Татьяна Бомбасова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Подготовка птиц и животных к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Подготовка птиц и животных к зиме»
Цели: расширить представления детей об образе жизни лесных зверей и птиц осенью ;воспитывать любознательность.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать способствовать желанию запоминать названия птиц;
-учить устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы;
-дать детям новые знания об особенностях зимовки птиц и животных;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Подготовка птиц и животных к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
-формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, следуя описанию животных.
Развивающие:
-развивать интерес к особенностям зимовки животных и птиц;
-развивать интерес к животным и птицам;
-развивать любознательность.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к птицам;
-воспитывать желание помогать птицам зимой;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображениями птиц и лесных зверей осенью и зимой.
Ход занятия:
В: Мы уже ходили с вами в парк. Кого мы там видели?
В:Ребята, как вы думаете, почему нам там не встретился заяц,волк, лиса, медведь?
Д: В парке много людей, вокруг него дороги. А животным нужна тишина.
В: Звери пугливы. Попросим лешего превратить нас в невидимок, на время, для того чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса.
Раз, два, три, четыре, пять.
Леший нас зовёт гулять.
Где окрасилась листва.
В ярко жёлтые цвета.
В: Вот мы и в лесу. Садитесь ребята на пеньки. Здесь так тихо. Иногда шуршат листья. Не слышно птиц.
В:Как вы думаете, почему?
Д: Стало холодно, вот и птицы улетели.
В: А все птицы улетели? За окном у нас голуби, воробьи, синицы, вороны.
В: Чем питались птицы зимой? Кто-то мошками и жучками, кто-то ягодами и зелёными растениями. А потом не стало еды для птиц и они улетели на юг где тепло и сытно. Сначала улетели те, кто питался насекомыми ласточки и стрижи. Эти птички ничего кроме насекомых не едет. Зато тучи комаров и мошек поедают на лету. Перед дождём ласточки очень низко летают. Это такая примета. А у мошек от влаги становятся тяжёлые крылья. Тут-то их и ловят маленькие чёрные птички с раздвоенным концом. Умеют ласточки в полёте не только ловить насекомых, но и пить, и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостом воды -искупалась.
В: Стрижи тоже очень интересные птицы. Они так хорошо летают, что даже могут спать в воздухе. Ловят они комаров и мошек высоко в небе. Осенью становится холодно, комары и мошки исчезают. И стрижи улетают в тёплые края.
В: После ласточек и стрижей улетают птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле. Как вы думаете, что это за птицы
Д: Журавли и грачи.
В: А как вы думаете. Какие птицы улетают последними?
Д: Утки и гуси.
В: А как вы думаете почему?
Д: потому что замерзают водоёмы.
В: Все эти птицы перелётные. Почему они так называются?
Д: Они улетают в тёплые края.
В: Во время перелётов многие птицы погибают. Выдерживают только сильные и крепкие. Поэтому не надо мешать птицам отыскивать себе корм, не пугайте их и не гоняйте.
В: А какие птицы остались у нас на зиму? Назовите их.
Д:Воробьи, синицы, вороны.
В: Ой, ребята посмотрите.
Что это за зверь?
Она по ёлкам ловко скачет.
И в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы.
Д: Это белка.
В: Правильно ребята, это белка. (показывает изображение белки).
Но она уже не рыжая, а серая. Она шубку поменяла на более тёплую.
В: Но почему цвет шёрстки стал другим?
Д: Так белка от врагов спасается.
В: Правильно. Главный её враг -ястреб. Деревья зимой голые, серые. А когда белка меняет цвет шубы, её не так заметно.
В: Чем же зимой будет питаться белка?
Д: Грибами, орехами.
В: Да, ребята. Грибы сушит, орехи прячет в ямки. Если вам попадётся такая кладовая, не трогайте её, белки орешки нужнее.
В: В голодные годы, когда мало шишек и орехов, белки пускаются в опасные путешествия. Смело переплывают реки, перебегают открытые поля, забегают в деревни города.
В: А что ещё нужно холодной зимой?
Д: Тёплый дом.
В: Давайте посмотрим её дом. В беличьем дупле сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.
В: как вы думаете, зачем? Кто ещё так делает?
Д: Кошка. Чтобы было тепло.
В: А для чего белке ещё хвост нужен (если дети затрудняются) воспитатель помогает.
В:Он у неё как парашют: прыгнет зверёк с ветки на ветку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено, садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается. Вы думаете, какие у белки коготки?
Д: Острые,крепкие.
В: Как вы об этом догадались?
Д: Белки ловко по деревьям бегают.
В: Ребята, какие звери ещё готовятся к приходу холодов?
В: Вот ёжик бежит весь в сухих листьях. Изобразите, как ёж насаживает листья на иголки. (показывают). Выберет где листья совсем сухие и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Наберёт листья и опять к ямке.
В: Ребята, а как вы думаете, чем ёжик будет питаться зимой? Ягод нет, грибов нет, жучков нет.
Д: Правильно, ребята. Ёж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму спать.
В: Кто ещё из зверей в спячку впадает?
Д:Медведь.
В: Всё лето наедается и нагуливает жир на всю холодную и голодную зиму.
В: Где всю зиму спит медведь?
Д: В берлоге под корнями упавшего дерева он устраивает себе дом. Натаскает
Молодых ёлочек, которых вырвал с корнем из земли, мха. Зимой берлогу накроет снежное одеяло. Тепло в ней медведю.
Музыкальная физкультминутка «Почему медведь зимой спит?».
В: А это волк (показывает картинку). Он тоже готовится к зиме. Шерсть его на лето и осень отрастает становится очень густой и тёплой. Это волку необходимо,ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчатами. Это волчья стая. Днём они спят, а ночью охотятся по ночам.
В: Кто ещё живёт в лесу?
Д: Заяц.
В: Он тоже одежду поменял. Зачем зайцу одежду менять? Кого он боится?
От кого прячется?
Д:От лисы, волка.
В: А если всё таки выследила лиса зайца, что делать ему, как спастись?
Д: Он запутывает следы, быстро бежит.
В: Что помогает косому быстро бегать?
Д: Длинные и сильные ноги.
В: А где заячий дом?
Д: Он спит в снежной яме. В большие морозы зарывается в сугроб- так теплее. Ночью выходит еду добывать; обгладывает кору с веток опавших деревьев. Если деревья недалеко, заберётся заяц в сад полакомится корой яблонь. Вот почему люди на зиму обматывают кору яблонь тряпками.
В: А вот заячий враг. Кто это, дети?
Д: Лиса.
В: Да это лиса. Идёт неслышно, тихо. Покажите как она это делает.
Она зимой как в валенках потому, что отрастает у лисы на лапах густая шерсть, и они не мёрзнут.
В: Чем питается лиса?
Д: Мышами.
В: Лиса достаёт их из под снега. Слух у лисы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать.
Чтобы насытиться, она должна съесть за день 20 мышей.
В: Вот ребята, наше путешествие по лесу подошло к концу.
Попросим лешего вернуть нас в детский сад.
Лист осенний покрути,
Нас скорее в сад верни.
Подведение итогов.