Татьяна Белобрюхова
Конспект музыкальной беседы «Музыка рассказывает о животных и птицах» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкальной беседы по теме «Музыка рассказывает о животных и птицах»
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи:
• Формировать представление детей об изобразительных возможностях музыкального языка, побуждать сравнивать произведения, изображающие животных, находить в музыке характерные черты образов;
Публикация «Конспект музыкальной беседы „Музыка рассказывает о животных и птицах“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
• Дать представление о выразительных возможностях музыкальных инструментов в создании образов птиц;
• Развитие музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих возможность более тонкого слушания музыки;
• Развивать выразительность движений, пластики при создании образов;
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений, формировать эстетический и музыкальный вкус;
• Воспитывать интерес к музыке.
Методы и приемы:
• Наглядно-слуховой;
• Словесный (определение характера музыки, жанра, беседа);
• Практический метод (творческие действия);
• Метод контрастных сопоставлений произведений;
• Метод уподоблению характеру музыки (моторно-двигательное уподобление, темброво-инструментальное уподобление – творческое применение игры на детских музыкальных инструментах);
• Метод творческих заданий, импровизация.
Материал к занятию:
Л. Дакен «Кукушка».
М. Равель «Печальные птицы».
К. Сен-Санс «Кукушка в чаще леса».
Детские музыкальные инструменты.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель: Дети, вы сегодня читали сказку «О мертвой царевне и семи богатырях» и обсуждали эпизод, когда Чернавка по повелению злой царицы повела царевну в лес:
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела…
Давайте с вами представим, как Чернавка и царевна идут по сказочному, таинственному лесу.
Дети слушают фрагмент произведения К. Сен-Санса «Кукушка в чаще леса».
Дети: Им страшно, вдалеке кукует кукушка, предвещая беду.
Музыкальный руководитель: Давайте послушаем два произведения: М. Равеля «Печальные птицы» и Л. Дакена «Кукушка». Какому настроению соответствует характер музыки?
Дети: «Кукушка» звучит игриво, грациозно, а «Печальные птицы» - задумчиво, ласково, более нежно.
Музыкальный руководитель: Подумайте, в каком произведении изменялся характер музыки?
Дети: Музыкальное произведение «Печальные птицы» звучало сначала нежно, прозрачно, а затем – более взволнованно и чуть-чуть тревожно.
Музыкальный руководитель: С помощью каких средств музыкальной выразительности был создан образ птицы в «Кукушке» Л. Дакена?
Дети: Композитор написал музыку в быстром темпе и высоком регистре.
Музыкальный руководитель: Вспомните, какой инструмент помог композитору создать образ птицы?
Дети: Клавесин.
Музыкальный руководитель: Действительно, яркое, насыщенное, отрывистое звучание клавесина помогло в создании образа игривой, быстрой, юркой птички. Давайте послушаем фрагмент и попробуем интонацией голоса передать пение кукушки.
Звучит «Кукушка» Л. Дакена, дети вокализируют фрагменты мелодии.
Музыкальный руководитель: Давайте подумаем, с помощью какого детского инструмента мы сможем передать взволнованные и несколько настороженные интонации голоса кукушки?
Дети: Триола, металлофон
Дети подбирают интонации на музыкальных инструментах, а затем оркеструют произведение.
Музыкальный руководитель: Вспомните, какой инструмент исполнял произведение «Печальные птицы» М. Равеля?
Дети: Фортепиано.
Музыкальный руководитель: Звучание фортепиано не так ярко и насыщенно, как у клавесина. Поэтому и произведение «Печальные птицы» звучит более нежно и светло.
Цитирует фрагмент произведения «Печальные птицы» М. Равеля.
Музыкальный руководитель: Давайте еще раз послушаем это музыкальное произведение и с помощью пластических, танцевальных движений создадим образы птиц.
Дети передают характер произведения в ритмо-пластике, используя импровизацию.
В конце занятия обсуждаются удачно найденные варианты движений.
Занятие может завершиться также художественным рисованием по созданию цветовой гаммы эскизов костюмов для птиц.