Алина Ерилова
Конспект НОД «Как дикие животные готовятся к зиме» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Как дикие животные готовятся к зиме».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель занятия: Расширить знания детей о диких животных родного края.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни диких животных;
Публикация «Конспект НОД „Как дикие животные готовятся к зиме“ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• закрепить обобщающее понятие «дикие животные леса»;
• упражнять в образовании притяжательных прилагательных, в согласовании их с существительными;
• упражнять в образовании единственного и множественного числа детенышей диких животных с помощью суффиксов «онок», «енок», «ат», «ят»;
• упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «очк», «ичк», «ок», «ик»;
• упражнять в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «еньк»;
• закреплять умения отвечать на вопросы развернутой фразой.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать мелкую моторику рук;
• Развивать координацию речи с движением, чувство ритма;
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание охранять и оказывать ей посильную помощь;
• воспитывать усидчивость, чувство коллективизма, аккуратность, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус.
Методы и приёмы:
Игровой, словесный, наглядный, практический.
Оборудование и материалы:
Карточки для коррекционной работы, рисунки диких животных, интерактивная доска, медиафайл с презентацией к занятию.
Ход занятия:
• Организационный момент.
- На нашем занятии будет много интересного, познавательного и поучительного. А вот чем мы будем с вами заниматься, о чём говорить скажите вы сами, выполнив первое задание:
- Из разрезанных карточек собери картинку. Узнай, кто изображён? (Дети составляют).
- Какие животные у вас получились? Что это за животные? К какой группе их можно отнести? (Дикие). А каких животных вы ещё знаете? Назовите их. (Домашние). А какое сейчас время года? А скоро наступит что? (Зима).
- Итак, тема нашего занятия «Как звери готовятся к зиме».
• Беседа.
Холод, ветер на дворе
Руки мёрзнут в ноябре
Осень поздняя несёт
Первый снег и первый лёд.
- Кончается осень, скоро наступит зима. Но мы зимы не боимся. А как же дикие животные? Как они готовятся или уже подготовились. Хотите узнать? Тогда давайте оденемся потеплее, и отправимся на прогулку. И как вы думаете куда?
Осенний лес.
Побежали в осенний лес. И вот мы в лесу. Давайте вспомним о правилах поведения в лесу. (Нельзя громко кричать и бегать в лесу, нельзя лазать по деревьям, ломать деревья и кустарники).
- Как выглядит осенний лес? Что мы видим вокруг?
- Ребята, а мы в лесу одни? Или кто-то здесь есть? Почему так тихо? Оказывается, у лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме.
Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть и наблюдать. Остановитесь и приглядитесь внимательно, кругом кипит жизнь. Только любознательным и бережно относящимся к природе людям откроют свои секреты наши соседи младшие.
Загадка:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса).
На экране интерактивной доски появляется изображение лисы.
Лиса
Повстречалась мне лиса
Любопытные глаза,
Притаилась за пеньком
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает:
Кто в её лесу гуляет!
Лиса– всему лесу краса. К зиме у лисы шерсть становится более густая. Зимой не спят, нападают на более мелкую живность – зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов. Почему кончик хвоста белый? Не только для красоты. Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути.
Дидактические игры по слайду «Лиса»:
Ребята, это рыжая лиса, а это маленькая кто? (рыженькая лисичка).
Появляется детеныш (лисенок, а это кто? Появляются еще детеныш, а теперь это кто? (лисята) Открывается слайд с лисой и хвостами разных животных. Ребята подберите нужный хвост и назовите его. Какой хвост дадим лисе? (лисий)
Загадка:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка).
Белка
Далеко ещё зима,
Но совсем не для потехи
Тащит белка в закрома
Шишки, ягоды, орехи…
Знает маленький зверёк:
Запасаться надо в срок.
Белки, которые спят зимой только в очень сильные морозы, необходимы капитальные запасы. Белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупле, землю. И достать их оттуда может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они нанизывают на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. Белка – «хлопотунья».
Дидактические игры по слайду «Белка»:
Ребята, это пушистая белка, а это маленькая кто? (пушистенькая белочка).
Появляется детеныш (бельчонок, а это кто? Появляются еще детеныш, а теперь это кто? (бельчата) Открывается слайд с белкой и хвостами разных животных. Ребята подберите нужный хвост и назовите его. Какой хвост дадим белке? (беличий)
Пальчиковая гимнастика:
Белка
Скачет белка-шалунишка,
(«бегают» пальчиками по коленкам)
Рвет с сосновых веток шишки.
(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)
Лапками сжимает ловко
(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несет в свою кладовку.
(«бегают» пальчиками по коленкам)
Загадка:
Это что же за комочек
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек
Два листочка и грибочек.
Колкий с головы до ножек –
Кто же это? (Ёжик).
Ежик.
Протоптал немало стёжек
По лесам колючий ёжик.
Он трудился не напрасно –
Делал на зиму запасы.
Пусть морозы не страшат
Ни ежиху, ни ежат!
К холодам ежам надо накапливать жир. Питаются червями, ящерицами, змеями, жуками, лягушками. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит, свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом.
Дидактические игры по слайду "Еж"
Ребята, это колючий еж, а это маленький кто? (колюченький ежик).
