Вера Филиппова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Подготовка животных к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме «Подготовка животных к зиме»
Задачи:
Речевое развитие:
• активизировать и обогащать словарь по лексической темам «Подготовка животных к зиме», «Дикие животные»;
• закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;
• составлять связный последовательный пересказ на основе опорных картинок.
Познавательное развитие:
• формировать первичные представления о подготовке животных к зиме;
• активизировать мыслительные операции на основе нахождения и исправления логической ошибки.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОНР „Подготовка животных к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Социально-коммуникативное развитие:
• развивать свободное общение детей с логопедом;
• развивать диалогическую и монологическую формы речи;
• учить соблюдать нормы речи.
Художественно-эстетическое развитие:
• знакомить детей с рассказом И. Соколова-Микитова «Лес готовится к зиме»;
• формировать целенаправленное восприятие и умение анализировать литературный текст.
Физическое развитие:
• развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи;
• формировать физиологическое и речевое дыхание.
Подготовительная работа : изучение лексических тем «Дикие животные», «Подготовка животных к зиме»; чтение художественных текстов, стихотворений, пословиц по данным лексическим темам; отгадывание загадок; рассматривание предметных и сюжетных картинок по темам «Подготовка животных к зиме», «Дикие животные».
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Логопед: – Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок. (Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда.) – Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! (Дети здороваются.) Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся, Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! (Стук в дверь. Приходит обезьянка Чича.) Чича: – Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются.) Меня зовут обезьянка Чича! Логопед: – Здравствуй, Чича! Ты откуда? Чича: – Из Африки! Я прилетела в гости к лесным зверям, проведать своего старого друга – Мишку Косолапого. Поиграть с ним хотела, а он занят, говорит некогда ему, дел полно! И остальные звери все бегают, суетятся, как будто готовятся к чему-то! Может завтра Новый год уже? Логопед: – Ребята, как вы думаете, почему звери суетятся? К чему они готовятся? (Ответы детей.) – Оставайся, Чича, у нас, ребята тебе расскажут, чем заняты звери в лесу и как они готовятся к зиме.
II. Артикуляционная гимнастика.
– Ребята, давайте изобразим, как белка щёлкает орешки (упражнение «Лошадка», дятел дерево долбит (упражнение «Дятел», лиса хвостиком виляет (упражнение «Часики», заяц с горочки бежит (упражнение «Горка»). Молодцы!
– А теперь мы превратимся в косолапого медведя и вразвалочку перейдем к стульчикам.
III. Беседа «Как дикие звери к зиме готовятся».
Логопед: – Ребята, давайте рассмотрим картинки и вспомним, какие звери живут в лесу. (Дети называют животных.)
Логопед: – Летом зверям в лесу хорошо – тепло, еды много, бегай, прыгай вволю, и шубка летняя – лёгкая и нежаркая – красота! Но лето пролетает очень быстро, не успеешь оглянуться, а уже зима на носу. У животных леса это самая тяжёлая пора! Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму спать в своих домиках. – Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами растят детёнышей, сами строят себе жилища.) – Скажите, какая главная забота у животных осенью? (Готовиться к зиме.) – Почему? (Зимой холодно, нет никакой еды, всё занесено снегом.)
IV. Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой».
Логопед: – Дети, а давайте покажем Чиче, как мы умеем играть с пальчиками.
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ёжик и барсук. На каждую строчку дети выполняют упражнение «Пальчики здороваются».
Только заиньке не спится – Указательный и средний пальцы поднимают вверх, остальные пальцы соединяют.
Убегает от лисицы. Пальцами «бегают» по столу.
Мелькает он среди кустов,
Соединяют ладони, делают ими волнообразные движения.
Напетлял и был таков!
(Е. Борисова) Ритмично хлопают в ладоши.
V. Дыхательная гимнастика.
Логопед: – Ребята, а теперь подышим. И обезьянку научим.
Упражнение «Холодно зимой»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны, вдох носом; 2 – обхватить плечи руками и на выходе произносить: «Бр-р-р!» Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Мышонок шуршит»
И. п. : о. с., руки - «лапки» согнуты в локтях перед грудью. 1- перебирать «лапками», вдох; 2 – на выдохе произнести: «Шур-шур-шур!»; 3 – перебирать «лапками», вдох; 4 – на выдохе произнести: «Шу-шур-ши!»; 5 – перебирать «лапками», вдох; 6 – на выдохе произнести: «Шур-шур! Ши-ши!» Повторить 2 раза.
Упражнение «Сердитый ёжик»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. 1 – наклониться, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя позу рассерженного ежа, вдох; 2 – на выдохе произносить: «Пф-ф-ф!», затем: «Фр-р-р!» Повторить 3-4 раза.
VI. Чтение рассказа о подготовке животных к зиме.
Логопед: – Ребята, а сейчас для вас и Чичи я прочитаю рассказ. Слушайте внимательно, чтобы потом смогли ответить на мои вопросы. (Логопед читает рассказ И. Соколова-Микитова «Лес готовится к зиме», задаёт вопросы по его содержанию, дети отвечают.)
