанешь. И здесь люди придумали, как справиться с такой работой быстро и легко. Для этого они тоже придумали и сделали помощника. Может, кто-нибудь догадался, что это? (пылесос) Поднимите руки, кто видел и знает, как им работают. Давайте расскажем по порядку, что делает человек, чтобы пропылесосить. (составление рассказа по опорной схеме) :
– приготовить пылесос (поставить его рядом с ковром, паласом)
– размотать и включить шнур в розетку;
– взять в руки всасывающий шланг;
– нажать на кнопку, т. е. включить его;
– двигаться с пылесосом по паласу;
– после работы отключить пылесос и освободить мешок для мусора.
– Молодцы, ребята! Так что же помогает делать пылесос? Правильно! А теперь люди научились делать и моющие пылесосы. Что они умеют делать?
4. Беседа.
– Сколько помощников мы назвали?
– Что же они помогают делать? (обобщить ответы детей : навести чистоту, красоту, уют дома)
– Где они нужны? (дома или в быту)
– Правильно, поэтому её называют бытовая техника или бытовые приборы. Повторите!
– Почему же её называют бытовой? А почему техника? Правильно, т. к. её придумывают и делают люди.
5. – Бытовой техники придумали очень много. (повесить на доску картинки бытовой техники) И у каждой своя работа, своё назначение. Каждый из них помогает человеку. Например, холодильник для чего нужен? Он помогает хранить долго продукты; готовить еду помогает-…газовая или электрическая плита. (вызвать 2 детей к доске – они рассказывают о телефоне, телевизоре)
Телевизор – показывает кино, любимые мультфильмы, помогает узнать много нового;
Телефон – разговаривать с человек, находящимся далеко, быстро сообщить или узнать новости.
Раньше телефоны были с проводами и могли находиться только в помещениях: дома, в садике, в школе или на рабочих местах, а сейчас появились мобильные (или сотовые) телефоны, которыми мы пользуемся где угодно. Мы видим, что люди всё время что-то новое, чтобы человеку было легче жить, удобнее и быстрее работать. И не только работать, но и отдыхать.
(показать и включить магнитофон или музыкальный центр)
– Давайте и вы отдохнём и потанцуем! («Танец маленьких утят»)
Закрепление материала.
– Ребята, мы видим, что человек находил себе всё новых помощников, чтобы облегчить свой труд. Какие они были раньше, а чем мы вместо них пользуемся сейчас, мы узнаем, поиграв в игру «Что было – что есть»
Веник – …пылесос;
Палка – …утюг;
Тазик – …стиральная машинка;
Печка – …плита;
Самовар – …электрический чайник;
Свечка – …лампочка, светильник.
– Нужны нам эти помощники? Как мы их назовём одним словом? Откуда же берутся предметы бытовой техники? Чтобы они начали работать, что нужно сделать? (включить)
– Ребята, запомните, что бытовые приборы могут включать только взрослые, а детям включать их НЕЛЬЗЯ! Потому что все электрические приборы при неосторожном обращении могут не помочь человеку, а навредить. А как? Кто может ответить? (ответы детей) Это очень опасно!
– А теперь я буду загадывать вам загадки и проверю, как вы запомнили названия бытовых приборов.
Загадки:
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Он охотно пыль глотает,
Не более, не чихает. (пылесос)
Поверчу огромный круг
И меня услышит друг. (телефон)
Летом папа нам привёз
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережё т продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
То назад, то вперёд
Ходит-бродит пароход.
Остановишь- горе,
Продырявит море! (утюг)
4 синих солнца
У бабушки на кухне,
4 синих солнца
Горели и потухли.
Сварили кашу и уху,
Спасибо солнцам за еду. (газовая плита)
Дом на ножках,
Посреди – окошко.
Засветится окно,
Появится кино. (телевизор)
• Итог.
– Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня хорошо работали. А вам что понравилось? А что нового вы сегодня узнали? (обобщение ответов детей)
– в каждом доме у людей есть помощники;
– их называют бытовыми приборами;
– они помогают людям выполнять работу по дому, в быту;
– их придумывают и делают люди, всё время их улучшая;
– детям с бытовыми приборами нужно быть осторожными и самостоятельно включать нельзя.
– Молодцы! На этом наше занятие закончилось. До свиданья!