Появляется детеныш (ежонок, а это кто? Появляются еще детеныш, а теперь это кто? (ежата)
Ребята, а чьи колючки у ежа? (ежиные)
Физминутка:
«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте на носочках)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)
Вот лиса идёт по лесу
Кто ж там скачет интересно? (Потягивание- руки вперёд)
Чтоб ответить на вопрос
тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте)
Тренировки помогают!
И зайчишки убегают. (Ходьба на месте высоко поднимая ноги в коленях)
Вот голодная лисичка
Грустно смотрит в небеса. (Потягивание- руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох) -2раза
Садится, отдыхает. (Приседание) -2 раза
Загадка:
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-серёжках.
Ей не скажешь слово «брысь»,
Потому что это… (Рысь).
Рысь.
Живёт она в глухих лесах
На ушках – кисти, при усах.
Большая кошечка, однако,
Размером, прямо, как собака
Такой уже не скажешь: «Брысь!»
А это значит: кошка – рысь.
Рысь в спячку не впадает. Хорошо приспособлена к холодам. К зиме шерсть становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей – зайцы, тетерева, рябчики. В голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами.
Дидактические игры по слайду «Рысь»
Появляется детеныш (рысенок, а это кто? Появляются еще детеныш, а теперь это кто? (рысята) Открывается слайд с рысью и хвостами разных животных. Ребята подберите нужный хвост и назовите его. Какой хвост дадим рыси? (рысий)
Загадка:
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц).
Заяц.
По лужайке скачет зайчик,
Скачет ловко, словно мячик.
Перед наступлением зимы заяц меняет серую шубку на белую. Питаются зимой корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной. Заяц бел, потому и цел. Почему зайца называют «косым»? Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Он может видеть, что делается сбоку и даже сзади.
Дидактические игры по слайду «Заяц»:
Ребята, это белый заяц, а это маленький кто? (беленький зайчик).
Появляется детеныш (зайчонок, а это кто? Появляются еще детеныш, а теперь это кто? (зайчата) Открывается слайд с зайцем и хвостами разных животных. Ребята подберите нужный хвост и назовите его. Какой хвост дадим зайцу? (заячий)
Пальчиковая гимнастика:
Зайчик
Жил-был зайчик,
Длинные ушки,
(пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки»)
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
(поглаживают указательный и средний пальцы)
Отморозил носик,
(поглаживают безымянный палец и мизинец)
Отморозил хвостик
И поехал греться
(растирают ладони)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и славно, волка нет.
(сжимают и разжимают кулаки)
И дают морковку на обед!
(стучат пальцами по коленкам)
Загадка:
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (Волк).
Волк
Ходит – бродит серый волк.
И зубами щёлк да щёлк.
Шёрстка как щетинка,
Вздыбилась на спинке.
Он грибов не хочет,
Только зубы точит,
Чтобы съесть зайчонка,
Мышку иль ежонка.
Что же делать волк?
Ёжик очень колкий.
Мышка прячется в норе,
Зайчик скрылся на бугре.
Волк – хищник! Конечно не спит. К зиме шерсть становится более густая. Зимой объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. «Волка ноги кормят». Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Дидактические игры по слайду «Волк»:
Ребята, это серый волк, а это маленький кто? (серенький волчок).
Появляется детеныш (волчонок, а это кто? Появляются еще детеныш, а теперь это кто? (волчата) Открывается слайд с волком и хвостами разных животных. Ребята подберите нужный хвост и назовите его. Какой хвост дадим волку? (волчий)
Загадка:
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Снится мне душистый мёд. (Медведь)
Медведь
Спит зимою великан
В тёпленькой берлоге
Ждёт весеннего тепла
И расцвет природы.
Косолапый очень ловкий,
Любит рыбку половить.
Чтобы мёд отведать сладкий
Может улей разорить.
Что за зверь? Скорей ответь.
Этот великан… медведь.
Медведь – хозяин всех лесов. Основная пища – ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если что-то их потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую.
Дидактические игры по слайду «Медведь»:
Появляется детеныш (медвежонок, а это кто? Появляются еще детеныш, а теперь это кто? (медвежата) Открывается слайд с медведем и хвостами разных животных. Ребята подберите нужный хвост и назовите его. Какой хвост дадим медведю? (медвежий)
- А каких ещё диких животных вы знаете?
• Итоговая часть.
- Я хочу вас спросить: «Ребята, как вы считаете, люди должны охранять диких животных?» (Ответы детей).
Существуют различные заповедники – это большая территория, на которой живёт большое количество различных животных. В заповеднике нельзя охотиться. Там живут звери и птицы, которые занесены в красную книгу. В эту книгу записывают редких животных, которых осталось очень мало на земле. (Показ «Красной книги).
- А как вы относитесь к животным? (Ответы детей).
Ребята, нужно охранять и беречь дикую природу. Помнить, что звери – это наши младшие братья.
- Я надеюсь, что вы узнали сегодня много интересного и познавательного!
Закончить наше занятие хочется словами Душена Рядовича:
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни».
Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живётся с нами рядом
Использованная литература и интернет ресурсы:
• О. А. Воронневич «Добро пожаловать в экологию»
• С. Н. Николаевва «Юнный эколог»
• Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
• Н. А. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас»
• Международный образовательный портал МААМ. RU, блог Елены Акутиной «Лесные физминутки»
• http://detiyasli.ru/deti/stihi-poteshki/palchikovye-igra-dikie