Все в поле и в лесу себе на зиму дома построили. Под частой ёлочкой, под зелёной еловой лапой, строит свой дом заяц-беляк. Пока шубку серую на белую не поменяет, ему ёлка защитой будет. Белка переменила на зиму шубку, починяет гаюшку – гнездо, чтобы не надувало в гаюшку снегу. Лисичка-сестричка бегает по полям, ищет мышиные норы… Ёж Ежович накрылся палым листом, заснул на целую зиму.
Крот глубоко ушёл в землю, застыл до весны. Белые ласочки и лесные мышки – поглубже в мох, под древесные корни. Лягушки-квакушки зарылись в мох, в ил на прудах. Будут лежать до самой весны недвижно. Застыли под хворостом юркие ящерицы.
А лучше, а теплее всех Михаилу Михайловичу: забрался он в берлогу, припал к лапе и – на боковую. Будет всю зиму сосать лапу, видеть лесные сны, слушать, как скрипят над берлогой высокие ели. Хуже всех бездомному волку: будет он долго и жалобно петь на перекрё стке свою горькую волчью песню: «У-у-у! У-у-у! У-у-у!»
Вопросы:
• Где строит дом заяц-беляк?
• Как готовится к зиме белка?
• Что делает лисичка?
• Как спит ёж?
• Где спит крот? Что делают мыши?
• Куда зарываются лягушки?
• Где прячутся ящерицы?
• Где спит медведь?
• Кому хуже всех в лесу зимой? Почему?
VII. Упражнение на развитие координации речи и движений «Холодно зимой».
Логопед: – Что-то засиделись мы, да? Давайте подвигаемся?
Зайке холодно зимой,
Замерзает зайка мой. Дети приседают, изображают дрожь.
– Зайка, зайка, где твой дом?
– За-за-за большим кустом! Машут рукой вдаль.
Там я вечером сижу
И дрожу, дрожу, дрожу… Приседают, изображают дрожь.
VIII. Лексико-грамматические игры.
«Назови ласково»
Зима – зимушка; заяц – зайчик, заинька; белка – белочка; лиса – лисичка, лисонька; волк – волчок, мышь – мышка.
«Слова-родственники»
Дети подбирают родственные слова.
Заяц – зайчик, зайчонок, зайчата, зайчиха, зайцы, заячий, заячья, заячье.
Лиса – лисичка, лисонька, лисёнок, лисята, лисий, лисье, лисья, лисы, лисица, лисицы.
Белка – белочка, бельчонок, бельчата, беличий, беличья, беличье, белки.
«Слова наоборот»
Зима – лето, тепло – холодно, защита – нападение, глубоко – мелко, сытый – голодный, спать – бодрствовать.
IX. Игра на активизацию словарного запаса «Скажи по-другому».
Еловая лапа – еловая ветка.
Гаюшка – беличье гнездо.
Палый лист – лист, который упал с дерева.
Застыл до весны – перестал двигаться.
Юркая ящерица – быстрая ящерица.
На боковую – лечь спать.
Лесные сны – сны, которые видит медведь зимой во сне.
X. Игра «Исправь ошибку».
Логопед произносит предложения с ошибкой. Дети исправляют её и говорят предложение правильно.
Предложения: Заяц зимой спит в берлоге. Волк живёт в норе под землёй. Лиса зимует в дупле. Белка спит под палым листом. Медведь у дороги жалобно воет. Ящерица меняет серую шубку на белую.
XI. Повторное чтение по частям и подбор опорных картинок.
XII. Пересказ рассказа по опорным картинкам.
Оборудование: картинки с изображением зимы, зайца, белки, лисы, ежа, крота, мыши, лягушки, ящерицы, медведя, волка.
Логопед последовательно предъявляет детям картинки и предлагает вспомнить предложения из текста, которые относятся к ним. Например, он показывает картинку с изображением зайца. Дети произносят предложение: «Зимой под ёлочкой строит свой дом заяц-беляк».
Работа проводится по цепочке. Затем 2-3 ребёнка пересказывают текст.
XIII. Итог занятия.
Логопед: – Ребята, скажите, пожалуйста, про каких зверей мы с вами сегодня рассказывали обезьянке Чиче? (Про диких животных.)
– Почему их называют дикими? (Ответы детей.)
– Скажите, какая главная забота у животных осенью? (Готовиться к зиме.)
– Почему? (Зимой холодно, нет никакой еды, животным приходится делать запасы.)
Чича: – Дорогие ребята, мне уже пора отправляться домой. Меня уже заждались мои подружки-обезьянки. Теперь я знаю, как тяжело приходится лесным зверям. А на прощание я хочу угостить вас своим любимым лакомством. До свидания! (Прощаются с обезьянкой.)
Логопед: – И наше занятие уже подошло к концу. Вы сегодня очень старались и хорошо потрудились. Молодцы!